Цель урока:
- Работа над совершенствованием и обогащением синтаксического строя речи определениями, в т.ч. несогласованными.
- Выявление, в каких стилях и жанрах употребляются согласованные и несогласованные определения.
- Определение вопроса синонимики определения.
- Создание собственных текстов с использованием несогласованных определений.
Ход урока
- Слово учителя
На прошлом уроке, отрабатывая пунктуационное правило “Тире между подлежащим и сказуемым”, вы создавали пятиминутные сочинения-эссе, построенные на таком стилистическом приеме, как анафора, на тему "Юность". Из ваших работ я составила эссе. Послушайте его.
Мы были детьми, играли в игрушки, но детство промчалось, и наступила юность. Ах, юность!
- Юность – это период, когда ты перевоплощаешься в серьезного, ответственного человека после маленького, забавного и просто человечка.
- Юность – это дверь в новую жизнь и новые чувства.
- Юность – это порог в совершенно другой дом с новыми жильцами, их чувствами и поступками.
- Юность – это пора, в которую открываются все новые тайны.
- Юность – это большая ответственность.
- Юность – это первая любовь и первые разочарования.
- Юность - красивое слово, выражающее что-то прекрасное, но в то же время грустное.
Каждый из вас, наверное, узнал строки из своего мини-сочинения. Читая ваши откровения, я отметила, что для вас юность – радость новых открытий: чувств, взглядов, людей.
Но не только мы с вами задумывались: что же такое юность? Какая она, юность? Об этой поре жизни думали и писали мастера слова.
- Стилистический эксперимент.
Давайте представим себя соавторами русских поэтов, допишем определения в стихотворных строках о юности.
Прости гостеприимный кров,
Жилище юности … ! (К.Батюшков.)Когда же юности …
Пришла Евгению пора,
Пора надежд и грусти нежной,
Monsieur прогнали со двора. (А.Пушкин.)Сначала озарять пир юности …
Влетала ты (муза) ко мне в златые дни любви. (В.Бенедиктов.)Я полон дум о юности … ,
Но ничего в прошедшем мне не жаль. (С.Есенин.)
В … юности моей
Я был счастлив – одну минуту! (К.Батюшков.)Выпьем, добрая подружка,
… юности моей. (А.Пушкин.)В юности моей, мятежной и …,
Отрадного душе воспоминанья нет. (Н.Некрасов.)Так мчалась юность …,
В пустых мечтах изнемогая. (А.Блок.)
- Прочитайте получившиеся строчки стихотворений со своими определениями. А потом мы их сравним с авторскими.
Авторские: 1 – беспечной, мятежной, кипучей, веселой. 2 – печальной, бедной, суровой, бесполезная.
- Какие определения вам кажутся наиболее яркими и точными?
- По какому принципу разбиты строки поэтов на две группы?
- Какое определение встречается в обеих группах?
- Как влияет на значение этого определения контекст?
- Какое определение, по-вашему, более точное и выразительное?
- Различение согласованных и несогласованных определений в текстах русских поэтов.
- Найдите в текстах поэтов согласованные и несогласованные определения. Выпишете их в два столбика.
- Чем отличаются согласованные определения от несогласованных? (Несогласованные определения более точны, богаче по значению)
- Тест
- Найдите словосочетание с несогласованным определением:
а) красивая пора;
б) у веселых соседей;
в) на мраморном полу;
г) мальчик в валенках;
д) красные от мороза.
- Укажите предложение с несогласованным определением:
а) К вечеру солнце склоняется за цветущие холмы.
б) Днем красный цвет приобретает темный оттенок.
в) Татьяна Андреевна сидела на полу около сундука с книгами.
г) Девочка держала в руках мохнатую черную собачонку.
д) Театральный учитель Тани вскоре стал ее мужем.
- Укажите словосочетание, в котором нельзя произвести замену несогласованного определения согласованным:
а) юноша за рулем;
б) юноша с голубыми глазами;
в) юноша из Греции;
г) юноша из легенды;
д) юноша с ракеткой.
- Найдите примыкающее несогласованное определение:
а) дорога с юга;
б) сделал назло;
в) мечтал поехать;
г) мечта поехать;
д) тропинка в лесу.
Ответы: 1Г, 2ВД, 3АД, 4Г.
- Выявление, в каких стилях, типах речи, жанрах используются несогласованные определения.
- Распространите предложения, включив в них подходящие по смыслу несогласованные определения.
- Серафима Максимовна неумолимо осуждала все попытки мужа … (вести рассеянный образ жизни).
- Швейцер поставил свечу на маленький овальный стол … (из карельской березы).
- На портрете была изображена молодая женщина … (в синем бархатном платье).
- К какому стилю, типу речи могут относиться данные предложения?
- При описании чего могут быть использованы данные несогласованные определения? (характер человека, интерьер, портрет).
- Послушайте стихотворение В.Тушновой
Раскаленное,
цвета платины
небо с грудами облаков,
на зыбучем асфальте
вмятины
остаются от каблуков.
Листья пыльные не колышутся,
все труднее к закату дышится,
сердце сдавливает тоской
беспощадный зной
городской.
Не кончается день томительный
духоты и труда нелегкого …
- Определите тему текста.
- Какими средствами В.Тушнова передает "беспощадный зной городской"?
- Какими средствами выражены ощущения человека? (Эпитеты, метафоры).
- Сделайте вывод, продолжив предложение.
Несогласованные определения могут быть использованы при описании … (портрета, интерьера, характера человека, состояния природы и человека).
- Выполнение упражнения № 120, 121.
- Написание сочинения по аналогии.
- Роняет лес багряный свой убор.
- Нарисуйте словами портрет известного Вам человека.
- Опишите интерьер любой комнаты, помещения.
- Не забывайте использовать несогласованные определения. Они сделают ваш текст точнее и богаче.
Литература:
- И.А. Громов. В согласии с несогласованными определениями//Русский язык. Приложение к журналу «Первое сентября». 1999 № 41
- Русский язык. Практика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Ю.С. Пичугов и др. - М. Дрофа, 2006