Цель урока: создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола.
Задачи:
- формировать умения определять время глагола, спряжение глагола;
- развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость;
- воспитывать положительную мотивацию изучения предмета, воспитывать культуру речи, товарищество.
Оборудование: запись на доске, карта путешествия, карточки с заданиями, тест.
Ход урока
- Организационный момент.
В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами.
- Чистописание. Актуализация опорных знаний.
- На уроках литературного чтения, когда изучали устное народное творчество, то приводили много примеров пословиц и поговорок. Скажите, пожалуйста, зачем нужны пословицы и поговорки?
- Мы сегодня на уроке будем вспоминать пословицы и поговорки о дружбе. Прочитайте пословицы, которые написаны на доске. Объясните смысл.
- Дружбу за деньги не купишь.
- Друг – это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга.
- Что за слова у меня подчёркнуты?
- Что такое глагол?
- На какой вопрос отвечают глаголы в единственном числе?
- Во множественном числе?
- Объясните правописание глаголов.
- Словарная работа.
Запишите словарное слово ССОРА. Образуйте от него глаголы, используя разные приставки.
- Сообщение темы и цели урока.
Сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие по океану Глаголов.
Прежде, чем отправиться в путешествие, вы должны вспомнить грамматические признаки глагола. (Вид, лицо, число, род). Пришло время познакомиться с ещё одним признаком – время глагола.
Все готовы? Тогда в путь! Обязательно возьмём с собой уважение к друзьям, взаимопомощь, дружбу.
- Изучение нового материала. Первичное закрепление.
- Наблюдение за глаголами настоящего времени.
Наш корабль причалил к какому-то острову. Прочитаем его название. (Открывает название острова). Это остров глаголов настоящего времени. Здесь живут глаголы: сидит, слушает, думают, отвечает и т.д. На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что делает? Что делают?) Это глаголы, которые показывают, что действие происходит в момент речи, т.е. сейчас. Приведите примеры глаголов в форме настоящего времени.
Измените по лицам глагол ПИСАТЬ и поставьте его в форму настоящего времени.
Вывод. Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам.
Откройте учебник на странице 116, упражнение 2. (Коллективно, письменно).
- Наблюдение за глаголами прошедшего времени.
Узнали о жизни жителей этого острова, отправляемся дальше.
Следующий остров – это остров Глаголов прошедшего времени. Здесь живут глаголы: сидел, слушал, думал, отвечали, нарисовал, написали.
На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали?) Это глаголы, которые показывают, что действие происходило до момента речи, т.е. вчера, на прошлой неделе или 5 минут назад и т.д. Приведите примеры глаголов в форме прошедшего времени.
Жители этого острова приготовили для вас задание.
Задание. Образуйте от глаголов в начальной форме глаголы в форме прошедшего времени , единственного числа, мужского, женского и среднего рода.
СВЕТИТЬ, ПЛЫТЬ, ЦВЕСТИ . Например: блестеть – блестел (снег), блестела (луна), блестело (озеро). Работаем в парах, советуемся вместе.
Проверка.
Измените глагол в форме прошедшего времени по лицам. ЛЕТАТЬ
Вывод: В форме прошедшего времени глаголы не изменяются.
Физкультминутка.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, потянитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
В форме какого времени употреблены глаголы?
- Наблюдение за глаголами будущего времени
Подплываем к последнему острову. Это остров Глаголов будущего времени. Здесь живут глаголы: уйду, напишу, решу, посчитаем, буду смотреть. На какие вопросы отвечают эти глаголы?
Глаголы в форме будущего времени показывают, что действие будет происходить после момента речи, т.е. когда – то. Приведите примеры глаголов в форме будущего времени.
Задание. В пословицах найдите глаголы в форме будущего времени и запишите их в тетрадь. (По вариантам).
- 1 вариант. Какую дружбу заведёшь, такую и жизнь проведёшь.
- 2 вариант. Дружба как стекло: расколешь – не соберёшь.
Измените глагол нарисовать в форме будущего времени по лицам.
Вывод. Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам.
На этом наше путешествие по островам времени глаголов завершилось.
Какие формы времени вы сегодня узнали?
- Повторение изученного материала.
Тест.
- Какое из данных слов является глаголом? а) пробежка; б) пробегать; в) бег; г) беговой
- С какими глаголами частица не пишется слитно? а)(не)пишет; б) (не)доумевать; в) (не) боится; г) (не) взлюбить
- Укажи глаголы 1 спряжения.а)стро__ть ;б) слуш___ть; в) обид__ть; г) шаг__ть
- В каком ответе перечислены окончания только 2 спряжения. а) –ит, -ем, - ют б) –им, -ут, -ют в) -ат, -ешь, -ет г) –ите, -ишь, - ят
Самопроверка: 1- б), 2- б), г) 3 - б), г) 4 – г). Самооценка
- Домашнее задание.
- Чем занимались на уроке?
- Что нового узнали?
- Какой вывод надо сделать о дружбе?
- Рефлексия.
Допишите предложения:
Урок:
- Привлёк меня тем, что……..
- Показался интересным…..
- Заставил задуматься……
- Навёл меня на размышления……