Цель урока: Установление соответствия между звуками [Ф], [Ф`] и графическим изображением буквы «Ф».
Задачи:
- 1.На основе звукобуквенного анализа создать условия для выделения новых звуков [Ф], [Ф`] и обозначения их буквы «Ф».
- 2.Расширять кругозор, лексический запас.
- 3.Формировать речевые и риторические способы учебного, поисково-исследовательского сотрудничества в группе.
Оборудование:
Для детей: Схемы, набор букв, шаблоны, карточки с заданиями.
Для учителя: Предметные картинки, лента букв, иллюстрация сказочной буквы, куртка.
Этапы | Ход урока | Примечание |
---|---|---|
I | Организация класса на урок - Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Покажите, каким цветом сегодня ваше солнышко (красное, желтое, оранжевое)? |
Настрой на работу, создание эмоционально-положительного фона урока. Индивидуальная работа |
II | Создание ситуации успеха 1. Введение персонажа «Филин». - Ребята, посмотрите, кто прилетел к нам в гости? - Что вы можете рассказать об этой птице? - К сожаленью наш гость загрустил, потому что, пролетая над лентой букв, от взмахов его крыльев поднялся ветер и все буквы разлетелись не по своим кармашкам. |
Вывешивание предметной картинки (филин). Хищник, охотится ночью, днем не видит и т.д. |
2. Работа с лентой букв. - Ребята, поднимем филину настроение. Расставим буквы на свои места. Но прежде вспомним, какие буквы стоят в верхнем ряду «ленты букв», а какие в нижнем? |
Лента букв с кармашками. Фронтальная работа. Дети выходят к доске и вставляют карточки с буквами. |
|
- Молодцы! Ученье свет, а не ученье тьма! Что обозначает эта пословица? Сегодня путь к знаниям нам будет освещать «факел». - А теперь вспомним, как отличить звонкий звук от глухого, мягкий звук от твердого звука? - Молодцы! Я недаром под факелом поставила плюсы. Огонь всегда олицетворяет знания. И вы действительно много знаете! Может быть, на этом закончим урок? Вся лента букв заполнена? |
Вывешивание предметной картинки «Факел». Под картинкой «Факел» выставлять «плюсы». |
|
III | Постановка учебной задачи 1. Сравнение схем - Ребята, вам даны схемы. Чем они похожи? Чем отличаются? |
|
2. Установление соответствия между звуковыми моделями и словами. - Помогите филину найти схему, которая соответствует его имени. |
Работа в парах. | |
3. Обозначение звуков известными буквами. - Ребята, обозначьте звуки знакомыми буквами. - Какой звук мы не смогли обозначить знакомой буквой? |
Работа в группах. По мере выполнения дети вывешивают выполненное задание на доске. |
|
IV | Сообщение нового материала 1. Ввод буквы - Какие звуки мы не смогли обозначить знакомой буквой? - Сегодня мы познакомимся с буквой «Ф», которая обозначает звуки [Ф], [Ф `]. - Еще раз назовем. Буква «эф». Очень важно называть правильно имя. |
Показ изображения буквы «Ф». |
2. Работа с лентой букв. - Ребята, в какой кармашек мы должны вставить букву «Ф»? - Молодцы! Похлопаем себе. |
Дети аргументируют свой выбор. | |
3. Графическое восприятие буквы А) - На что или на кого похожа буква «Ф»? Покажите. - «Всем известно без подсказки: Буква «Ф» Как ключ от сказки. Никогда его у нас не отнимет Карабас» |
Физминутка. | |
Б) Конструирование буквы «Ф» - Сколько элементов в букве «Ф»? |
Использование шаблонов. | |
В) Работа в прописи. | ||
V | Первичное закрепление 1. Одежда для звуков [Ф], [Ф`]. К доске приглашается девочка со схемой мягкого звука [Ф] и мальчик со схемой твердого звука [Ф`]. Надевают на себя куртку с эмблемой. |
Показывается куртка с эмблемой буквы «Ф». |
2. Позиционное чтение слогов. Фа, Фе, Фу и т.д. |
Набор гласных букв. | |
3. Чтение слов с уточнением лексического значения. Фауна Фуфайка Африка Гриф Фрак Франт Конфетти |
Можно предложить любой набор слов (от подготовленности класса). Фронтальная работа. |
|
4. Восстановление деформированных предложений. А) дяфе согтил у бубашки в еуф Б) живут в Африке грифы далекой В) купила конфетти яркое Мама |
Групповая работа с разноуровневыми заданиями. | |
VI | Итог урока 1. Сопоставление схем к словам «финт», «форте». 2. Настроение класса. - Покажите, каким цветом сейчас ваше солнышко. - Молодцы! Спасибо за урок! |
Работа над лексическим значением. Дискуссия. |