Задачи:
- создать условия для формирования учебно-познавательной компетенции в ходе усвоения знаний о многообразии путей приспособления к среде, преимуществах и недостатках каждого из них;
- способствовать формированию навыков информационно-коммуникативной деятельности, используя самостоятельную работу с учебником, ИКТ.
Оборудование:
- интерактивная доска, программное обеспечение SMART Notebook, карточки, жетоны.
- учебник Н.М. Чернова и др. Основы экологи 10(11) класс. -М.: Дрофа 2001
Ход урока
Презентацию можно взять у автора
- Проверка домашнего задания по карточкам (см приложение1)
(Учащиеся выбирают карточку, за ответ получают жетон, последним обсуждается задание № 6, слайд 1. Презентацию можно взять у автора)
- Приведите примеры из жизни животных, когда они сталкиваются с критическими (экстремальными) условиями?
- Как они приспосабливаются к перенесению неблагоприятных условий?
- Из ответов учащихся формулируется тема урока, и определяются задачи урока (слайд 2)
Мотивацией является использование жетонов, которыми оцениваются ответы учащихся.
Выполнив задание 1, 2 на карточке (см. приложении 2) учащиеся записывают виды приспособлений в тетради.
Занимательной биология (см. приложение 3, слайд3)
- Как называются данные явления?
- Назовите область хозяйственного применения явлений скрытой жизни.
Кроме анабиоза - “мнимая смерть” существует скрытая жизнь, выделяют 2 формы:
Гипобиоз – прямое замедление обмена веществ при воздействии неблагоприятных факторов с быстрым возвращением к активной жизни (оцепенение насекомых при понижении температуры, вмерзание в лед растений, животных) (пример 5 из приложения 3).
Криптобиоз – составная часть жизненного цикла организмов, генетически запрограммированная (зимний покой растений, спячка животных, диапауза – приостановка развития яйцеклетки). Из криптобиоза организм нельзя вывести сразу, простым изменением среды. (слайд 4)
Все живые организмы можно разделить на 2 группы: к одной относятся птицы и млекопитающие, к другой все остальные.
- Как называются эти группы животных?
Определение (см слайд 5)
- Сформулируйте вид приспособления к перенесению неблагоприятных условий.
- Разделите примеры приспособлений на 3 группы в зависимости от способов приспособления организмов к среде (слайд 6)
- Как называются эти способы?
- Соотнесите способ адаптации с примерами приспособлений (слайд 7).
Самостоятельная работа задание 3 по карточке (приложение 2).
Обсуждение результатов самостоятельной работы.
- Формулировка вывода по уроку.
- Подведение итогов.
Презентацию можно взять у автора