Основу организации здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении составляют нормативные документы:
- Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
- ст. 51 Федерального закона «Об образовании»,
- Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.1178-02, 2.4.7.1166-02. утвержденные постановлением Министерства здравоохранения и Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 №44 и от 20.11.2002 №38,
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №1756-р,
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
Основной потребностью растущего человека является потребность познать себя, познать целый спектр проблем, связанных со здоровьем физическим и психическим. Ранний опыт самопознания необходим для благоприятного развития ребенка. Курс «За здоровый образ жизни» носит образовательно-воспитательный характер и преследует осуществление следующих целей: 1) осознание здоровья как самоценности; 2) развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; 3) формирование коммуникативных навыков: умения сотрудничать, нести ответственность за принятые решения; 4) осознание единства с природой, выстраивание личного природосообразного поведения.
Теоретическими основами курса являются идеи Сьюзан Шапиро и Кэрол Флагерти-Зонис, руководителей программы "Здоровый образ жизни". Рассчитан на преподавателей средней школы, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 10 до 12 лет, построен на основании современных научных представлений о психологическом развитии ребенка этого возраста. Предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, второй - развитие сознания ребенка. Преодолевает санитарно-гигиенический подход к проблеме здоровья, основанный на выполнении определенных требованиях и запугиваниях; обучает ребенка умению сделать выбор и нести ответственность за свой выбор; может служить дополнением к курсам "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Валеологии", не дублируя их программ, обогащая их активной методикой для проведения занятий. Представляя собой гибкую структуру, рассчитанную на профилактическую работу, осуществляемую в рамках класса и предполагающую создание условий, обеспечивающих целесообразное поведение и здоровый образ жизни, позволяет учащимся впоследствии справляться с проблемами реального бытия.
Учебное пособие состоит из трех частей: «Ты, твое тело, твое здоровье», «Эволюция и здоровье», «Введение в сексуальность», составленных в соответствии с возрастными особенностями учащихся, и рассчитано на 35 часов. В зависимости от уровня развитие классного коллектива, особенностей отдельных учащихся класса, специфики учебного заведения, преподаватель может включить в программу свои поурочные планы и виды работ, уменьшить или увеличить объем справочной информации, обновить ее и изменить в соответствии с традициями и обычаями, привычными для учащихся, изменить количество часов занятий.
Уроки здоровья могут проводиться как в урочное время (если тема занятий совпадает с темой или целями того или иного урока), так и в виде кружковых занятий, занятий в группах продленного дня или быть частью всей воспитательной работы, проводимой в классе.
Успех любой учебной программы зависит от соответствующего уровня подготовки преподавателя. В данном пособии предпринята попытка обеспечить преподавателя достаточным объемом справочной информации и методическим инструментарием для проведения уроков определенного типа, не совсем характерных для русской школы.
Структура учебной программы
Каждая часть программы состоит из четырех составных компонентов:
1. Информация для преподавателя.
В данной части рассматриваются этапы развития личности ребенка; даются сведения об особенностях детского поведения и детской логики; справочная информация и конкретные данные, составляющие основу фактов по разнообразной тематике, привязанные к поурочным планам и видам работ.
2. Работа с родителями.
Данная часть содержит рекомендации преподавателям по тому, как следует работать с родителями и держать их в курсе того, что изучают их дети.
3. Работа с общественностью.
В этой части содержится рекомендации по информированию общественности и организации совместной работы в проведении профилактической работы.
4. Поурочные планы и виды работ.
В каждом из планов занятий указывается цель, необходимое оборудование, основные методические приемы и рекомендации для преподавателя. Некоторые планы занятий имеют страницы с материалами для работы, которые могут тиражироваться при проведении занятий в классе, а также предварительные и итоговые тесты, определяющие эффективность внедрения программы. Каждая часть программы снабжена набором аудио и видеокассет, примерами дидактического и раздаточного материала. Примечание: в зависимости от увлечений учащихся класса и их приоритетов кассеты можно заменять на идентичные по смыслу занятия.
Содержание программы
Ты и твое здоровье. Введение в программу. (6 часов)
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы,
укрепляющие здоровье.
Познай свое тело (5 часов)
Оценка состояния здоровья. Путешествие внутри тела. Здоровье физическое и
духовное.
Как быть здоровым (9 часов)
Основные правила здоровья. Режим дня. Основы здорового рациона питания.
Воздействия на организм человека курения и алкоголя. Занятия, заменяющие курение.
Экология и здоровье (9 часов)
Наш общий дом - Земля. В природе все взаимосвязано. Первичные представления об экосистемах. Загрязнения окружающей среды. Этические принципы и экологическое мировоззрение.
Введение в сексуальность (4 часа)
«Я» и «Я»; «Я» и другие. Понятие о мужском и женском поле. Самосознание. Уровень самооценки.
Тематическое планирование
1. Ты и твое здоровье (введение в программу).
- Предварительное тестирование. Игра «Остров мечты».
- Просмотр видеофильма «Спасатели в Австралии».
- Определение понятия «Здоровье». Игра «Воздушные шарики».
- Здоровый образ жизни. Игра «Космическое путешествие».
- Факторы, укрепляющие здоровье. Ролевая игра «Советы Айболита».
- Создание книги: «Здоровье это -...»
2. Познай свое тело.
- Оценка состояния здоровья.
- Путешествие внутрь тела. Игра «Заколдованный замок».
- Проведи эксперимент.
- Игра - спортивные состязания.
- Игра - психологические игры.
- Ведение дневника (фанфакса).
3. Как быть здоровым?
- Беседа врача.
- Основные правила здоровья.
- Мой режим дня.
- Путешествие в страну Будильника.
- Анкетирование «Мой день».
- Воздействие на организм человека курения. Демонстрация курительной
машины. - 12 занятий, заменяющих курение.
- Воздействие на организм человека алкоголя.
- Письма друзьям.
4. Экология и здоровье.
- Просмотр видеофильма «Долина папоротников».
- «Мое отношение к природе» - анкета.
- Игра «Наш общий дом - Земля».
- Экологическое лото.
- Игра «Гусеница».
- Игра «Паутина жизни».
- Загрязнение окружающей среды.
- Игра в сыщиков.
- Этические принципы и экологическое мировоззрение.
5. Введение в сексуальность.
- Игра «от таракана к бабочке».
- Игра «Свет мой зеркальце, скажи».
- Секретные письма.
- «Подари другу радость».
Взаимодействие между учителем и обучаемыми
Учитель при работе с детьми должен руководствоваться следующими правилами.
- Уважать ребенка как личность, вне зависимости от его психолого-педагогической характеристики, расовой или национальной принадлежности, в независимости от его социального положения.
- Быть эмоциональным и артистичным.
- Постоянно привлекать ребенка к сотрудничеству, не оставляя его ни на минуту без внимания.
- Поощрять ребенка на свободные высказывания; на спонтанные действия.
- Обращаться к ребенку только по имени, заранее узнав, какому из своих имен ребенок отдает предпочтение (полное или ласкательно-уменьшительное).
- Задавать ребенку вопросы непрямые, косвенные или проективные.
- Просить выразить ребенка свои чувства устно или на бумаге в виде рисунка или цветограммы, если он еще не умеет их высказывать словесно или не хочет демонстрировать свои чувства и эмоции на публику.
- Каждое занятие должно быть коротким и нескучным для ребенка, чаще меняйте формы работы.
- Избегайте отрицательных оценок деятельности ребенка и старайтесь не выделять похвалой одного из детей или группу учащихся.
10. В этом возрасте не рекомендуется знакомить учащихся с результатами тестирования.
11. Никогда не критикуйте и не осуждайте поступки и поведение родителей, ибо в этом возрасте их авторитет для ребенка велик и критика в их адрес может привести к непослушанию или нарушению доброжелательных отношений.
Уроки здоровья
Цель:
1.Обеспечение оптимальных условий для дальнейшего роста и развития ребенка (биологическая задача)
2.Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым" (социальная задача).
Средствами выполнения являются:
- Психодиагностическая работа.
- Научно-обоснованный и четко соблюдаемый режим дня.
- Соответствие учебных и физических нагрузок функциональным возможностям
организма ребенка. - Систематическое удовлетворение потребности организма в нужном объеме и
структуре двигательной активности, позволяющее формировать здоровую осанку. - Регулярное подкрепление /Практика поведения, предусматривающая выбор.
Занятие№1 (Представлена схема двух занятий из раздела «Введение» в программу)
Предварительное тестирование.
Цель: учащиеся должны научиться обосновывать свой выбор;
Учитель должен получить представление о направленности развития личности ребенка.
Оборудование: кассета№1; цветные карточки, маркеры, лист ватмана, скотч.
Содержание занятия, игры-теста "Остров Мечты".
- Предложите детям отправиться на сказочный остров Мечты, где их встретит всемогущая волшебница.
- Включите видеомагнитофон и просмотрите с детьми отрывок из мультфильма У.Диснея "Тролли в городском парке" (видеокассета №1)
- Исполняя роль сказочной волшебницы, предложите детям сделать выбор среди предложенных желаний. Поясните, что "Богатство" обозначено синей карточкой; "Дружба" - желтой; "Любовь" - красной; "Здоровье" - зеленой. (Цвета можно ввести иные).
- Попросите детей найти тех ребят, кто сделал подобный выбор, и объедините их в группы.
- Попросите каждую группу нарисовать на листе бумаги причины своего выбора по следующей схеме: первый выбор (+ и -); второй выбор (+ и -); мой выбор (обоснование).
- Предоставьте слово каждой группе, для того чтобы они пояснили свой рисунок.
- Подведите итоги занятия, пожелав каждой группе исполнения их желаний. Не высказывайте своего мнения по поводу выбора групп, важны не результаты выбора. Ценно мнение каждого.
- Заполните страницы №1 и №2 из дневника руководителя занятий.
Занятие №3.
Определение понятия "Здоровье".
Цель: сформировать представление о здоровье; указать его значимость для организма человека; научить работе в группах.
Оборудование: воздушные шарики трёх цветов (по количеству ребят в классе), восемь из которых (одного цвета) имеют буквы, составляющие слово "Здоровье"; аудиокассета №1; нитки.
Содержание занятия-игры "Воздушные шарики".
- Познакомьте детей с членами штаба спасателей, объясните его назначение.
- Расскажите о том, что сегодня Бернардо и Бианка у вас в гостях и привезли вам в подарок воздушные шарики.
- Попросите детей выбрать шарик и найти тех, кто выбрал шарик того же цвета.
- Распределите их по группам и попросите надуть шарики.
- Включите запись на аудиокассете №1.
- Обратите внимание детей на ту группу, у членов которой оказались шарики с буквами. Объясните ребятам, что эти шарики волшебные и, если они угадают заданное слово, то получат исполнение одного из своих желаний.
- Поставьте ребят этой группы по порядку так, чтобы получилось слово "Здоровье".
- Попросите ребят других групп дать определение этому понятию.
- Подведите итог занятию.
Примечание: 1. Если в группе много ребят, то количество цветов шариков может быть больше. Важно, чтобы мини-группы были не менее 5-6 человек. 2. Предварительно напишите краской на 8 шариках буквы. 3. Имейте запасные шарики всех цветов, на случай, если какие-нибудь из шариков лопнут.