Урок обучения грамоте: "Звуки [ф], [ф'], Буква "Ф"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Установление соответствия между звуками [Ф], [Ф`] и графическим изображением буквы «Ф».

Задачи:

  1. 1.На основе звукобуквенного анализа создать условия для выделения новых звуков [Ф], [Ф`] и обозначения их буквы «Ф».
  2. 2.Расширять кругозор, лексический запас.
  3. 3.Формировать речевые и риторические способы учебного, поисково-исследовательского сотрудничества в группе.

Оборудование:

Для детей: Схемы, набор букв, шаблоны, карточки с заданиями.
Для учителя: Предметные картинки, лента букв, иллюстрация сказочной буквы, куртка.

Этапы Ход урока Примечание
I Организация класса на урок
- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Покажите, каким цветом сегодня ваше солнышко (красное, желтое, оранжевое)?
Настрой на работу, создание эмоционально-положительного фона урока.
Индивидуальная работа
II Создание ситуации успеха
1. Введение персонажа «Филин».
- Ребята, посмотрите, кто прилетел к нам в гости?
- Что вы можете рассказать об этой птице?
- К сожаленью наш гость загрустил, потому что, пролетая над лентой букв, от взмахов его крыльев поднялся ветер и все буквы разлетелись не по своим кармашкам.
Вывешивание предметной картинки (филин).
Хищник, охотится ночью, днем не видит и т.д.
2. Работа с лентой букв.
- Ребята, поднимем филину настроение. Расставим буквы на свои места. Но прежде вспомним, какие буквы стоят в верхнем ряду «ленты букв», а какие в нижнем?
Лента букв с кармашками.
Фронтальная работа.
Дети выходят к доске и вставляют карточки с буквами.
- Молодцы! Ученье свет, а не ученье тьма! Что обозначает эта пословица? Сегодня путь к знаниям нам будет освещать «факел».
- А теперь вспомним, как отличить звонкий звук от глухого, мягкий звук от твердого звука?
- Молодцы! Я недаром под факелом поставила плюсы. Огонь всегда олицетворяет знания. И вы действительно много знаете! Может быть, на этом закончим урок? Вся лента букв заполнена?
Вывешивание предметной картинки «Факел».
Под картинкой «Факел» выставлять «плюсы».
III Постановка учебной задачи
1. Сравнение схем
- Ребята, вам даны схемы. Чем они похожи? Чем отличаются?
 
2. Установление соответствия между звуковыми моделями и словами.
- Помогите филину найти схему, которая соответствует его имени.
Работа в парах.
3. Обозначение звуков известными буквами.
- Ребята, обозначьте звуки знакомыми буквами.
- Какой звук мы не смогли обозначить знакомой буквой?
Работа в группах.
По мере выполнения дети вывешивают выполненное задание на доске.
IV Сообщение нового материала
1. Ввод буквы
- Какие звуки мы не смогли обозначить знакомой буквой?
- Сегодня мы познакомимся с буквой «Ф», которая обозначает звуки [Ф], [Ф `].
- Еще раз назовем. Буква «эф». Очень важно называть правильно имя.
Показ изображения буквы «Ф».
2. Работа с лентой букв.
- Ребята, в какой кармашек мы должны вставить букву «Ф»?
- Молодцы! Похлопаем себе.
Дети аргументируют свой выбор.
3. Графическое восприятие буквы
А) - На что или на кого похожа буква «Ф»? Покажите.
- «Всем известно без подсказки:
Буква «Ф»
Как ключ от сказки.
Никогда его у нас не отнимет Карабас»
Физминутка.
Б) Конструирование буквы «Ф»
- Сколько элементов в букве «Ф»?
Использование шаблонов.
В) Работа в прописи.  
V Первичное закрепление
1. Одежда для звуков [Ф], [Ф`].
К доске приглашается девочка со схемой мягкого звука [Ф] и мальчик со схемой твердого звука [Ф`]. Надевают на себя куртку с эмблемой.
Показывается куртка с эмблемой буквы «Ф».
2. Позиционное чтение слогов.
Фа, Фе, Фу и т.д.
Набор гласных букв.
3. Чтение слов с уточнением лексического значения.
Фауна
Фуфайка
Африка
Гриф
Фрак
Франт
Конфетти
Можно предложить любой набор слов (от подготовленности класса).
Фронтальная работа.
4. Восстановление деформированных предложений.
А) дяфе согтил у бубашки в еуф
Б) живут в Африке грифы далекой
В) купила конфетти яркое Мама
Групповая работа с разноуровневыми заданиями.
VI Итог урока
1. Сопоставление схем к словам «финт», «форте».
2. Настроение класса.
- Покажите, каким цветом сейчас ваше солнышко.
- Молодцы! Спасибо за урок!
Работа над лексическим значением.
Дискуссия.