Цель урока: Ознакомить с приемами чистки, смазки швейной машины и заменой иглы в ней.
Задачи:
- обучающие - обучить приемам чистки, смазки и замены иглы,
- развивающие - овладеть этими приемами,
- воспитывающие - уважительное отношение к труду, ответственность, аккуратность, умение работать в группе, взаимовыручка и поддержка.
Оборудование: швейные машины с ручным приводом; таблицы «Схема смазки швейной машины», «Схема образования челночного стежка»; сервисные наборы (отвертки и кисточки); масленки; машинные иглы; нитки; ножницы; образцы качественной машинной строчки.
Ход урока.
I. Организация урока.
- Проверка готовности учащихся к уроку, внешний вид, посещаемость.
- Сообщение темы и цели урока.
- Работа в тетради - записать число, тему и домашнее задание.
II. Проверка домашнего задания.
Устный опрос по самостоятельным письменным работам в тетрадях.
1. В чем заключается уход за швейной машиной?
2. Каким видом масла производят смазку швейной машины?
3. Почему нельзя смазывать растительным или сливочным маслом, что может произойти с машиной?
4. Как называется инструмент для откручивания крепежных винтов?
5. Чем чистят узлы швейной машины?
6. Для чего не обходим уход за швейной машиной?
III. Изучение нового материала.
1. Швейная машина требует бережного отношения, систематического и тщательного ухода за ней. Беречь от механических повреждений, пыли и ржавчины. Своевременная чистка и смазка обеспечивает легкость хода, бесшумность работы, увеличивает срок службы оборудования. Смазку надо производить только в определенных местах, где возникает трение, приводящее к преждевременному износу деталей нарушению связей между ними и в конечном итоге, к неполадкам в работе машины и ее порче. (Учитель показывает на таблицу смазки швейной машины). Инструменты для чистки, смазки и замены иглы: отвертки, кисточки, масленки с машинным маслом. Носик масленки глубоко вводят в отверстия и капают по 1-2 капли. Чтобы смазка была равномерной и детали лучше притирались необходимо несколько раз повернуть маховое колесо на себя.
2. Замена иглы. Длинный желобок предохраняет нитку от обрыва, когда игла опускается в ткань, нить прячется в желобок, не соприкасаясь с тканью. Нитка в иглу всегда заправляется со стороны длинного желобка. В швейных машинах с ручным приводом игла устанавливается в иглодержатель, таким образом, что бы длинный желобок смотрел в сторону стойки рукава.
3. Чистка механизма двигателя ткани. Игольную пластину снимают для чистки зубчатой рейки, ослабив два винта на пластине.
4. Челночный комплект разбирается по схеме на плакате, размещенном на доске. Детали должны строго последовательно раскладываться на столе, что облегчит их установку при сборке.
При выполнении этих заданий необходимо соблюдать ПТБ при работе с отверткой, быть внимательными и осторожными, так как лезвие отвертки очень острое.
IV. Практическая работа (по инструкционным картам - приложение1 и 2)
- Вынуть иглу из иглодержателя с помощью отвертки, воткнуть ее в игольницу.
- Почистить механизм зубчатой рейки.
- Разобрать, почистить, смазать и собрать челночный комплект.
- Согласно схеме смазки швейной машины на плакате произвести эту операцию, самостоятельно определяя места смазки, указанные на плакате «Схема смазки».
- Вставить новую иглу в иглодержатель. Прошить холостым ходом.
- Произвести взаимоконтроль - одна группа разбирает, чистит, смазывает и собирает узлы швейной машины, устанавливает новую иглу, а другая группа производит заправку данной швейной машины и выполняет образец машинной строчки. Таким образом, проверяется - правильно ли произведена сборка узлов.
V. Итог урока.
1. Закрепление изученного материала.
Ответить на вопросы:
- Какое значение имеет своевременный уход за швейной машиной?
- Как влияет смазка на трение?
- Почему нельзя смазывать растительным маслом?
- Как называется масло, которым смазываются швейные машины?
- Какие детали швейной машины необходимо смазывать?
- С кем вы можете поделиться, придя домой, полученными сегодня на уроке знаниями?
2. Анализ урока.
Учитель анализирует работу учащихся на уроке, отмечая правильность организации рабочего места, соблюдение правил по ТБ, результат выполнения практической работы, допущенные ошибки.
3. Выставление оценок, их аргументация.
Литература:
- Занятия по обслуживающему труду в IV – VIII классах. Метод. разработки уроков. Под ред. И.Н. Федоровой. М., «Просвещение», 1975 .
- Технология. 7 класс (девочки): поурочные планы по учебники под ред. В.Д. Симоненко / авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2007.