Цель деловой игры:
- Осознать необходимость координации деятельности между специалистами и педагогами ДОУ по основным направлениям коррекционно-развивающей работы с детьми логопедической группы, определить зоны ответственности.
- Разработать модель индивидуальной комплексной программы в рамках сопровождения
Задачи деловой игры:
- Провести интенсивное обучение по разработке индивидуальной комплексной программы, базирующееся на личном практическом опыте участников
- Повысить компетентность, творческий потенциал учителей-логопедов, дефектологов
- Развивать навыки работы в команде
- Участники деловой игры: учителя-логопеды, учителя-дефектологи ДОУ г. Нижнекамска, приглашенные.
Материалы: ручки, тетради, фломастеры, ножницы, маркерная доска, памятки, сигнальные шары красного, желтого, зеленого цвета, карточки с текстом скороговорки. Телевизор, DVD – RW, видеозапись индивидуального занятия с ребенком с ОНР: I уровень речевого развития, музыкальное пианино.
Ход игры
- Знакомство.
- Разминка.
- Основная часть.
- Рефлексия.
- Заключение.
Участники игры занимают места в музыкальном зале, где стулья расставлены по зонам. Спинки стульев отмечены кружками разного цвета.
Ведущий: Уважаемые коллеги! Я вас приглашаю принять участие в деловой игре «Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы ребенка с тяжелыми нарушениями речи». В ходе игры мы будем говорить о профессиональной деятельности специалистов и педагогов ДОУ в рамках сопровождения. Активное участие в разработке индивидуальной программы принимают логопеды, дефектологи, психологи, медики, воспитатели, физруки, музруки, т.е. кто непосредственно проводит коррекционно-развивающую работу с детьми логопедической группы. Так как на нашей игре присутствуют только логопеды и дефектологи, мы сейчас разделимся на группы и определим роли, которые вы будете играть. За столом с оранжевым шаром сидят логопеды, с желтым – психологи, с розовым – воспитатели, с красным – музруки, с голубым – дефектологи, с зеленым – физруки, с синим – медики.
Знакомство.
Итак, мы определили профессиональные роли. Современный логопед, дефектолог и т.д. Кто он? Задача каждой группы представить себя.
1. Разминка. Сначала мы с вами проведем логопедическую зарядку, потренируем наши язычки и послушаем, как вы готовы к работе. У каждой группы на столах карточка с текстом скороговорки: Три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Сейчас мы послушаем эту скороговорку.
Обсуждение в группах 3 мин. Презентация.
2. Основная часть.
Ведущий: Исходной точкой при разработке индивидуальной программы является комплексная диагностика.
Инструкция: назовите коротко цели, задачи диагностики в своей области деятельности.
Обсуждение в группах 3 мин. Анализ мнений и фиксация результатов на маркерной доске.
Ведущий: Итак, мы определили уровень интеллектуального и речевого развития каждого ребенка, его личностные особенности, состояние здоровья, всесторонне обсудили проблемы ребенка в ракурсе информации всех специалистов, выделили главное, что требует коррекционного внимания в первую очередь, утвердили индивидуальный образовательный маршрут или траекторию движения, план индивидуального сопровождения (по форме) (для детей с ТНР как минимум 4 варианта образовательного маршрута) и приступили к разработке индивидуальной программы.
Инструкция: определите структуру программы, из каких основных частей она должна состоять?
Обсуждение в группах 3 мин. Анализ мнений и фиксация результатов на маркерной доске.
Вывод: Стандартная форма индивидуальной коррекционно-развивающей образовательной программы:
- Краткая характеристика ребенка (Заключение и рекомендации ПМПК.Результаты стартовой диагностики).
- Цель программы.
- Задачи программы.
- Условия реализации программы:
Специалист |
Количество занятий с ребенком в неделю, по какой программе (или направлению) |
Форма работы с родителями |
Формы работы со специалистами ДОУ |
Логопед |
|
|
|
Воспитатели |
|
|
|
Психолог |
|
|
|
Физ.инструктор |
|
|
|
Муз.руководитель |
|
|
|
Мед.сестра |
|
|
|
5. Содержание программы:
5.1. Медицинское сопровождение
5.2. Логопедическое сопровождение
5.3. Педагогическое сопровождение
5.4. Психологическое сопровождение
6. Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком по данной комплексной программе.
7. Выводы и рекомендации по эффективности программы.
Ведущий: Я предлагаю остановиться на содержании программы и обсудить, что включает в себя содержание индивидуальной программы?
Обсуждение в группах 3 мин. Анализ мнений и фиксация результатов на маркерной доске.
Вывод: Содержание программы базируется на основе взаимодействия логопеда, воспитателей, педагога-психолога, медицинских работников и может состоять из 4 основных блоков: медицинский, логопедический, психологический и педагогический. В каждом блоке выделяются 3 направления деятельности: диагностико-аналитическое, организационно-методическое, коррекционно-развивающее.
- При выполнении диагностико-аналитической деятельности определяется уровень интеллектуального и речевого развития, особенности личностной сферы, оценивается объем знаний в соответствии с возрастом, проводится динамическая диагностика, корректировка индивидуальной программы, определяется эффективность коррекционной помощи.
- Организационно-методическое направление включает оформление документации, разработку программы коррекционных занятий.
- Коррекционно-развивающее направление реализует индивидуальную программу через систему практических мероприятий
Ведущий: Уважаемые коллеги! Мы определили содержание программы.
Инструкция: Теперь нужно назвать условия реализации программы.
Обсуждение в группах 3 мин. Анализ мнений и фиксация результатов на маркерной доске.
Вывод:
- Ключевые позиции в реализации программы принадлежат логопеду. От других специалистов и педагогов требуется четкое взаимодействие на всех этапах реализации программы
- Важным фактором является сочетание образовательной, коррекционной, лечебно-оздоровительной деятельности.
- Обязательным является участие родителей.
- Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
- Наличие учебно-методического материала (конспекты коррекционных занятий, наглядно-демонстрационный материал, рабочие тетради, диагностические пособия и т.д.)
Ведущий: Сейчас предлагаю обсудить способы взаимодействия специалистов и педагогов при реализации индивидуальной программы.
Обсуждение в группах 3 мин. Анализ мнений и фиксация результатов на маркерной доске.
Вывод:
- Мини-педсоветы (по результатам диагностики, выбор эффективных средств и технологий обучения и т.д.), заседания ПМПк
- Разработка интегрированного календарного блочно-тематического плана на основе комплексной диагностики
- Интегрированные занятия
- Совместное проведение родительских пятиминуток, родительских собраний
- Взаимопосещение занятий, консультативный диалог
- Совместная стендовая информация
Ведущий: Как вы оцениваете степень сотрудничества всех специалистов в том учреждении, в котором работаете.
Если вы считаете, что работа проводится удовлетворительно, нужно поднять красную карточку, на среднем уровне – желтую, хорошо –зеленую карточку.
Упражнение «Сказочный талисман»
Ведущий: Сейчас у каждой группы будет возможность сделать талисман, помогающий в работе. Кому вы его подарите, можно узнать, вскрыв оранжевый конвертик, который находится на каждом столе. Подумайте, какие пожелания , может пояснения у вас будут.
Изготовление талисмана 7-10 минут. Каждая группа вручает талисман с пожеланиями и пояснениями (Например, нам бы хотелось обратиться к муз. руководителям, чтобы на логоритмических занятиях не проводилась подготовка к утренникам и т.д.)
Ведущий: Назовите способы изучения результативности программы.
Обсуждение в группах 3 мин. Анализ мнений и фиксация результатов на маркерной доске.
Вывод:
- Наблюдение за ребенком во всех видах деятельности
- Динамическая диагностика (мониторинг, скрининг, контрольный срез, диагностическое занятие и т.д.)
- Спец. опрос родителей, педагогов, специалистов
- Тестовые задания, помогающие понять родителям, как идет развитие ребенка
- Открытые занятия, практические показы
- Видеосъемка, аудиозапись
- Самоанализ
- Участие детей в различных фестивалях, конкурсах.
- Адаптация детей в социуме
Общий вывод: итак, индивидуальная коррекционно-развивающая программа:
- Оптимизирует коррекционный процесс
- Обеспечивает действенное, эффективное взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ
- Обеспечивает каждому ребенку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, умений и знаний
- Позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей работы
- Повышает мотивацию и педагогическую компетентность у родителей
IV. Рефлексия
Ведущий: Расскажите, что дала вам деловая игра, ваши впечатления, ощущения
V. Заключение.
Игра окончена. Спасибо всем за активное участие. Желаю всем коллегам неравнодушия, целеустремленного творчества, каждому стать человеком результата – принципиальным, решительным и успешным!
Литература.
- Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. – Ростов - на Дону: Феникс, 2007 – 154 с.
- Давыдова М.С. Взаимосвязь логопеда со специалистами дошкольного учреждения. // Логопед. – 2008. - № 1. – с.108-121
- Есина Н.Э. Медицинское сопровождение как составная часть процесса реабилитации детей с проблемами в умственном развитии // Дефектология.-2002.-№ 2.- с.14-16.
- Забрамная С.Д. Программа изучения ребенка различными специалистами // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2004.-№ 3.-с.63-67.
- Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб, 2006, - 368 с.
- Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005.-№ 3.- с. 65-67.
- Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под ред. Л.М.Шипицыной. - СПб, Речь, 2003.- 240с.
- Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология.-2000.-№ 5.-с.86-96.
- Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология.-2002.-№ 1.-с.80-86.
- «Шпаргалка» для учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения: Справочное пособие для логопеда-практика. / Автор-составитель Р.А.Кирьянова. – СПб.: КАРО, 2007. – 384 с.