Программа "За здоровый образ жизни"

Разделы: Классное руководство


Основу организации здоровьесберегающей деятельности в образовательном  учреждении составляют нормативные документы:

  1. Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  2. ст. 51 Федерального закона «Об образовании»,
  3. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.1178-02, 2.4.7.1166-02. утвержденные постановлением Министерства здравоохранения и Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 №44 и от 20.11.2002 №38,
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №1756-р,
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.

 Основной потребностью растущего человека является потребность познать себя, познать целый спектр проблем, связанных со здоровьем физическим и психическим. Ранний опыт самопознания необходим для благоприятного развития ребенка. Курс «За здоровый образ жизни» носит образовательно-воспитательный характер и преследует осуществление следующих целей: 1) осознание здоровья как самоценности; 2) развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; 3) формирование коммуникативных навыков: умения сотрудничать, нести ответственность за принятые решения; 4) осознание единства с природой, выстраивание личного природосообразного поведения.
Теоретическими основами курса являются идеи Сьюзан Шапиро и Кэрол Флагерти-Зонис, руководителей программы "Здоровый образ жизни". Рассчитан на преподавателей средней школы, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 10 до 12 лет, построен на основании современных научных представлений о психологическом развитии ребенка этого возраста. Предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, второй - развитие сознания ребенка. Преодолевает санитарно-гигиенический подход к проблеме здоровья, основанный на выполнении определенных требованиях и запугиваниях; обучает ребенка умению сделать выбор и нести ответственность за свой выбор; может служить дополнением к курсам "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Валеологии", не дублируя их программ, обогащая их активной методикой для проведения занятий. Представляя собой гибкую структуру, рассчитанную на профилактическую работу, осуществляемую в рамках класса и предполагающую создание условий, обеспечивающих целесообразное поведение и здоровый образ жизни, позволяет учащимся впоследствии справляться с проблемами реального бытия.
Учебное пособие состоит из трех частей: «Ты, твое тело, твое здоровье», «Эволюция и здоровье», «Введение в сексуальность», составленных в соответствии с возрастными особенностями учащихся, и рассчитано на 35 часов. В зависимости от уровня развитие классного коллектива, особенностей отдельных учащихся класса, специфики учебного заведения, преподаватель может включить в программу свои поурочные планы и виды работ, уменьшить или увеличить объем справочной информации, обновить ее и изменить в соответствии с традициями и обычаями, привычными для учащихся, изменить количество часов занятий.
Уроки здоровья могут проводиться как в урочное время (если тема занятий совпадает с темой или целями того или иного урока), так и в виде кружковых занятий, занятий в группах продленного дня или быть частью всей воспитательной работы, проводимой в классе.
Успех любой учебной программы зависит от соответствующего уровня подготовки преподавателя. В данном пособии предпринята попытка обеспечить преподавателя достаточным объемом справочной информации и методическим инструментарием для проведения уроков определенного типа, не совсем характерных для русской школы.
Структура учебной программы
Каждая часть программы состоит из четырех составных компонентов:
1. Информация для преподавателя.
В данной части рассматриваются этапы развития личности ребенка; даются сведения об особенностях детского поведения и детской логики; справочная информация и конкретные данные, составляющие основу фактов по разнообразной тематике, привязанные к поурочным планам и видам работ.
2. Работа с родителями.
Данная часть содержит рекомендации преподавателям по тому, как следует работать с родителями и держать их в курсе того, что изучают их дети.
3. Работа с общественностью.
В этой части содержится рекомендации по информированию общественности и организации совместной работы в проведении профилактической работы.
4. Поурочные планы и виды работ.
В каждом из планов занятий указывается цель, необходимое оборудование, основные методические приемы и рекомендации для преподавателя. Некоторые планы занятий имеют страницы с материалами для работы, которые могут тиражироваться при проведении занятий в классе, а также предварительные и итоговые тесты, определяющие эффективность внедрения программы. Каждая часть программы снабжена набором аудио и видеокассет, примерами дидактического и раздаточного материала. Примечание: в зависимости от увлечений учащихся класса и их приоритетов кассеты можно заменять на идентичные по смыслу занятия.
Содержание программы
Ты и твое здоровье. Введение в программу. (6 часов)
Определение   понятия   «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы,
укрепляющие здоровье.
Познай свое тело (5 часов)
Оценка состояния здоровья. Путешествие внутри   тела.   Здоровье   физическое   и
духовное.
Как быть здоровым (9 часов)
Основные правила здоровья. Режим дня. Основы здорового рациона питания.
Воздействия на организм человека курения и алкоголя. Занятия, заменяющие курение.
Экология и здоровье (9 часов)
Наш общий дом - Земля. В природе все взаимосвязано. Первичные представления об экосистемах. Загрязнения окружающей среды. Этические принципы и экологическое мировоззрение.
Введение в сексуальность (4 часа)
«Я» и «Я»; «Я» и другие. Понятие о мужском и женском поле. Самосознание. Уровень самооценки.
Тематическое планирование

1.                 Ты и твое здоровье (введение в программу).

  1. Предварительное тестирование. Игра «Остров мечты».
  2. Просмотр видеофильма «Спасатели в Австралии».
  3. Определение понятия «Здоровье». Игра «Воздушные шарики».
  4. Здоровый образ жизни. Игра «Космическое путешествие».
  5. Факторы, укрепляющие здоровье. Ролевая игра «Советы Айболита».
  6. Создание книги: «Здоровье это -...»

2.                  Познай свое тело.

  1. Оценка состояния здоровья.
  2. Путешествие внутрь тела. Игра «Заколдованный замок».
  3. Проведи эксперимент.
  4. Игра - спортивные состязания.
  5. Игра - психологические игры.
  6. Ведение дневника (фанфакса).

3.                Как быть здоровым?

  1. Беседа врача.
  2. Основные правила здоровья.
  3. Мой режим дня.
  4. Путешествие в страну Будильника.
  5. Анкетирование «Мой день».
  6. Воздействие   на   организм    человека   курения.    Демонстрация    курительной
    машины.
  7. 12 занятий, заменяющих курение.
  8. Воздействие на организм человека алкоголя.
  9. Письма друзьям.

4.                Экология и здоровье.

  1. Просмотр видеофильма «Долина папоротников».
  2. «Мое отношение к природе» - анкета.
  3. Игра «Наш общий дом - Земля».
  4. Экологическое лото.
  5. Игра «Гусеница».
  6. Игра «Паутина жизни».
  7. Загрязнение окружающей среды.
  8. Игра в сыщиков.
  9. Этические принципы и экологическое мировоззрение.

5.                  Введение в сексуальность.

  1. Игра «от таракана к бабочке».
  2. Игра «Свет мой зеркальце, скажи».
  3. Секретные письма.
  4. «Подари другу радость».

Взаимодействие между учителем и обучаемыми
Учитель при работе с детьми должен руководствоваться следующими правилами.

  1. Уважать ребенка как личность, вне зависимости от его психолого-педагогической характеристики, расовой или национальной принадлежности, в независимости от его социального положения.
  2. Быть эмоциональным и артистичным.
  3. Постоянно привлекать ребенка к сотрудничеству, не оставляя его ни на минуту без внимания.
  4. Поощрять ребенка на свободные высказывания; на спонтанные действия.
  5. Обращаться к ребенку только по имени, заранее узнав, какому из своих имен ребенок отдает предпочтение (полное или ласкательно-уменьшительное).
  6. Задавать ребенку вопросы непрямые, косвенные или проективные.
  7. Просить выразить ребенка свои чувства устно или на бумаге в виде рисунка или цветограммы, если он еще не умеет их высказывать словесно или не хочет демонстрировать свои чувства и эмоции на публику.
  8. Каждое занятие должно быть коротким и нескучным для ребенка, чаще меняйте формы работы.
  9. Избегайте отрицательных оценок деятельности ребенка и старайтесь не выделять похвалой одного из детей или группу учащихся.

10.                  В    этом    возрасте    не   рекомендуется    знакомить    учащихся    с    результатами тестирования.
11.        Никогда не критикуйте и не осуждайте поступки и поведение родителей, ибо в этом возрасте их авторитет для ребенка велик и критика в их адрес может привести к непослушанию или нарушению доброжелательных отношений.
Уроки здоровья
Цель:
1.Обеспечение  оптимальных  условий для дальнейшего  роста  и  развития  ребенка (биологическая задача)
2.Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым" (социальная задача).
Средствами выполнения являются:

  1. Психодиагностическая работа.
  2. Научно-обоснованный и четко соблюдаемый режим дня.
  3. Соответствие   учебных   и   физических   нагрузок   функциональным   возможностям
    организма ребенка.
  4. Систематическое   удовлетворение   потребности   организма   в   нужном   объеме   и
    структуре двигательной активности, позволяющее формировать здоровую осанку.
  5. Регулярное подкрепление /Практика поведения, предусматривающая выбор.

Занятие№1 (Представлена схема двух занятий из раздела «Введение» в программу)
Предварительное тестирование.
Цель: учащиеся должны научиться обосновывать свой выбор;
Учитель должен получить представление о направленности развития личности ребенка.
Оборудование: кассета№1; цветные карточки, маркеры, лист ватмана, скотч.
Содержание занятия, игры-теста "Остров Мечты".

  1. Предложите  детям   отправиться   на  сказочный   остров   Мечты,   где   их  встретит всемогущая волшебница.
  2. Включите видеомагнитофон  и  просмотрите с детьми  отрывок  из  мультфильма У.Диснея "Тролли в городском парке" (видеокассета №1)
  3. Исполняя  роль сказочной  волшебницы,  предложите детям  сделать  выбор среди предложенных желаний. Поясните, что "Богатство" обозначено синей карточкой; "Дружба" - желтой; "Любовь" - красной; "Здоровье" - зеленой. (Цвета можно ввести иные).
  4. Попросите детей найти тех ребят, кто сделал подобный выбор, и объедините их в группы.
  5. Попросите каждую группу нарисовать на листе бумаги причины своего выбора по следующей схеме: первый выбор (+ и -); второй выбор (+ и -); мой выбор (обоснование).
  6. Предоставьте слово каждой группе, для того чтобы они пояснили свой рисунок.
  7. Подведите итоги занятия,  пожелав каждой группе исполнения  их  желаний.  Не высказывайте своего мнения по поводу выбора групп, важны не результаты выбора. Ценно мнение каждого.
  8. Заполните страницы №1 и №2 из дневника руководителя занятий.

Занятие №3.
Определение понятия "Здоровье".
Цель: сформировать представление о здоровье; указать его значимость для организма человека; научить работе в группах.
Оборудование: воздушные шарики трёх цветов (по количеству ребят в классе), восемь из которых (одного цвета) имеют буквы, составляющие слово "Здоровье"; аудиокассета №1; нитки.
Содержание занятия-игры "Воздушные шарики".

  1. Познакомьте детей с членами штаба спасателей, объясните его назначение.
  2. Расскажите о том, что сегодня Бернардо и Бианка у вас в гостях и привезли вам в подарок воздушные шарики.
  3. Попросите детей выбрать шарик и найти тех, кто выбрал шарик того же цвета.
  4. Распределите их по группам и попросите надуть шарики.
  5. Включите запись на аудиокассете №1.
  6. Обратите внимание детей  на ту группу, у членов которой  оказались шарики с буквами.  Объясните  ребятам,   что  эти  шарики  волшебные  и,   если  они  угадают заданное слово, то получат исполнение одного из своих желаний.
  7. Поставьте ребят этой группы по порядку так, чтобы получилось слово "Здоровье".
  8. Попросите ребят других групп дать определение этому понятию.
  9. Подведите итог занятию.

Примечание: 1. Если в группе много ребят, то количество цветов шариков может быть больше. Важно, чтобы мини-группы были не менее 5-6 человек. 2. Предварительно напишите краской на 8 шариках буквы. 3. Имейте запасные шарики всех цветов, на случай, если какие-нибудь из шариков лопнут.