Организация мониторинга качества образования в школе 1-й ступени

Разделы: Начальная школа, Администрирование школы


Современная начальная школа нацелена на реализацию новой личностно ориентированной, развивающей модели образования, в которой ведущее место занимает развитие личности ученика, его способностей, желания и умения учиться. Приоритетом начального образования становится формирование общеучебных умений и навыков, способов учебной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Для эффективной организации учебного процесса учитель должен владеть комплексным подходом к изучению личности школьника, учебной ситуации. Такой комплексный подход направлен, прежде всего, на осмысление реальных учебных возможностей обучающихся: степени обученности, уровня развития познавательной сферы, мотивов учения, а также должен способствовать установлению причин слабой успеваемости. Реализовать в школе такой комплексный подход помогает мониторинг качества образования, в основе которого лежат следующие показатели:

  • качество знаний обучающихся;
  • уровень развития познавательной сферы обучающихся;
  • образовательные достижения обучающихся;
  • профессионально-педагогические достижения педагогов;
  • состояние здоровья и физическое развитие обучающихся;
  • адаптация обучающихся на новой ступени обучения;
  • эффективность образовательного процесса;
  • уровень воспитанности обучающихся.
Показатель Источник информации Критерий Инструментарий
Качество знаний обучающихся Мониторинг качества обучения на уровне ученика.

Итоговая аттестация.

Уровень обученности 1.Степень обученности

2.Качество обученности

3. Степень обученности

4. Качество обученности

5. Средний балл

6. Место по классу

7. Рейтинг уровня обучения

Уровень развития познавательной сферы обучающихся Мониторинг познавательных процессов Уровень развития интеллектуальных умений Диагностическая карта
Образовательные достижения обучающихся Результаты участия в конференциях, олимпиадах, конкурсах, социальных и образовательных проектах, соревнованиях Уровень исследовательских проектов

Участие в олимпиадах и конкурсах

1. Олимпиадные и конкурсные задания

2. Матрица оценки защиты исследовательских работ, проектов

Профессионально-педагогические достижения педагогов Результаты профессионально-педагогической деятельности педагогов

Результаты аттестации педагогов

Образовательные достижения обучающихся

Наличие программы мониторинга педагогической деятельности

Участие в инновационной работе

1. Диагностическая карта труда

2. Инновационная карта

3. Анализ отчетов

Состояние здоровья и физическое развитие обучающихся Данные медработника гимназии о состоянии здоровья обучающихся

Данные о количестве уроков, пропущенных по болезни;

Общее физическое развитие обучающихся

Динамика состояния здоровья

Уровень физической подготовленности

Динамика физической подготовленности

Статистические данные
Эффективность образовательного процесса Педагогический мониторинг на уровне учителя

Результаты анкетирования   соц.опроса

Степень удовлетворенности образовательными услугами 1. Степень обученности

2. Качество обученности

3. Рейтинг учителя

4. Карта наблюдений на уроке

5. Анкетирование

6. Социологический опрос

Уровень воспитанности обучающихся Результаты анкетирования и исследований Самооценка ученика, оценка педагогов, родителей через систему отношений к себе, к обществу, миру, труду Карта воспитанности
Адаптация обучающихся на новой ступени обучения Результаты входного мониторинга;

Результаты диагностики;

Результаты наблюдений;

Результаты учебной деятельности

Степень адаптации обучающихся 1. Диагностика успешности адаптации

2. Карта наблюдений на уроке

3. Статистические данные

Таким образом, каждый член педагогического коллектива участвует в управлении качеством образования. Особая роль в организации мониторинга принадлежит учителю. Основная его задача – управление качеством обучения на уровне ученика.

Мониторинг качества обучения на уровне ученика связан с оценкой результатов образовательного процесса. Он направлен на анализ выполнения требований стандарта общего начального образования, отслеживание уровня сформированности предметных знаний, умений и способов учебной деятельности учащихся. Задача мониторинга качества обучения на уровне ученика выявить:

- соответствие знаний учащихся требованиям к уровню подготовки обучающихся в начальной школе;

- эффективность организации учебного процесса, его методического обеспечения;

- уровень сформированности общеучебных умений и навыков;

- проблемы в знаниях детей по разным разделам программного материала.

Мониторинг качества обучения на уровне ученика организуется на основе диагностических методов по этапам по основным предметам начальной школы.

Методика мониторинговых исследований проста. Работа начинается при составлении календарно - тематического плана, когда составляется подробный план диагностики знаний, умений и навыков учащихся по ключевым темам программы данного класса. Это значит, что учитель должен знать программу по предмету и программные требования к знаниям, умения и навыкам обучающихся. Одно из положений мониторинга качества обучения: контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Поэтому учитель планирует входной контроль до изучения темы, текущий контроль в течение изучения темы и итоговый контроль после изучения темы.

Составляется план диагностики. В плане указывается тема, цель проверки, форма проверки. Такой план мониторинговых исследований есть как у учителя, так и у администрации гимназии.

Цель входной диагностики - оценка уровня сформированности предметных умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественного усвоения темы.

Промежуточная (текущая) диагностика - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Её цель - систематический анализ процесса формирования общеучебных умений и навыков, стимулирование учебного труда ребенка. Учитель оценивает надежность сформированности тех способов действий, которым он учил, выявляет динамику развития учащихся, намечает пути повышения успешности обучения отдельных учащихся. Такой подход к организации контроля учебных достижений обучающихся позволяет учителю также оценить эффективность применяемой технологии и методики обучения, при необходимости внести изменения в организацию учебного процесса. При проведении текущего контроля обучающимся не выставляются отметки 3 и 2, так как идёт только формирование умений

Учителями начальной школы создан банк проверочных работ. При организации итоговой диагностики чаще всего используются тестовые работы, состоящие из разноуровневых заданий. Это позволяет не только контролировать и направлять процесс формирования качества знаний обучающихся, но и их интеллектуальное развитие. Проверочная работа имеет определённую структуру и состоит из 2 частей. Первая часть проверяет умение работать в стандартной ситуации. Цель - проверить понимание изучаемого материала. Эта часть заданий обеспечивает проверку фактических знаний, соответствующих базовому уровню.

Вторая часть проверяет уровень сформированности умений применять фактические знания в изменённой ситуации. Задания 2 части предусматривают самостоятельный поисковый характер. Причём эти задания не требуют дополнительных знаний, выходящих за рамки программы. Они развивают познавательный интерес, дают возможность школьнику показать свой уровень развития, умение найти выход из нестандартной ситуации. Это заставляет учителя разрабатывать дополнительно задания творческого характера и использовать их на каждом уроке.

Какие же основные подходы к оценке образовательных достижений нами используются?

Во-первых, делается вывод о том, освоен или не освоен проверяемый материал (достиг стандарта или нет).

Во вторых, учитель оценивает уровень и процент освоения изученного материала (определяет уровень качественной, абсолютной успеваемости и степень обученности).

В-третьих, учитель оценивает уровень конкретного ученика. Результатом оценки в этом случае является темп усвоения и объем усвоенного материала по сравнению с его начальным стартовым уровнем.

Кроме обычной оценки уровня сформированности предметных знаний и умений, учитель анализирует уровень сформированности умения. Оптимальный уровень 80-100%. Допустимый уровень 65-80%, критический уровень - 50-65%, недопустимый уровень до 50%. Отдельно по этим же критериям рассматриваются ошибки. Причём каждая ошибка анализируется как в количественном соотношении, так и в процентном отношении.

Если обучающимися в проверочной работе допущено большое количество ошибок, то учитель намечает план коррекционной работы и через определённый промежуток времени вновь проверяет уровень сформированности умения или навыка.

Очень важный момент мониторинга качества обучения на уровне ученик – аналитическая тетрадь, которую введёт каждый учитель. Здесь фиксируются ошибки каждого ученика, качество усвоения программного материала, планируются темы, которые нуждаются в коррекции. Аналитическая тетрадь позволяет располагать данными об уровне подготовки, как каждого школьника, так и класса в целом.

Лист 1

25 декабря. Промежуточная проверочная работа по теме “Состав слова”.

    Отметка Теоретический материал Выделение окончания Выделение основы Выделение корня Выделение приставки Выделение суффикса Примечание
1. Петров А 4     +       Ошибка в 1 слове
2. Архипов И 3 +       + +   Отработать тему “Однокоренные слова”
3. Иванов П 4       +      
25. Головин К 5              
      5 чел. -20% 3 чел. -12% 6 чел.- 24% 7 чел. -28% 3 чел. -12% -    
Качественная успеваемость- 70% (допустимый уровень)
Абсолютная успеваемость -100%
Степень обученности 63% (средний уровень)

Знаком + отмечаются допущенные ошибки

Лист 2

План коррекционной работы:

  1. Проверить знание алгоритма разбора слов по составу у следующих обучающихся (фамилия, имя).
  2. Индивидуальная работа с обучающимися (фамилия, имя) по отработке умения выделения корня.
  3. Повторный контроль январь 2009 г.
  4. Результаты повторного контроля (оценивается эффективность коррекционной работы).

Цель итоговой диагностики - выявление степени сформированности базовых общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся к концу изучения темы. В результате учитель получает объективную информацию о состоянии и проблемах образовательного процесса в классе; определяет соответствие поставленных целей и полученных результатов в конце учебного года. Полученная информация находит отражение в справках, сводных таблицах, диаграммах, графиках.

Непрерывное отслеживание учителем качества обученности способствует более объективному оцениванию деятельности учащихся по сравнению с выставлением поурочного балла. Такой подход к организации учебного процесса позволил нам повысить уровень качественной успеваемости с 55% в 2001/02 учебном году до 75% в 2007/08 учебном году.

Используемая литература:

1. Журнал “Завуч начальной школы”, 2001 г.