Тип урока: Урок-исследование
Цель урока:
обучающая: знакомство с деепричастием, его морфологическими признаками, синтаксической ролью и грамматической особенностью (неизменяемость);
формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;
развивающая: развитие умения анализировать, группировать, обобщать;
вырабатывать языковое чутьё (редактирование);
воспитывающая: воспитание любви к слову (русскому языку), чуткого и бережного отношения к природе.
Ход урока:
I. Оргмомент. Приветствие.
II. Работа с текстом (текст на доске или на экране):
Бе…зжизне…ые туманы дымчато в…сят над водой, отражаясь призрачными оч…ртаниями. З…таившись, ветер чутко дремл…т, не зар…бит уснувшей воды, не шелохнёт зелёной хвои.
Стаи перелётных уток, шлёпая крыльями, беспокойно поыма…тся с воды. А лебеди, изогнув дли..ые шеи, пр…слуш…ваются к лесному эху.
(А.С. Серафимович)
- Прочитайте внимательно текст.
- Определите тему данного текста. (О природе, о красоте природы)
- Определите стиль предложенного текста (Литературно-художественный)
- Назовите характерные черты данного стиля (сфера использования – художественная литература; задача речи – нарисовать картину, изобразить предмет, передать чувства, которые испытывает автор; высказывание образное, эмоциональное, выразительное; использованы языковые средства, характерные для этого стиля – конкретные слова, слова в переносном значении, эмоционально-оценочная лексика)
- Выпишите слова с пропущенными орфограммами, сгруппировав их:
( 1 группа: орфограмма в приставке – безжизненные, затаившись, прислушиваясь
2 группа: орфограмма в корне – висят, очертаниями, зарябит
3 группа: орфограмма в суффиксе – безжизненные, длинные, прислушиваются
4 группа: орфограмма в окончании – дремлет, подымаются)
- Какие группы у вас получились?
- Какими словами автор передаёт действие? Выпишите их.
( Висят, дремлет, зарябит, шелохнёт, подымаются, прислушиваются)
- На какие вопросы они отвечают? (Глагольные)
- Есть ещё слова, обозначающие действие?
(Отражаясь, затаившись, шлёпая, изогнув)
- Что вы можете сказать об этих словах? В чём разница между глаголами и ими?
Постановка цели урока: Исходя из вышесказанного, как вы думаете, чему мы можем посвятить сегодняшний урок?
(Деепричастию. Выяснить, что такое деепричастие, его особенности. Морфологические признаки и синтаксическую роль)
- Как можно «перевести» слово «деепричастие»? (Причастно к действию)
- Давайте посмотрим, каким же образом оно причастно? Глагол обозначает действие, а деепричастие?
- Выясните, какое слово главное для причастия, отметьте его х (крестиком), задайте к деепричастию вопрос. (Что делая?, что сделав?, как?)
- В выделенных словосочетаниях определите, каким словом выражено основное действие, а каким добавочное. (Глагол – основное действие, деепричастие – добавочное)
Вывод №1: Деепричастие обозначает добавочное действие
III. Выполнение упражнения из учебника стр. 96, упр. 166
- Что общего и чем отличается деепричастие от известных вам частей речи?
Вывод №2: Нет привычных окончаний, значит, не изменяется. Имеет вид, возвратность.
- В зависимости от заданного вопроса определите синтаксическую роль деепричастия.
Вывод № 3: Деепричастие в предложении является обстоятельством.
- Мы задавали вопрос к деепричастию. Попробуйте задать вопрос от него.
Что получается?
Вывод № 4: Деепричастие может быть одиночным и с зависимыми от него словами.
- А как вы думаете, как называется деепричастие с зависимыми от него словами?
(Деепричастный оборот)
- Теперь посмотрите на текст, с которым мы работали в начале урока. Что вы можете сказать об обособлении деепричастий и деепричастных оборотов?
Вывод № 5: одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются почти всегда. Об особенностях обособления поговорим чуть позже.
- Давайте подведём итог всему сказанному выше. Что же такое деепричастие?
Общий вывод по теме: Деепричастие – особая неизменяемая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основном, бывает совершенного и несовершенного вида, возвратным и невозвратным. В предложении является обстоятельством.
IV. Закрепление материала- задания на выбор:
(Материал для работы смотри в Приложении №1)
- из предложенных слов выбрать деепричастия;
- из текста выписать деепричастия;
- из предложенного текста выписать деепричастия со словом, от которого оно зависит;
- из текста выписать деепричастные обороты с определяемым словом.
- О чём мы должны помнить, чтобы не путать деепричастия с другими частями речи?
V. Редактирование предложений.
- Прочтите предложения и скажите, что привело к созданию в предложении смешной ситуации? (неправильное употребление деепричастных оборотов)
1) Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
2) Идя по мокрой тропинке, дождь не прекращался.
- Как можно исправить данные речевые ошибки? (Сохранив деепричастный оборот или синонимической конструкцией с союзом КОГДА)
1) Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа.
Подъезжая к станции, я потерял шляпу.
2) Идя по мокрой тропинке, я думал о том, что дождь не прекращался.
Когда я шёл по мокрой тропинке, дождь не прекращался.
VI. Итог урока: Что нового узнали мы сегодня на уроке?
Зачем нам эти знания?
VII. Оценки за урок. Домашнее задание.