Цель: диагностика уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся по теме «Твердое состояние вещества» - строение и свойства кристаллических и аморфных тел; механические свойства твердых тел.
Задачи.
Учебные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала углубить знания о свойствах твердых тел.
Образовательные: формировать у учащихся умения работать по плану, выделять главное; способствовать становлению умения оценивать, анализировать данные, видеть результаты своего труда.
Развивающие: развивать основы творческой деятельности, логическое мышление, правильно формулировать свои мысли.
Воспитательные: умение работать в группе, конструктивно взаимодействовать, развитие инициативы, организаторских качеств.
После первого урока по данной теме (всего уроков по теме четыре) класс получает информацию от учителя о проведении урока-зачета по данной теме. Класс делится на 5 групп (по 5 человек), в каждой группе назначается ответственный, который получает инструктаж от учителя как надо готовить группу к зачету - организация исследовательской работы в школе, помощь в решении задач, помощь учащимся, пропустившим занятия в школе.
В школьном уголке под заголовком «Готовься к зачету!» помещены следующие материалы:
-календарный план изучения темы;
-краткие выводы по каждому уроку;
-задачи;
-перечень вопросов по теории, выносимых на зачет;
-список учебной литературы, в том числе дополнительной, по данному материалу;
-контрольный лист группы
№ этапа |
Время, |
Список группы |
||||
|
|
|
|
|
||
1 |
1 |
Распределение заданий |
||||
2 |
10 |
ТП |
ЭЗ |
ЭЗ |
РЗ |
РЗ |
3 |
10 |
ТУ |
ЭЗ |
ЭЗ |
РУ |
РУ |
4 |
10 |
РЗ |
ДТУ |
РУ |
РУ |
|
5 |
5 |
ВО |
ВО |
ВО |
ВО |
ВО |
6 |
5 |
Подведение итогов |
||||
Число плюсов |
|
|
|
|
|
|
Оценка |
|
|
|
|
|
ТП,ТУ- ответ по теоретическому материалу(письменный, устный);
ВО- выбор правильных ответов;
ЭЗ- экспериментальное задание;
РЗ- решение задач;
РУ- устное рецензирование ответов;
ДТУ- демонстрация технической установки.
Организационный момент урока.
Ответственные по группам раскрывают конверты с заданиями и распределяют работу между членами группы.
Два человека решают задачи на отдельных листах.
Задача №1. Вычислить модуль упругости для железа, если известно, что железная проволока длиной 1,5 м и сечением 0,000001кв.м под действием силы в 200Н удлинилась на 1,5 мм.
(Ответ: Е=200000000000 Па)
Задача №2. Верхний конец стержня закреплен, а к нижнему подвешен груз 20кН. Длина стержня 5м, сечение 4кв.см. Определить напряжение материала стержня и его абсолютное и относительное удлинение, если модуль Юнга для этого стержня равен 200000000000Па.
(Ответ:50000000Па; Е=0,00025Па;1,25мм)
Два человека выполняют лабораторную работу. Учащимся предложены по выбору две темы №1. Изучение образцов твердых тел . №2. Наблюдение упругих и пластических деформаций тел. Учащимся предложено самостоятельно разработать план выполнение эксперимента и его осуществление (одной из предложенных работ).
Для выполнения первой лабораторной работы предлагается оборудование: лупа, коллекция минералов и горных пород, металлов и сплавов, пробирка с песком.
Для второй лабораторной работы предложено следующее оборудование: резина ученическая (ластик), брусок металлический размером 40*25*8мм, брусок пластилиновый размером 30*20*8мм.
Один из учащихся готовит ответ по теоретическому материалу «Структура твердых тел».
Повторение изученного материала.
Так как задания разной трудности, то на их подготовку требуется разное время. Учитель имеет возможность проверить выполнение эксперимента. В случае затруднения учащиеся могут помогать друг другу. Учитель строго следит за выполнением регламента.
По истечении 10 минут один учащийся отвечает по теоретическому вопросу, его проверяют двое учащихся, которые на этом этапе работы являются рецензентами. Ответственный по группе ставит в контрольном листке «+» рецензентам за правильную работу и учащемуся, дающему ответ.
После ответа по теории учащийся получает задание по карточке: решить задачу.
Задача №3. Найти максимальную высоту здания из кирпича. Если предел прочности кирпича на сжатие 15000000Па, плотность кирпича 1800кг/ куб.м., а необходимый запас прочности равен 6. (Ответ :150м)
Защита лабораторной работы идет двумя учениками –рецензентами. Рецензенты выставляют в контрольный листок «+», дают устную рецензию на ответы учеников-экспериментаторов.
Далее группа переходит к выполнению тестового задания.
1.Большинство металлов в обычных условиях являются
1)монокристаллами
2)поликристаллами
3)аморфными веществами
4)жидкостями
2.Медь плавится при постоянной температуре1085 градусов .При этом медь поглощает или выделяет энергию?
1)не поглощает и не выделяет
2)выделяет
3)поглощает
4)может поглощать, может выделять
3.Какие частицы находятся в узлах решетки металла?
1)нейтральные атомы
2)электроны
3)отрицательные ионы
4)положительные ионы
4.К проволоке подвесили груз. Затем согнули ее пополам и подвесили тот же груз. Относительное удлинение проволоки при этом
1)увеличилось
2)увеличилось в 2 раза
3)не изменилось
4)уменьшилось в 2 раза
5.Какая из деформаций является упругой?
1)сжатие
2)изгиб
3)кручение
4)все перечисленные деформации могут быть упругими при определенных условиях
Тестовое задание проверяется взаимоконтролем с соседней группой.
Ключ к тесту дает учитель. Критерий оценки теста учащимся известен. Три правильно выполненных задания позволяют поставить в контрольный лист «+».
Далее ответственные по группам подводят итог работы учащихся на уроке по контрольным листам. Подсчитывают общее количество плюсов.
Учитель задает вопросы классу:1.Что такое деформация?
2.Назовите виды деформаций.
3.Что называется механическим напряжением?
4.Каков физический смысл модуля упругости?
5.Что такое жесткость?
Итоги урока.
После того как ответственные по группам подвели итоги, учитель дает общую оценку работы класса. Учитель напоминает, что для сдачи зачета необходимо набрать три «+».
Окончательные оценки по зачету объявляются на следующем уроке.
Домашнее задание: Повторить параграфы 73,74 ; конспекты по данной теме.
Литература.
1.Физика-10 класс. М, Просвещение, 2008г. Авторы: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский.
2. Физика-10 класс. М.,Просвещение, 1996г. Под редакцией А.А.Пинского.