Семья и школа

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги,а потом
перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…»
Л. Кассиль

Я часто размышляю о связи школы и семьи, потому что порой эта связь превращается в тонкую ниточку, которая может порваться, т.к. очень часто школа только информирует родителей о поведении и учёбе детей.

Поэтому своей основной задачей по этой проблеме я считаю организацию системы работы учителя с родителями. Цель этой работы - помочь ребёнку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти своё место в современном обществе, понимать и принимать общечеловеческие ценности; психолого-педагогическое просвещение родителей. Ведь здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе.

Семья, родители являются основными воспитателями.

Школа призвана помочь семье в воспитании детей. И основная главная роль отводится учителю. Поэтому эффективность моей воспитательной работы зависит от взаимоотношений с родителями, моего умения сотрудничать с семьёй, опираясь на её помощь и поддержку. Это кропотливая ежедневная работа и формы, методы её разнообразны. Это родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, пропаганда психолого-педагогических знаний, консультации, педагогические практикумы, «круглые столы», посещения на дому, привлечение к непосредственной работе с детьми. Однако разнообразие форм и методов ещё не всегда обеспечивает успех работы. Основная и главная моя задача - сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Я стараюсь проявлять большое терпение и такт. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми.

Своим долгом считаю необходимость изучить каждую семью, выяснить роль семейных традиций и праздников, духовных интересов.

Работая с родителями, мне приходиться постоянно давать оценку поступкам ребёнка, его успехам, удачам и неудачам в учёбе, отношению к своим обязанностям и т.д. В этих оценках стараюсь соблюдаться корректность и меру, оценивать конкретный поступок, а не личность ребёнка в целом! Ведь оценивая ребёнка, я тем самым даю оценку и родителям. На родительских собраниях никогда не говорю о слабых сторонах тех или иных детей, а разбираю общие и актуальные для всех вопросы. В индивидуальной же беседе в тактичной форме, делая акцент на положительные характеристики ученика, раскрываю волнующую меня проблему и вместе с родителями мы намечаем пути её решения. Особый дискомфорт на собраниях испытывают родители отстающих и трудных учащихся. Поэтому всегда помню «золотое правило»: относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

Уважения к себе требуют не только взрослые, но и современные дети. Порой желание малыша отстоять своё собственное мнение мы принимаем за дерзость и невоспитанность. Со временем непонимание, нелюбовь, обиды, несправедливость (в детском представлении) делают ребёнка «трудным». Уважение и искренняя любовь в сочетании с педагогическим мастерством учителя - вот ключ к воспитанию и развитию личности!

В своей работе стремлюсь донести до каждого родителя, что необходимо подходить к каждому ребенку с оптимистической верой в то положительное, что в нём есть, что можно развить. Ученику необходимо помочь поверить в себя, раскрыть свою индивидуальность, громко крикнуть на весь мир: «Это я! Любите меня!» Вот главнейшая задача семьи и школы. Осуществить эту нелёгкую задачу можно лишь при отношениях полного доверия и искренности учителя и родителей. Такие взаимоотношения закладывают основу правильного воспитания, формируют уверенных в себе детей, любящих себя, окружающих и радующихся миру, в котором мы живём.

В работе с родителями я стараюсь включать в свою речь как можно больше приятных слов, сопровождая их улыбкой, и в ответ вижу множество светящихся глаз, людей желающих выполнить любое мое поручение.

Разговор с родителями строю таким образом, что они уверены в том, что любая доверительная беседа с учителем не будет использована во вред их ребёнку. Особенно бережно храню тайны, доверенные мне учеником.

Хочу ещё раз акцентировать внимание на том, что в работе с родителями педагог должен всегда и во всём соблюдать педагогические нормы, этику, такт, следовать тому единственному приоритетному направлению в воспитании, которое позволит взрастить гармонично развитую личность, востребованную сегодняшним современным обществом.

Взаимодействие с семьей - процесс сложный, здесь нет мелочей, и чтобы учитель и родители понимали друг друга, необходим контакт. Педагог должен уметь использовать мудрое слово, т.к. именно оно доставляет радость, а бестактная речь приносит беду. Поэтому я всегда слежу за своей интонацией. Доброжелательный взгляд, жест, добрая улыбка также поможет вовлечь родителей в разговор.

1 класс – 2005 год май месяц, первое собрание.
1 класс – это волнения и тревоги, радости и разочарования.

Твердят:

«Вначале было СЛОВО…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви –
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка.
Все начинается с любви …
Р. Рождественский
Свою первую встречу с родителями в мае месяце я начинаю словами: «Все начинается с любви. Если я сумею влюбить в себя ваших детей, любая программа нам будет по плечу, любые трудности будут нипочем». Родители слушают, задают вопросы, пытаются понять, не ошиблись ли они в выборе учителя для самого дорогого и любимого малыша. А далее каждым уроком, каждым взглядом и шагом своим я подтверждаю право на любовь.

Именно на этом собрании я призвала родителей к согласованной работе, предложила некоторые рекомендации. В свою очередь, они записали, какую помощь могли бы оказать классу, школе; высказали пожелания по организации школьной жизни детей. Добрая улыбка, приветливый взгляд зародили успех нашим следующим встречам.

Итак, работа пошла. Август. Пока работаем по благоустройству класса, обговариваем, чем мы будем заниматься в течении года ( «Фонтан родительских предложений»)

1 сентября 2005 года. День знаний.

Первоклассник боится переступить порог школы один, поэтому я приглашаю на первый урок родителей. Пусть ребенку будет комфортно от того, что рядом с ним родной человек, а мне спокойно ,что первый день прошел без слез .Я протягиваю свою теплую ладонь для маленькой детской ручки. И всю школьную жизнь мы проходим вместе, рука в руке рядом маленький и большой человек ,учитель и ученик, а рядом с нами наши родители.

И в начале сентября, без малейших усилий, мы выбираем родительский комитет. По желанию родители разбиваются на 4 мастерские. Ими и руководит данный комитет, ну а я, как классный руководитель, только направляю процесс в нужное русло.

Название 1-й мастерской – «Творческая». Они оказывают помощь в разработке плана воспитательной работы, сценариев вечеров, в обеспечении культурной программы в выходные дни, каникулярное время.
2-я мастерской– «Трудовая». Это и решение бытовых проблем класса и школы.
3-я мастерская – «Финансовая». Их функция – финансовая деятельность, это и приобретение подарков для детей к праздникам.
Ну а 4-я мастерская – «Оформительская», оказывает помощь по созданию наглядных пособий, организуют фото, видеосъемки.

С самого начала между нами родилось взаимное уважение, благодаря тому, что мы поняли друг друга.

Я придерживаюсь «открытого» общения. Считаю, что родителей можно приглашать на уроки, классные часы, внеклассные мероприятия. Эта работа вошла в мою практику. Пусть мамочки убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей. А убеждать их в этом необходимо. Тогда у родителей будет правдивое представление об этом процессе. И я уже с лёгкостью нахожу с ними общий язык и вырабатываю единую стратегию.

В своей работе я стремлюсь дать детям всестороннее развитие. Но мне одной не справиться. А так как родители – мои помощники, то я обращаюсь к ним. Понимая это, они помогают и проявляют своё творчество во всём.

Например:
За время совместной творческой жизни класса мы провели такие большие мероприятия:

  1. Праздник «Царицы Осени».
  2. Дни именинников. С днем рождения мы поздравляем не только детей, но и родителей.
  3. Экскурсии в город Санкт-Петербург организовывали родители:
    • В океанариум
    • В театр
    • В планетарий
    • Посещение выставок
  4. Семейный спортивный праздник «Папа, Мама , Я –спортивная семья», который проходил уже два года подряд.
  5. Новогодний праздник во 2 классе. Спектакль был поставлен силами родителей.
       
  6. Семейный праздник «Папа, Мама, я – читающая семья»
  7. Путешествие в «Школу страны Гдетотам», где родители превратились в учеников, а дети стали учителями.
       
  8. Посадка вишневого сада и цветочных клумб во дворе школы.
       
  9. Походы в конце учебного года
  10. Колядование
  11. Масленица
  12. Праздники «День МАТЕРИ» и «День пожилого человека»
       
  13. Изготовление подарков для пожилых людей из ЦСЗ, куда мы ходим с концертами
  14. День города. Школьная колонна
       

Обе стороны благодарны друг другу за общение. «Спасибо вам, милые родители! Какие вы умницы!» – часто говорю я им. «А что бы мы без вас делали» – слышу в ответ.

Я всегда помню: мы живём по закону зеркала. Ведь если человеку ничего не давать, ему нечего и возвращать, поэтому я все свои силы, всю свою любовь, всю себя отдаю своим детям и родителям. Вы спросите меня, кого я хочу воспитать – певцов? Художников? Артистов? Я не знаю, кем будут мои дети. Дело не в этом. Главная моя цель, чтобы распахнуть у маленького человека сердце и душу.

За 3 года учебной деятельности наш коллектив очень сплотился.

Имея таких талантливых и заинтересованных родителей, наши дети тоже стараются не подвести взрослых. Жизнь в классе бурлит.

Итак, подводя итог всему сказанному, хочется еще раз напомнить основные пути привлечения семьи к жизни класса.

  1. Налаживание контакта, знакомство с детьми и родителями.
  2. Формирование базы данных о ребенке и семье, проведение диагностики, посещение квартир учащихся.
  3. Организация работы с родительским активом, постепенное вовлечение всех родителей в дела класса и школы.
  4. Активизация интереса, поощрение неравнодушия со стороны классного руководителя и администрации школы.
  5. Ведение дневника педагогических наблюдений. Полученные сведения помогают проводить родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации.
  6. Связь с учителями-предметниками. При совместной работе идет корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся, обращается внимание на трудности, не забываем развивать одаренных детей.
  7. Идет взаимодействие с внешкольными учреждениями.
  8. Анкетирование и пожелания по организации школьной жизни детей на следующий учебный год.

Какова же результативность этой работы?

  • 100% охват родителей во внеклассной работе.
  • Позитивное отношение их к школе.
  • Активная деятельность родительского комитета.

В большом и сложном деле воспитания я и родители - союзники во всем . Ведь так приятно услышать от родителей:

…Мы хотим сказать Вам ,Наталья Борисовна ,слова поклонения Вашему таланту. Когда мы видим блеск Радости и Любви в глазах наших детей, когда ощущаем глубину их умов и теплоту сердец, мы понимаем ,насколько мы с Вами похожи и счастливы одним и тем же : Любовью к нашим детям. Спасибо!…

Нам предстоит работать вместе ещё год. И я надеюсь, что жизнь коллектива будет ещё интересней. Ну, а дети? Я уверена – они захотят участвовать во всех делах, и будут очень огорчаться, когда из-за каких-либо причин занятия в школе будут отменяться. А это для нас самое главное!