Деловая игра "Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы ребенка с тяжелыми нарушениями речи"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель деловой игры:

  • Осознать необходимость координации деятельности между специалистами и педагогами ДОУ по основным направлениям коррекционно-развивающей работы с детьми логопедической группы, определить зоны ответственности.
  • Разработать модель индивидуальной комплексной программы в рамках сопровождения

Задачи деловой игры:

  • Провести интенсивное обучение по разработке индивидуальной комплексной программы, базирующееся на личном практическом опыте участников
  • Повысить компетентность, творческий потенциал учителей-логопедов, дефектологов
  • Развивать навыки работы в команде
  • Участники деловой игры: учителя-логопеды, учителя-дефектологи ДОУ г. Нижнекамска, приглашенные.

Материалы: ручки, тетради, фломастеры, ножницы, маркерная доска, памятки, сигнальные шары красного, желтого, зеленого цвета, карточки с текстом скороговорки. Телевизор, DVD – RW, видеозапись индивидуального занятия с ребенком с ОНР: I уровень речевого развития, музыкальное пианино.

Ход игры

  1. Знакомство.
  2. Разминка.
  3. Основная часть.
  4. Рефлексия.
  5. Заключение.

Участники игры занимают места в музыкальном зале, где стулья расставлены по зонам. Спинки стульев отмечены кружками разного цвета.

Ведущий: Уважаемые коллеги! Я вас приглашаю принять участие в деловой игре «Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы ребенка с тяжелыми нарушениями речи». В ходе игры мы будем говорить о профессиональной деятельности специалистов и педагогов ДОУ в рамках сопровождения. Активное участие в разработке индивидуальной программы принимают логопеды, дефектологи, психологи, медики, воспитатели, физруки, музруки, т.е. кто непосредственно проводит коррекционно-развивающую работу с детьми логопедической группы. Так как на нашей игре присутствуют только логопеды и дефектологи, мы сейчас разделимся на группы и определим роли, которые вы будете играть. За столом с оранжевым шаром сидят логопеды, с желтым – психологи, с розовым – воспитатели, с красным – музруки, с голубым – дефектологи, с зеленым – физруки, с синим – медики.

Знакомство.

Итак, мы определили профессиональные роли. Современный логопед, дефектолог и т.д. Кто он? Задача каждой группы представить себя.

1. Разминка. Сначала мы с вами проведем логопедическую зарядку, потренируем наши язычки и послушаем, как вы готовы к работе. У каждой группы на столах карточка с текстом скороговорки: Три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Сейчас мы послушаем эту скороговорку.  

Обсуждение в группах 3 мин. Презентация.

2. Основная часть.

Ведущий: Исходной точкой при разработке индивидуальной программы является комплексная диагностика.

Инструкция: назовите коротко цели, задачи диагностики в своей области деятельности.

Обсуждение в группах 3 мин. Анализ мнений и фиксация результатов на маркерной доске.

Ведущий: Итак, мы определили уровень интеллектуального и речевого развития каждого ребенка, его личностные особенности, состояние здоровья, всесторонне обсудили проблемы ребенка в ракурсе информации всех специалистов, выделили главное, что требует коррекционного внимания в первую очередь, утвердили индивидуальный образовательный маршрут или траекторию движения, план индивидуального сопровождения (по форме) (для детей с ТНР как минимум 4 варианта образовательного маршрута) и приступили к разработке индивидуальной программы.

Инструкция: определите структуру программы, из каких основных частей она должна состоять?

Обсуждение в группах 3 мин. Анализ мнений и фиксация результатов на маркерной доске.

Вывод: Стандартная форма индивидуальной коррекционно-развивающей образовательной программы:

  1. Краткая характеристика ребенка (Заключение и рекомендации ПМПК.Результаты стартовой диагностики).
  2. Цель программы.
  3. Задачи программы.
  4. Условия реализации программы:

Специалист

Количество занятий с ребенком в неделю, по какой программе (или направлению)

Форма работы с родителями
(с указанием даты)

Формы работы со специалистами ДОУ
(с указанием даты)

Логопед

 

 

 

Воспитатели

 

 

 

Психолог

 

 

 

Физ.инструктор

 

 

 

Муз.руководитель

 

 

 

Мед.сестра

 

 

 

5. Содержание программы:
 
5.1. Медицинское сопровождение

5.2. Логопедическое сопровождение

5.3. Педагогическое сопровождение

5.4. Психологическое сопровождение

6. Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком по данной комплексной программе.

7. Выводы и рекомендации по эффективности программы.

Ведущий: Я предлагаю остановиться на содержании программы и обсудить, что включает в себя содержание индивидуальной программы?

 Обсуждение в группах 3 мин. Анализ мнений и фиксация результатов на маркерной доске.

Вывод: Содержание программы базируется на основе взаимодействия логопеда, воспитателей, педагога-психолога, медицинских работников и может состоять из 4 основных блоков: медицинский, логопедический, психологический и педагогический. В каждом блоке выделяются 3 направления деятельности: диагностико-аналитическое, организационно-методическое, коррекционно-развивающее.

  1. При выполнении диагностико-аналитической деятельности определяется уровень интеллектуального и речевого развития, особенности личностной сферы, оценивается объем знаний в соответствии с возрастом, проводится динамическая диагностика, корректировка индивидуальной программы, определяется эффективность коррекционной помощи.
  2. Организационно-методическое направление включает оформление документации, разработку программы коррекционных занятий.
  3. Коррекционно-развивающее направление реализует индивидуальную программу через систему практических мероприятий

Ведущий: Уважаемые коллеги! Мы определили содержание программы.

Инструкция: Теперь нужно назвать условия реализации программы.

Обсуждение в группах 3 мин. Анализ мнений и фиксация результатов на маркерной доске.

Вывод:

  1. Ключевые позиции в реализации программы принадлежат логопеду. От других специалистов и педагогов требуется четкое взаимодействие на всех этапах реализации программы
  2. Важным фактором является сочетание образовательной, коррекционной, лечебно-оздоровительной деятельности.
  3. Обязательным является участие родителей.
  4. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
  5. Наличие учебно-методического материала (конспекты коррекционных занятий, наглядно-демонстрационный материал, рабочие тетради, диагностические пособия и т.д.)

Ведущий: Сейчас предлагаю обсудить способы взаимодействия специалистов и педагогов при реализации индивидуальной программы. 

Обсуждение в группах 3 мин. Анализ мнений и фиксация результатов на маркерной доске.

Вывод:

  1. Мини-педсоветы (по результатам диагностики, выбор эффективных средств и технологий обучения и т.д.), заседания ПМПк
  2. Разработка интегрированного календарного блочно-тематического плана на основе комплексной диагностики
  3. Интегрированные занятия
  4. Совместное проведение родительских пятиминуток, родительских собраний
  5. Взаимопосещение занятий, консультативный диалог
  6. Совместная стендовая информация

Ведущий: Как вы оцениваете степень сотрудничества всех специалистов  в том учреждении, в котором работаете.

Если вы считаете, что работа проводится удовлетворительно, нужно поднять красную карточку, на среднем уровне желтую, хорошо –зеленую карточку.

Упражнение «Сказочный талисман»

Ведущий: Сейчас у каждой группы будет возможность сделать талисман, помогающий в работе. Кому вы его подарите, можно узнать, вскрыв оранжевый конвертик, который находится на каждом столе. Подумайте, какие пожелания , может пояснения у вас будут.

Изготовление талисмана 7-10 минут. Каждая группа вручает талисман с пожеланиями и пояснениями (Например, нам бы хотелось обратиться к муз. руководителям, чтобы на логоритмических занятиях не проводилась подготовка к утренникам и т.д.)

Ведущий: Назовите способы изучения результативности программы.

Обсуждение в группах 3 мин. Анализ мнений и фиксация результатов на маркерной доске. 

Вывод:

  1. Наблюдение за ребенком во всех видах деятельности
  2. Динамическая диагностика (мониторинг, скрининг, контрольный срез, диагностическое занятие и т.д.)
  3. Спец. опрос родителей, педагогов, специалистов
  4. Тестовые задания, помогающие понять родителям, как идет развитие ребенка
  5. Открытые занятия, практические показы
  6. Видеосъемка, аудиозапись
  7. Самоанализ
  8. Участие детей в различных фестивалях, конкурсах.
  9. Адаптация детей в социуме

Общий вывод: итак, индивидуальная коррекционно-развивающая программа:

  1. Оптимизирует коррекционный процесс
  2. Обеспечивает действенное, эффективное взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ
  3. Обеспечивает каждому ребенку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, умений и знаний
  4. Позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей работы
  5. Повышает мотивацию и педагогическую компетентность у родителей

IV. Рефлексия

Ведущий: Расскажите, что дала вам деловая игра, ваши впечатления, ощущения

V. Заключение.

Игра окончена. Спасибо всем за активное участие. Желаю всем коллегам неравнодушия, целеустремленного творчества, каждому стать человеком результата – принципиальным, решительным и успешным!

Литература.

  1. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. – Ростов - на Дону: Феникс, 2007 – 154 с.
  2. Давыдова М.С. Взаимосвязь логопеда со специалистами дошкольного учреждения. // Логопед. – 2008. - № 1. – с.108-121
  3. Есина Н.Э. Медицинское сопровождение как составная часть процесса реабилитации детей с проблемами в умственном развитии // Дефектология.-2002.-№ 2.- с.14-16.
  4. Забрамная С.Д. Программа изучения ребенка различными специалистами // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2004.-№ 3.-с.63-67.
  5.  Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб, 2006, - 368 с.
  6. Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005.-№ 3.- с. 65-67.
  7. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под ред. Л.М.Шипицыной. - СПб, Речь, 2003.- 240с.
  8.  Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология.-2000.-№ 5.-с.86-96.
  9. Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология.-2002.-№ 1.-с.80-86.
  10. «Шпаргалка» для учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения: Справочное пособие для логопеда-практика. / Автор-составитель Р.А.Кирьянова. – СПб.: КАРО, 2007. – 384 с.