Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: черчение, рисование.
Основные формы работы: индивидуальная, коллективная, фронтальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа под контролем учителя.
Методы преподавания: устное изложение учебного материала, беседа, учебная демонстрация, создание проблемной ситуации.
Цель урока:
-учить планировать свою деятельность по изготовлению кепи;
-учить экономной и технологически правильной раскладке выкройки на ткани;
-развивать навыки использования измерительных инструментов;
-развивать пространственное мышление, координацию рук, конструкторские умения, логическое мышление, речь в процессе обговаривания выполняемой работы;
-воспитывать эстетический вкус, внимательность;
-прививать навыки культуры труда и аккуратность.
Оборудование:
ПК и интерактивная доска.
Инструменты и материалы:
Подготовленная ткань для изготовления кепи без направления рисунка, выкройки деталей кепи, образец ткани 6*30 см, лекала выкроек кепи в М1:4, портновский мел, булавки, ножницы, клей, альбом, тетрадь, инструкционная карта «Раскладка выкройки на ткань», карточки-задания, рабочая тетрадь.
Ход урока:
I. Организационная часть урока.
- Приветствие и проверка присутствующих (соседи по парте вежливо представляют друг друга);
- Проверка готовности к уроку;
- Назначение дежурных.
- 4. Постановка темы урока. В тетради записать число и тему урока. Слайд 1.
II. Повторение пройденного.
- Устный опрос учащихся:
А) Назовите виды головных уборов (кепи, берет, шляпа, косынка, панама, шапка и т.д.);
Б) Расскажите о назначении головных уборов (защищают голову и волосы человека от различных воздействий окружающей среды – жары, холода, влаги, пыли, и т.п., могут быть составной частью комплекта верхней одежды, национального костюма, форменной одежды);
В) Из каких деталей состоит кепи? (Головка и козырёк). Слайд 2.
Работа с карточками:
В рабочей тетради выполнить задание 95 на стр.27: подписать названия деталей выкройки кепи. Проверить правильность выполнения с доской. Слайд 3.
Подпишите названия деталей кепи. |
- На доске правильно расставить названия срезов выкройки кепи. Слайд 4. (Задание №1)
Закрыть экран «шторкой». Учащиеся в рабочих тетрадях должны подписать названия срезов выкройки кепи (задание 98 на стр.28).
Открыть «шторку», учащиеся проверяют правильность выполнения задания и исправляют ошибки.
- Устный опрос учащихся:
А) Какое количество деталей необходимо выкроить? (клин – 6 деталей, козырёк – 2 детали).
- Планирование работы по изготовлению кепи:
На экране доски в разном порядке расположены этапы изготовления кепи. Учащемуся (по желанию) предложено расставить этапы в последовательности и обосновать. Если работа выполнена неправильно, то другие учащиеся вносят исправления, обосновывая их. Слайд 5. (Задание №2)
План работы по изготовлению кепи:
1.Снять мерки.
2.Построить чертёж.
3.Подготовить детали выкройки к раскрою.
4.Подготовить ткань к раскрою.
5.Выполнить раскладку выкройки на ткани.
6.Раскроить изделие.
7.Сшить изделие.
- Физкультпауза.
ИГРА. Мы с вами решили сшить себе кепки. Для этого мы сняли мерки, построили чертёж выкройки, подготовили выкройку к раскрою. Теперь мы должны приобрести ткань. Для этого мы с вами отправляемся в магазин:
- Встали! Идём за тканью в магазин (ходьба на месте),
- Заглянули в один отдел – не то, в другой – не то, в третий – посуда, в четвёртый – телевизоры (выполняем наклоны в стороны, повороты головы),
- Не можем найти, что за магазин? (пожимаем плечами)
- Тут ещё шнурок развязался, и другой (наклоны вперёд),
- Наконец-то нашли! Подбираем ткань на ощупь (щупаем руками),
- Купили ткань и пошли домой ( ходьба на месте). Сели.
III. Объяснение учителя.
Прежде чем раскроить изделие, необходимо правильно расположить выкройки на ткани:
А) с учётом направления нити основы (можно спросить у ребят, как направлена нить основы в ткани и как она обозначается на выкройке?),
Б) с учётом припусков на швы (спросить, для чего нужны припуски на швы),
В) с учётом рисунка на ткани,
Г) с учётом экономного расхода ткани. Слайд 6.
На фабрике эту работу выполняют в раскройном цехе.
Записать в тетради.
IV. Исследовательская работа.
По предложенным вариантам учащиеся должны определить «+» и «-» каждого способа раскладки выкроек на ткани. Слайд 7.
На доске Слайд 8. На рисунке по количеству учащихся в классе изображена ткань, сложенная вдвое. Каждый учащийся предлагает свой способ раскладки выкроек на ткани, затем совместно обсуждают и определяют правильный. Слайд 9.
На образце ткани учащиеся с помощью лекал в М 1:4 производят раскладку выкроек, сравнивают с правильной раскладкой на доске, приклеивают образец в альбом.
V. Практическая работа.
Учащиеся производят раскладку выкроек кепи на ткани в соответствии с выбранным способом и раскрой изделия.
В процессе работы учитель проводит:
- текущий инструктаж по ТБ при выполнении ручных работ,
- целевой обход учителя.
Во время целевого обхода необходимо напомнить учащимся, что направление долевой нити на ткани должно совпадать с направлением стрелки на деталях выкройки, что линия припусков на швы должна быть ровной, ширина припусков должна быть одинаковой по всей длине. Все булавки располагают в одном направлении: параллельно или под прямым углом к контуру остриём вовнутрь. При раскрое ткани острый конец ножниц должен скользить по столу, не нужно поднимать ткань над столом, детали необходимо придерживать левой рукой и вырезать по линии припусков на швы. Перед вырезанием деталей проверить качество обмеловки по инструкционной карте. Выкроенные детали сложить аккуратно, проверить их количество и качество кроя. Во время целевого обхода важно спрашивать у учащихся, какую работу они сейчас выполняют.
Учитель проверяет качество выполненной работы.
VI. Закрепление изученного.
А) Сказать названия деталей кепи,
Б) Назвать количество деталей кепи,
В) Показывая детали кроя, назвать названия срезов деталей,
Г) Какую работу выполнили по плану,
Д) Какую следующую работу будем выполнять,
Е) По карточке выбрать наиболее экономичную раскладку выкроек на ткани.
VII. Анализ и оценка урока.
Подвести итог урока, отметить лучшие работы, сделать необходимые замечания, оценить работу учащихся.
Для определения рефлексии урока раздать учащимся кружки из бумаги, на которых они должны нарисовать «смайлик»:
- с улыбкой, если на уроке было интересно,
- грустный, если было неинтересно,
-равнодушный, если всё равно.
ВАЖНО!!! Оценить необходимо и устную и практическую работу учащихся.