Урок русского языка в 3-м классе. Устойчивые выражения слов

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Дать представление о наличии в русском языке особого рода словосочетаний - устойчивых выражений, смысл которых не определяется значениями входящих в них слов.
  2. Развивать речь, орфографическую зоркость, память, мышление и внимание учащихся.
  3. Воспитывать любовь к русской словесности.

Материал: Л.Я.Желтовская « Русский язык», 3 класс,1 часть ( стр.63-64), методическое руководство.
Оборудование: иллюстрации, карточки, тетради на печатной основе, словарь фразеологизмов

Ход урока.

I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания.

-На прошлом уроке мы узнали, когда пишется мягкий знак после шипящих.
Давайте проверим, как вы это усвоили.
Игра «Волшебный дождь» (с каждого ряда к доске выходят по ученику и вставляют капельки, на которых написан мягкий знак).

ноч...

вещ...

молодеж…

помощ...

нож...

камыш…

мяч...

мыш...

врач...

реч...

рож...

брош...

  1. Как определить род у имени существительного?
  2. Как определить род имени прилагательного?
  3. Когда пишется ь после шипящих?

III. Сообщение темы и целей урока.
Трое детей показывают сценку.
Поссорились на перемене ребята.

  • Я тебе покажу, где раки зимуют! А второй ему:
  • Ишь, разошёлся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:

  • Всё следишь! Наверное и спишь с открытыми глазами. А дежурный вдруг как крикнет:
  • Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!
  • Какие такие загадки? - удивились ребята и разжали кулаки.
  • А вот какие, слушайте. Первая: «Где раки зимуют?» Вторая: «Кто из кожи вон лезет?» Третья: «Кто спит с открытыми глазами?»

Ответы: Выражение «я покажу, где раки зимуют» связанно с историей нашего народа. Ловить зимой раков посылали провинившихся крестьян. Это было дело очень трудным, приходилось много часов доставать их со дна ледяной реки. Не мудрено, что после этого многие не только заболевали, но и умирали от переохлаждения. Отсюда и пошло это выражение. Если кого-то хотели очень сильно наказать, говорили: «Я покажу тебе, где раки зимуют».
Два других выражения - «лезть вон из кожи» и «спать с открытыми глазами» - связаны с животным миром. Линяют, то есть вылезают из своей кожи, раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне всё видят. Но на самом деле пленочка, прикрывающая их глаза, совсем тоненькая, прозрачная.
Сегодня мы на уроке поговорим о таких устойчивых выражениях - они называются фразеологизмами.

IV. Изучение нового материала.
1) Беседа.
Многие устойчивые выражения обогащают книжную, газетную, не говоря уже о разговорной речи. Такие выражения нельзя буквально перевести на другой язык, так как их значение не складывается из смысла отдельных слов. С одним только, словом НОС их более 10.

  • Какие вы помните?
  • Послушайте, какие еще есть.

Водить за нос - обманывать, вводить в заблуждение (В не столь давние времена по деревням ходили цыгане с медведями и устраивали различные представления. Медведей они водили на поводке, привязанном к кольцу, продетом в нос. Такое кольцо позволяло держать медведей в повиновении и заставляло их выполнять различные трюки. Во время представлений цыгане показывали различные фокусы, ловко обманывая зрителей.
Зарубить себе на носу - означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
Слово «нос» тут не обозначает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку или бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и делали на них всевозможные заметки (зарубки) на память.

Задирать нос - загордиться, задаваться
Оставить с носом - обмануть
Повесить нос - огорчиться
Утереть нос - превзойти, в чём - либо
Клевать носом - засыпать
2). Минутка чистописания.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
Ф Ф Ф Ф Фразеологизмы

3). Письмо по памяти.

В каком предложении употреблён фразеологизм?
Никиту как ветром сдуло из кла...а.   (быстро убежал)
Ярче с.неет лё... на р...ке, где ветром сдуло сне....
4). Работа в печатной тетради с.ЗО упр. 11

5). Физкультминутка

Раз, два, три, четыре
Меня грамоте учили.
Не писать, не читать,
Только по полу скакать.
Я скакала, я скакала,
Себе ноженьку сломала.
Стала ноженька болеть.
Стала маменька жалеть.
Пожалела, поругала
И за доктором послала.
Доктор едет на быке
С балалаечкой в руке.

V. Закрепление изученного.

1). Игра «Доскажи словечко».

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо!
Ведь этим ты другу Окажешь ...(медвежью услугу)
Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес.. .(кто по дрова)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши...(вянут)
Глеб у доски повесил.. ..(нос)
Краснеет до корней.. .(волос)
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь.. .(землю провалиться)
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши.. .(бил) с утра.
2).   Работа по учебнику.  (стр.63 упр. З)
Записать четверостишие. Подчеркнуть устойчивые выражения.
3). Работа по карточкам по вариантам. (см. Приложение)
4). Знакомство с фразеологическим словарём.
Есть фразеологизмы, которые пришли в нашу речь из сказок.  За тридевять земель... Молочные реки и кисельные берега... Поди туда - не знаю куда.... Скоро сказка сказывается... Это всё присказка...

5). Упражнение на развитие внимания.

Зачеркни лишнюю букву в каждой строчке и из этих букв составь слово.
Запиши его__________________________________
(фразеологизм)
VI. Итог урока
-Что такое фразеологизмы?
(Устойчивые сочетания слов)

Работа по картинкам. (см. Приложение)

-Угадайте фразеологизмы.
Витать в облаках - мечтать
Тянуть кота за хвост -
Играть с огнём - рисковать
Водить за нос - обманывать
Провалился сквозь землю - исчезнуть
Плясать под чужую дудку -

VII. Домашнее задание.
Записать как можно больше фразеологизмов