К проблеме формирования интонационного мышления пианиста

Разделы: Музыка


Цели:

  1. С юных лет учить детей содержательным, музыкально-исполнительским высказываниям.
  2. Через интонирование постичь сущность музыкального произведения, что позволяет открывать всевозможные пути реализации личности.

Задачи:

  1. Заложить ребенку любовь к музыке в самом начале пути.
  2. Раскрытие образа через содержание.
  3. Формирование музыкального слуха.
  4. Добиваться самостоятельности художественного высказывания (исполнения).
  5. Закреплять мотивацию к музыкальному обучению.
  6. Приобретение широкого музыкально-исполнительского багажа.

Искусство интонирования – самая насущная проблема в современной музыкальной педагогике. Оно помогает распознать подтекст, услышать и увидеть содержание, основную мысль, понять смысл и одухотворить его, то есть подняться над техническими задачами, создать образ через осмысление нотного текста и превратить его в высоко художественное, неприкосновенное, ясное, запоминающееся, проникновенное и такое же гениально воплощенное, как и гениально написанное творение.
Проблема интонирования всегда была животрепещущей для исполнителя. Еще большую остроту она приобретает и в наше время – время эпохи звукозаписи, компьютерной (неинтонированной) музыки, а также конвейерного производства. Сейчас эта проблема ставится наисерьезнейшим образом, так как появился массовый стандарт в подходе к музыкальному искусству вообще. А об индивидуальности, душевном и духовном мире человека нужно помнить в любую эпоху.
Именно через интонацию, раскрывая свою внутреннюю сущность, каждый музыкант стремится своею живой душою прикасаться к частичке вечности, тогда, и только оставаясь самим собой, он сможет понять свою индивидуальность и реализовать себя. Интонирование же помогает проникнуть в сущность музыкального произведения так, как через осмысление музыкального содержания и индивидуальной техники исполнения, музыкант находит возможные пути реализации себя.
Но как заложить и воспитать основы интонационной культуры, с помощью которой произойдет решение художественной задачи?
На начальной стадии обучения заложить ребенку любовь к музыке таким образом, что бы ни один звук не был сыгран без осмысления, без образной задачи. Постепенно заинтересовывая и увлекая, ставить перед учеником творческую задачу самостоятельного художественного высказывания. Так, процесс постепенно становиться настолько осмысленным, что звуки начинают говорить о конкретном содержании. Так происходит творческое осознание интонируемого материала. Со временем у ученика появляются самые разные исполнительские качества. В результате, постепенно осваивая начальный репертуар, ребенок под чутким руководством своего педагога постигает более сложные образы и приобретает более сложные навыки. Учится видеть и слышать более сложную музыкальную ткань, выделяя главное, не теряя второстепенного. Музыкальная ткань становится понятной, мысль ясной, а воспроизведение учеником художественного материала целостным. Музыкант (маленький человечек) растет и развивается, появляется юношеская легкость и вспышки темперамента, со временем приходит более глубокое вживание в атмосферу каждого произведения. Вырисовывается ясное чувство характера музыки, чуткость к намерениям, строгая выдержка, артистическая красота, мягкий тон, неукоснительная точность в самых рискованных моментах и ураганных темпах, - так в своих интерпретациях и проявляется личность музыканта. Неотъемлемой частью  формирования творческого музыканта является приобретение широкого багажа всемирной художественной культуры. Происходит осознание истинных масштабов и неких координационных осей в огромном мире музыки вообще и в сфере исполнительской в частности, а также основных закономерностей и тенденций развития музыкального искусства. Музыкант приходит к пониманию высших идеалов и в то же время не впадает в педантизм, произведения начинают звучать целостно и в то же время становится слышна ювелирнейшая проработка деталей. Когда-то Покровский сказал о Мелик-Пашаеве, продирижировавшем «Фиделио» Бетховена: «Учился как школьник, продирижировал как великий мастер».
Исполнение – интонирование обретает значение художественного явления лишь тогда, когда оно направляется творчески ярким и целостным интерпритаторским замыслом, впитавшим в себя лучшие стороны культурно-исторической традиции и опыта и одновременно несущим в себе черты новаторского прочтения и толкования произведения. По определению Малинковской: «Исполнительское интонирование – это осмысленно-выразительная, направленная на слушательское восприятие, реализация музыки в процессе выявления и оформления отношений между элементами музыкальной формы на всех уровнях их системной организации в исполняемом произведении и на основе целостного взаимодействия компонентов конкретного инструментального комплекса». Процесс интонирования – это широчайшая панорама деятельности, невозможная вне творческого подхода к интонируемому материалу. Интонирование является и вариативным процессом, потому, что каждый исполнитель по-своему воспроизводит нотный материал.
Именно так определяет фортепианная педагогика содержательность музыкально-исполнительского высказывания и ищет пути достижения свободы, естественности, подлинности этого высказывания, а также взращивает основополагающее музыкальное чувство тона, движения, формы, которое выводит исполнителя на уровень художественной правды высказывания (впоследствии). По словам Медушевского: «Мудрость содержательной музыкальной формы – воплощение мудрости души, а она есть энергийно-смысловое постижение сущего, благодарное и радостное приятие в себе истины, добра и красоты». Музыкальная интонация является «проводником в сложном лабиринте музыкальных образов» (Асафьев). Немалая роль отводится мироощущению и мировоззрению пианиста. Музыкальная интонация воспринимается как живая потому, что в ней отражен живой человек. Воплощать социальную сущность человека музыка способна именно потому, что и культуру она научилась свертывать в интонацию. Важнейшая интонационная сфера и существенный элемент музыки – мелос, который объединяет все, что касается становления музыки и ее протяженности. Наличие явления интонации связывает все происходящее в единый, конкретно связанный с развитием общественного сознания процесс. Он намечает вполне конкретную среду, через которую наш интеллект управляет всем «музыкальным материалом», делая его выражением художественного содержания в эмоционально-смысловой оболочке.
Чтобы состоялось настоящее исполнение, нужны годы длительной работы, которая начинается в детском возрасте. И начать нужно с самого важного: «приохотить к музицированию и научить музицировать». Истинная педагогика всегда, всюду, на всех этапах – творчество, личное творчество» (Баренбойм). Именно творческие занятия дают импульс к развитию личности и раскрывают незаурядные дарования. Творчество помогает интенсивно развиваться музыкальному восприятию, во время которого формируется потребность конкретного выражения музыки. Формирование же музыкального слуха является основой музыкального воспитания.
Всегда найдутся музыканты, особенно чуткие к интонационному началу музыки, ощущающие все его многообразие, часто глубоко скрытые формы его проявления; с творческой деятельностью таких людей в наибольшей степени и связан прогресс музыкального мышления искусства. Проблемой формирования интонационного мышления пианиста будет заниматься музыкант, который на языке искусства будет выражать свои мысли. Педагог-музыкант, ставя творческие задачи,  поспособствует ученику активизировать  ум, что поможет привыкнуть к самостоятельному художественному высказыванию; ребенок начнет понимать и чувствовать почему, для чего и как надо выполнить ту или иную художественную задачу и этим будет закреплять мотивацию к музыкальному обучению.

Список литературы:

  1. Малинковская. Фортепианно-испонительское интонирование. Москва: «Музыка», 1990. - 189 с.
  2. Баренбойм. Путь к музицированию. Ленинград: «Советский композитор», 1979.- 352 с.
  3. Медушевский. Интонационная форма музыки. Москва: «Композитор»,1993.- 268 с.
  4. Асафьев. Музыкальная форма как процесс. Москва: «Музыка», 1971.- 376 с.