Учебная цель: изучить способы получения, химические свойства и применение алкенов на примере этилена.
Цели урока:
Цель урока |
Для учителя |
Для ученика |
1. Образовательная |
Создать условия для воспроизведения знаний и умений учащихся по данной теме. |
Развить общие представления о способах получения алкенов, о типах химических реакций и механизмах их протекания, о применении алкенов. Получить первоначальные представления о реакциях полимеризации и строении полимера. |
2. Развивающая |
Создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развития логического мышления, умений приобретать знания не памятью, а мыслью. |
Развивать умения для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, умения постановки и поиска решения проблем, речевую деятельность (участвовать в общем диалоге), умения слушать и слышать другого человека (рецензирование и саморецензирование ответов). |
3. Воспитательная |
Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку. |
Формировать умения работать по культуре умственного и практического труда, адекватной оценке своей деятельности, воспитывать экологическое мышление. |
Метод обучения: частично-поисковый.
Тип урока: изучение нового материала.
Организационная форма: фронтальный опрос, беседа по проблемным вопросам, практическая работа, самостоятельная работа, рефлексия.
Средства обучения: таблицы, химическое оборудование и реактивы, медиапроектор.
Программное обеспечение: компьютерная презентация к уроку.
Оборудование и реактивы:
- на ученических столах: правила ТБ, листы самооценки учащихся, штатив ученический с лапкой, пробирка, пробка с газоотводной трубкой, этиловый спирт-денатурат, концентрированная серная кислота, спички, спиртовка, пробирка с раствором йода (имитация бромной воды) и пробирка с раствором перманганата калия КМnО4.
- Для демонстрации: коллекции полимерных образцов полиэтилена с разной степенью полимеризации (плёнка и изделия из полиэтилена), изделия из тефлона, полипропилена, поливинилхлорида; этиловый спирт, тормозная жидкость, антифриз; портрет В.В.Марковникова.
Эпиграф к уроку: «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно». Д.И. Менделеев
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста, на свои места и мы начнём наш урок, который, я надеюсь, будет для вас продуктивным, а главное - полезным!
II. Постановка темы и учебной цели.
Учитель: Мы продолжаем изучать тему «Алкены – непредельные углеводороды» (слайд № 1). Сегодня нам предстоит познакомиться с промышленными и лабораторными способами получения алкенов, охарактеризовать химические свойства этих веществ на примере этилена, обусловленные двойной связью, получить первоначальные сведения о реакциях полимеризации и рассмотреть основные области применения алкенов (слайд № 2). Идея урока заключена в словах великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева, которые и послужат нам на уроке в качестве эпиграфа (слайд № 3).
III. Изучение нового материала.
СТАДИЯ «ВЫЗОВА»
Учитель: Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти. Вам выданы листы для самоанализа учебной деятельности, в которых имеется три графы «Я знаю», «Хочу узнать», «Что узнал» (слайд № 4) и Приложение 1. В течение 5 минут каждый из вас заполнит первую графу «Я знаю», отвечая на вопросы задания № 1 (слайд № 5):
- Какие углеводороды называются алкенами?
- Какова общая формула алкенов?
- Какова структурная формула первого представителя гомологического ряда алкенов? Назовите его.
- Почему в отличие от алканов алкены в природе практически не встречаются?
- Какие способы получения алкенов вы знаете? Каким лабораторным способом можно получить алкены?
- Какие химические свойства обуславливает наличие кратной (двойной) связи в молекулах алкенов?
- Для чего используют алкены?
!!! Как правило, большая часть учащихся (около 80%) осознают проблему в том, что открытие вопроса остаётся на пункте №5, №6 и №7.
СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ»
Учитель: Ребята! Какие вопросы у вас вызвали затруднения?
Учащиеся: Вопросы №5, №6 и №7.
Учитель: Как вы думаете, почему эти вопросы у вас вызвали затруднения, ведь общие понятия органической химии мы с вами уже прошли? (предполагаемые ответы: знания не приведены в систему, недостаточно накопленного материала и т.п.)
Учитель: Чтобы решить эту проблему, я вам предлагаю рассмотреть схему получения алкенов (слайд № 6). Объяснение учителя.
В ходе объяснения материала по разделу «Способы получения алкенов» учитель обращает внимание учащихся на известные уже им химические понятия такие как «крекинг», «дегидрирование», «дегидратация», «дегалогенирование», «дегидрогалогенирование». Учащиеся в ходе изучения способов получения алкенов дают им определения и записывают в тетради уравнения химических реакций, с помощью которых были получены алкены (слайды № 7, 8, 9): на каждом слайде сначала показывается схема химической реакции, а после того, как учащиеся напишут в тетради уравнение, и сам пример. Учащиеся сверяют свои записи с записями в презентации и исправляют ошибки, если таковы есть. Можно использовать и другой вариант, например, сначала провести взаимопроверку записей в паре, а затем с записями в презентации (если достаточно времени).
Со способами получения алкенов дегалогенированием и дегидрогалогенированием (слайды № 10, 11) учащиеся лишь только знакомятся.
Учитель: В чём заключается особенность строения молекул алкенов? (ответ: в наличии двойной связи)
Учитель: Какова активность алкенов по сравнению с алканами, «органическими мертвецами»? Почему? (ответ: алкены наиболее химически активны из-за наличия непрочной π-связи)
Учитель: Как вы думаете, какие типы химических реакций будут характерны для класса алкенов? (ответ: горение, присоединение).
Учитель объясняет принцип присоединения веществ к молекулам алкенов на примере этилена, акцентируя внимание на реакции галогенирования – качественной реакции на непредельный характер алкенов (обесцвечивание бромной воды), и гидрогалогенирования, в которой используется правило Марковникова (слайд № 12).
Учитель: Могут ли вступать в реакции присоединения молекулы алкенов друг с другом? (ответ: да, так как имеют кратную связь) (слайд № 13)
Учитель: Ребята, напишите, пожалуйста, реакцию горения этилена (учащиеся пишут в тетради, один ученик - на доске, затем сверяют свои записи с уравнением реакции горения в презентации) (слайд № 14) Эта реакция называется ещё реакцией окисления. Почему? (ответ: у атомов меняется степень окисления)
Учащиеся проставляют степень окисления, определяя окислитель и восстановитель.
Учитель: К реакциям окисления относят и обесцвечивание алкенами раствора перманганата калия (слайд № 15) Что можно определить с помощью этой реакции? (ответ: непредельный характер алкенов)
Учитель: Подводит итоги по химическим свойствам алкенов, плавно переходя к областям применения их продуктов (слайды № 16, 17) . При объяснении применения алкенов учитель даёт интересную дополнительную информацию (Приложение 2 и Приложение 3)
Выполнение лабораторной работы
Для закрепления материала проводится лабораторная работа «Получение и изучение свойств этилена» (Приложение 4), в начале которой необходимо вспомнить правила ТБ с концентрированными веществами, спиртовкой, стеклянной посудой и растворами.
СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»
Учащимся предлагается составить синквейн (слайд № 18) по изученному материалу. В качестве примера учитель показывает синквейн в презентации (слайд № 19).
III. Домашнее задание (слайд № 20).