Интеграция – одна из форм развития познавательной деятельности и снятия физического переутомления у учащихся с трудностями в обучении.
Для учителя, работающего с детьми с задержкой психического развития, необходимо найти те формы, методы и приёмы, которые помогли бы ему сделать обучение интересным, доступным, посильным и познавательным. Интегрирование существенно снимает физическое и умственное переутомление детей, повышает их познавательную активность на уроке, интерес к учебе, расширяет кругозор, всесторонне развивает личность.
Детям интегрированные уроки нравятся, вызывают у них интерес, дают большой эмоциональный заряд, активизируют учебно-познавательную деятельность, расширяют кругозор, способствуют выработке правильных мировоззренческих взглядов [3].
Для детей с трудностями в обучении является важным сочетание практических и теоретических разделов обучения, чередование умственного напряжения и разрядки, развитие мыслительной деятельности – все это предполагают уроки интегрирования.
Межпредметная интеграция может быть многовариантна. Первый вариант, когда урок ведет один учитель, используя элементы 2-х, а возможно даже 3-х областей науки. Второй вариант, когда урок ведут совместно 2 учителя. Именно такой урок я хочу предоставить вашему вниманию.
Цели:
- познакомить учащихся с основными правилами охраны и укрепления здоровья;
- разучить с детьми комплекс утренней гимнастики;
- систематизировать знания о разных видах спорта;
- содействовать воспитанию желания вести здоровый образ жизни.
Оборудование: слайдовая презентация, эмблемы для деления детей на группы, цветок здоровья, учебник А.А.Плешакова “Мир вокруг нас” 3 класс I часть.
ХОД УРОКА
- Орг. момент.
- Проверка домашнего задания.
- Сегодняшний урок мы начнем с проверки домашнего задания. Дома вам надо было повторить работу различных систем нашего организма. А сейчас ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов теста. Правильный ответ запишите в тетради.
- Тест. [1] (Слайд № 2)
- Какой из органов относится к дыхательной системе?
А) сердце;
Б) легкие;
В) почки.
- Какое вещество необходимо нашему организму для дыхания?
А) азот;
Б) углекислый газ;
В) кислород.
- Какой орган относится к кровеносной системе?
А) легкие;
Б) сердце;
В) печень.
- Какой орган не участвует в системе пищеварения?
А) почки;
Б) печень;
В) желудок.
- Какой орган не участвует в работе нервной системы?
А) спинной мозг;
Б) кишечник;
В) нервы.
- Взаимопроверка.
Ответы: 1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – а; 5 – б.
- Сообщение темы урока.
- На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с главными органами, работающими в нашем теле, узнали о том, из чего они состоят и для чего нужны. Зачем нам это надо?
- На cлайде зашифрована тема урока, расшифруйте её. (Слайд № 3)
- ОАРАХН
- И
- УЕПКЕРНЕЛИ
- ДОЬОЗЯВР
- Что у вас получилось?
Охрана и укрепление здоровья.
- Для того чтобы сохранять свое здоровье, мало знать устройство организма. Необходимо знать условия, которые надо соблюдать, чтобы быть здоровым. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми такими условиями, которые вы вполне можете соблюдать самостоятельно.
- Изучение нового материала.
- Практическая работа. [2] (Слайд № 4)
- От чего мы можем заболеть? (Замерзли на улице, попали под дождь и
промокли, промочили ноги, заразились от кого-либо.)
- Как должны одеваться люди зимой? (Чтобы было тепло, но так, чтобы не
было жарко).
- Одинаковой ли должна быть одежда для прогулок и игр зимой? (Нет.)
- Мальчик собирается кататься на лыжах, а девочка идет гулять в парк.
Помогите им выбрать подходящую одежду, что оденет мальчик и что оденет девочка.
- Что у вас получилось? (Слайд № 5)
Мальчик наденет лыжные ботинки, шерстяные носки, куртку, шарф, спортивную шапочку. Девочка – валенки, шубу, меховую шапку, шарф.
- Какой детали одежды нет ни у мальчика, ни у девочки, а иметь ее надо обязательно. (Варежки.)
- Вводное слово.
- Правильно мы отметили, чтобы не заболеть, надо одеваться по погоде. Вариант заражения от кого-либо мы рассмотрим позже. Начнем разговор с того, что мы простудились.
- Кто чаще простужается? (Тот, у кого слабее организм.)
- Что надо делать, чтобы организм стал сильнее и мог бороться с
заболеванием? (Заниматься спортом, делать зарядку, закаляться).
- Правильно, незакаленный человек часто болеет, а организм закаленного
человека может бороться с болезнью. Слышали ли вы выражение Солнце, воздух и
вода – наши лучшие друзья! (Слайд № 6). Почему так говорят?
(Потому что солнце, воздух и вода - лучшие средства закаливания).
- Работа в группах.
- О том, как надо закаливать организм свой организм, вы расскажете мне через несколько минут. А сейчас мы должны разделиться на группы. У каждого из вас на столе лежит эмблема. Тот, у кого на эмблеме нарисовано солнце ваша группа будет работать над темой “Солнечные ванны”, у кого на эмблеме капелька, вы работаете над темой “Водные процедуры”, а у кого пустая эмблема, вы работаете над темой “Воздушные ванны”.
- Ребята, почему у группы, которая работает над темой “Воздушные ванны”
эмблема пустая? (Потому что воздух невидимый, его нарисовать трудно.)
- И все же что можно было нарисовать на эмблеме? (Можно было нарисовать
воздушный шарик. А можно мыльные пузыри.)
- Откройте учебник на странице 154. Каждая группа найдите отрывок, с которым выбудете работать.
Через пять минут один человек от группы должен будет рассказать нам всем о пользе воздушных ванн, солнечных ванн или водных процедур. У каждой группы есть карточка-помощник, которая поможет вам в работе. (Слайды № 7, 8, 9)
- Зарядка.
- Уступаю место учителю физкультуры
- Все мы испытывали чувство вялости, желание еще поваляться в постели после пробуждения. И многие из нас именно так начинают свой день, и весь день мы ходим, зеваем, усталые и вялые валяемся на диване. Но можно его начать совсем по-другому. Бодро встать с постели, сделать утреннюю гимнастику, принять водные процедуры и весь день вы будете бодрые, веселые, энергичные.
- Первые дыхательные движения в хорошо проветренной комнате усиливает приток крови к сердцу. При движениях активизируется кровообращение, импульсы от мышц побуждают мозг к деятельности, вялое состояние после сна проходит. Вы получаете заряд бодрости на весь день. Привыкайте к утренней гимнастике, и скоро вы ощутите ее благотворное влияние. Она укрепляет и повышает работоспособность.
- Разучивание комплекса утренней гимнастики.
- Кто из вас ежедневно делает утром зарядку?
- А кто иногда делает зарядку?
- Какие упражнения вы делаете в комплексе утренней гимнастики?
- Я тоже хочу показать вам несколько упражнений, которые вы можете включить в свою зарядку.
- И. п.: о.с. На счет 1 – руки вперед; 2 – руки в стороны; 3 – руки вперед; 4 – руки вниз.
- И. п.: стойка ноги врозь, руки на пояс. На счет 1-2 – наклон влево, 3-4 – наклон вправо.
- И.п.: о.с., руки в стороны. На счет 1-2 – поднять согнутую в колене левую ногу, хлопнуть под ней в ладоши; 3-4 – и.п.; 5-6 – то же правой ногой; 7-8 – и.п.
- И.п.: стойка ноги врозь, руки на голову. На счет 1 – поворот туловища влево, руки вверх – в стороны; 2 – и.п.; 3-4 – то же вправо.
- И.п.: о.с. На счет 1 – наклон вперед, коснуться пальцами носков ног; 2 – и.п.; 3-4 – то же.
- И.п.: о.с. руки вверх. 1-2 – присесть, обхватить колени руками; 3-4 – выпрямиться в и.п.
- И.п.: ноги вместе, руки на поясе. Подскоки на двух ногах. Ходьба на месте.
- Этот нехитрый комплекс утренней гимнастики поможет вам быть здоровыми, бодрыми. Летом зарядку хорошо делать на улице, а зимой надо открывать форточку, чтобы в помещении был свежий воздух.
- Из всего этого можно сделать вывод. Есть три основных правила для человека, который хочет быть здоровым. Они вытекают из всего, что мы сказали раньше. (Слайд № 10)
- Надо одеваться по погоде, не кутаться.
- Надо закаляться.
- Надо делать зарядку и заниматься спортом.
- Спорт.
- Нужно ли обладать какими-нибудь природными качествами, чтобы стать спортсменом?
- Конечно же, нет! Трудолюбие, упорство и систематическая тренировка обеспечивают достижение высоких спортивных результатов.
- У нас в городе много различных спортивных секций, у вас большой выбор каким видом спорта заняться. Главное желание и не беда, если вы пока не можете добиться высоких спортивных достижений. Главная цель уже достигнута, вы сделали первый небольшой шаг на пути к здоровому образу жизни.
- А теперь несколько интересных заданий, которые помогут мне узнать, какие виды спорта вы знаете. (Слайд № 11)
- Назовите вид спорта на слайде.
- Разделите данные виды спорта на две группы.
(Зимние и летние Слайд № 12; командные и индивидуальные Слайд № 13)
- Кто из вас занимается спортом? Каким видом? Чем вам нравится выбранный вид спорта? В чем польза от ваших занятий?
- Домашнее задание.
- Дома вы прочитаете стр. 154 – 156 и ответите на вопросы.
- Итог урока.
- В конце урока я каждому из вас хочу подарить цветок здоровья. Напишите или нарисуйте в лепестках этого цветка то, что вы будете делать для укрепления своего здоровья.
Цветок здоровья
- Рефлексия.
- Как вы думаете, каким цветом могут быть лепестки этого цветка? Почему?
Литература
- Е.М. Тихомирова. “Поурочные разработки по предмету “Окружающий мир”: Издательство “Экзамен”, 2005. (Серия “Учебно-методический комплект”)
- Начальная школа: Естествознание: Книга для учителя. Издательство “Первое сентября”, 2002.
- Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки: 1 класс: М.: “ВАКО”, 2006.