Формирование образа мира – сложный и длительный процесс, который начинается с момента рождения человека и продолжается всю его жизнь. В процессе жизни человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа. Дошкольное детство является важнейшим периодом в жизни человека, поскольку именно в нем происходит зарождение и становление первичных представлений образа мира, благодаря познавательной активности ребёнка. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как характерные для дошкольника черты поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественные состояния ребёнка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутренне стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
В настоящее время, одним из наименее изученных и разработанных направлений познавательного развития дошкольников является формирование элементарных географических представлений детей.
Начиная работу по данной проблеме, в начале учебного года мы провели диагностику уровня знаний детей по разделу «формирование элементарных географических представлений дошкольников». Проанализировав полученные результаты, пришли к выводу, о необходимости интеграции задач по развитию географических представлений во все виды детской деятельности: специально организованные занятия, чтение, рассматривание, беседы, просмотр телепередач и диафильмов, наблюдения и экскурсии, все виды игр, кружковую работу, театрализованную деятельность.
В целях создания эффективной системы образовательно-воспитательной деятельности по обозначенной теме в учреждении была создана творческая микрогруппа, разработавшая перспективное и тематическое планирование, которое и представляется в данной работе.
Перспективное планирование по проблеме развития элементарных географических представлений у дошкольников
№ |
Младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Раздел «Земной шар» |
||||
1. |
Познакомить детей с моделью Земли – глобусом (показывают моря, реки). |
Продолжать знакомить с моделью Земли – глобусом (показывают и сравнивают изображение суши и водного пространства). Познакомить детей с картой ПМР (показывают г. Тирасполь, р. Днестр) |
Продолжать знакомить с моделью Земли – глобусом (показывают северный и южный полюс, океаны, моря). Познакомить с картой мира. |
Продолжать знакомить с моделью Земли – глобусом (показывают и сравнивают континенты, океаны, моря). Продолжать знакомить с картой мира, знакомить с картами стран СНГ (Украины, России, Молдовы). Продолжать знакомить с картой ПМР (картами растительного и животного мира, полезных ископаемых). |
Раздел «Природные явления» |
||||
2. |
Знакомить с природными явлениями: снег, дождь, ветер, лёд, облака. |
Продолжать знакомить с природными явлениями: снег, дождь, ветер, лёд, облака, капель, восход и заход солнца, радуга, гроза, иней, роса. |
Продолжать знакомить с природными явлениями: снег, дождь, ветер, лёд, облака, капель, восход и заход солнца, радуга, гроза, иней, роса, туман, заморозок. |
Продолжать знакомить с природными явлениями: снег, дождь, град, ветер, лёд, облака, капель, восход и заход солнца, радуга, гроза, иней, роса, туман, заморозок. |
Раздел «Природно-климатические зоны» |
||||
3. |
Познакомить детей с природной зоной – лес. |
Познакомить детей с природными зонами – лес, степь, горы. |
Знакомить с природными зонами:
|
Знакомить с природными зонами:
|
Раздел «Стихийные бедствия» |
||||
4. |
Дать детям понятие о пожаре, как стихийном бедствии. |
Дать детям понятие о пожаре, засухе и извержении вулкана, как стихийном бедствии |
Познакомить детей с стихийными бедствиями: наводнение, землетрясение |
Продолжать знакомить детей со стихийными бедствиями: наводнение, землетрясение, лесные пожары, оползни, смерчи, ураган. |
Раздел «Виды ландшафта» |
||||
5. |
Знакомить с различными видами ландшафта: равнины. |
Продолжать знакомить с различными видами ландшафта: горы, равнины. |
Продолжать знакомить с различными видами ландшафта: горы, равнины, овраг. |
Продолжать знакомить с различными видами ландшафта: горы, равнины, овраг, плато. |
Раздел «Природные богатства недр земли» |
||||
6. |
Развивать представление детей о природных богатствах недр Земли: глина, песок. |
Продолжать развивать представление детей о природных богатствах недр Земли: глина, песок, гравий, известняк. |
Продолжать развивать представление детей о природных богатствах недр Земли: глина, песок, гравий, известняк, каменный уголь, нефть, газ. |
Продолжать развивать представление детей о природных богатствах недр Земли: глина, песок, гравий, известняк, каменный уголь, нефть, газ, золото, железная руда, поваренная соль, минеральная вода. |
Раздел «Страны и населяющие их народы» |
||||
7. |
Рассказывать детям о людях разных национальностей, населяющих Приднестровье: русские, украинцы, молдаване. |
Дать детям представления о людях разных национальностей, населяющих Приднестровье: русские, украинцы, молдаване. |
Продолжать знакомить детей с людьми разных национальностей, населяющих Приднестровье: русские, украинцы, молдаване и др. |
Закреплять знания детей о людях разных национальностей, населяющих Приднестровье. Познакомить детей с разными странами, в т.ч. странами СНГ. |
Раздел «Поселения людей» |
||||
6. |
Познакомить детей с городом, как одним из видов поселения людей. |
Дать детям представления о городе и селе, как видах поселения людей. |
Продолжать знакомить детей с вилами поселения людей: городом, селом, деревней, посёлком. |
Закреплять знания детей о видах поселения людей: город, село, деревня, посёлок, хутор. |
Тематическое планирование по проблеме развития элементарных географических представлений у дошкольников. II младшая группа
№ |
Раздел |
Содержание образовательной деятельности |
1. |
«Земной шар». |
Рассматривание глобуса. Дидактическое упражнение «Назови и покажи» (вода – суша). Рисование по шаблону «Глобус». Лепка «Глобус». Аппликация «Глобус». |
2. |
«Природные явления». |
Наблюдения за природными явлениями: снег, дождь, ветер, лёд, облака. Элементарные опыты «Таяние снега», «Замерзание воды». |
3. |
«Природно-климатические зоны». |
Прогулки и экскурсии в лес. Рассматривание иллюстраций, картин. Рисование «Лес». |
4. |
«Стихийные бедствия». |
Дидактическая игра «Берегись пожара». |
5. |
«Виды ландшафта». |
Равнины. |
6. |
«Природные богатства недр земли». |
Создание коллекций природных ископаемых. Опыты с песком и глиной. |
7. |
«Страны и населяющие их народы». |
Знакомство с национальными костюмами:
|
8. |
«Поселения людей». |
Рассматривание фотографий и иллюстраций г. Тирасполь. Беседа «Мой город». Экскурсии по улицам города. |
Тематическое планирование по проблеме развития элементарных географических представлений у дошкольников. Средняя группа.
№ |
Раздел |
Содержание образовательной деятельности |
1. |
«Земной шар». |
Дид. игра «Найди на глобусе то, что назову». Дид. игра «Составь из частей». Аппликация «Глобус». Рассматривание иллюстраций (энциклопедия «Мир вокруг нас»). Дид. упражнение «Найди город на карте». Дид. упражнение «Обведи по контуру границу ПМР». |
2. |
«Природные явления». |
Дид. игра «Почему так бывает». Дид. игра «Загадки и отгадки». Элементарные опыты:
|
3. |
«Природно-климатические зоны». |
ЗПЦ «Путешествие Незнайки» (лес, степи, горы). Лото «Кто пришел». |
4. |
«Стихийные бедствия». |
Создание макета действующего вулкана. Дид. игра «Наводнение – засуха». |
5. |
«Виды ландшафта». |
Прогулки и экскурсии в лес, к реке. Рассматривание иллюстраций, картин. Дид. игра «Где спряталась матрешка». Создание коллажа «На морском дне». С/р ира «Моряки». |
6. |
«Природные богатства недр земли». |
Создание коллекций природных ископаемых. Опыты с песком:
Создание коллекции «Удивительные камни». Экскурсия в краеведческий музей. |
7. |
«Страны и населяющие их народы». |
Дид. игра «Одень куклу в национальный костюм». Дид. игра «Найди флаг». Беседа «Наша республика и ее соседи». Дид. игра «Найди на карте соседей». Общение «Как мы дружим» Рисование «Русские, украинцы, молдаване живут дружно». |
8. |
«Поселения людей». |
Рассматривание иллюстраций, картин «Города и села Приднестровья». Рисование «Улицы нашего города». Аппликация «Село» (коллективная работа). Дид. игра памятники нашего города». Беседа «Труд людей в селе». Общение «Чтобы я сделал, чтобы наш город стал красивее». |
Тематическое планирование по проблеме развития элементарных географических представлений у дошкольников. Старшая группа.
№ |
Раздел |
Содержание образовательной деятельности |
1. |
«Земной шар». |
ЗПЦ «Земля – наш дом». ЗПЦ «Моя маленькая Родина – Приднестровье» Коллективная работа, создание модели Земли (папье – маше). Дид. игра «Подбери правильно». Дид. упражнение «Найди на карте ПМР города и села». |
2. |
«Природные явления». |
Опыты:
Наблюдения за явлениями природы. Схематическое изображение явлений природы в календаре погоды. |
3. |
«Природно-климатические зоны». |
ЗПЦ «Кругосветное путешествие». Сказка-путешествие «С севера – на юг». Дид. игра «Кто где живет». |
4. |
«Стихийные бедствия». |
Дид. игра Дид. игра по описанию». Моделирование извержения вулкана. |
5. |
«Виды ландшафта». |
Создание макета «Лес». Дид. игра «Назови правильно» С/р игра «Мы плывем по р. Днестр». |
6. |
«Природные богатства недр земли». |
Создание коллекций природных ископаемых. С/р игра «Золотоискатели». Проблемно-поисковая ситуация «Найди и назови». Экспериментирование «Выращиваем кристаллы» (из соли). |
7. |
«Страны и населяющие их народы». |
Беседа «Кто живет в Приднестровье». ЗПЦ «Такие разные люди на планете Земля». |
8. |
«Поселения людей». |
ЗПЦ «Мы – горожане». Игра – путешествие «Главная улица города». Создание макета «Село». Дид. игра «Где город – где село». Дид. игра «Узнай поселение». |
Тематическое планирование по проблеме развития элементарных географических представлений у дошкольников. Подготовительная группа.
№ |
Раздел |
Содержание образовательной деятельности |
1. |
«Земной шар». |
ЗПЦ «Мы любим нашу планету». ЗПЦ «Планета Земля в опасности». Коллективная работа, создание модели Земли (папье – маше). Мини-викторина «Путешествие капитана Немо». С/р. игра «Экскурсоводы». Дид. упражнение «Найди на карте (ПМР, мира) то, что назову». Аппликация «На льдине». |
2. |
«Природные явления». |
Экспериментирование:
Проблемная ситуация «Откуда появляется радуга». Импровизация:
|
3. |
«Природно-климатические зоны». |
ЗПЦ «Сказка - путешествие капитана Немо». Составление рассказа «Мое путешествие по Северу». Коллективная работа «Охраняйте животных тайги». Игра-путешествие «По пустыням и степям». С/р. игра «Зов джунглей». |
4. |
«Стихийные бедствия». |
Коллективная работа, создание плаката «Пожар в лесу». Дид. игра «Что опасно для человека и живой природы». КВН «Помоги себе сам». |
5. |
«Виды ландшафта». |
Рисование «Холмы, овраги», «Кодры Приднестровья». С/р. игра «Путешествие на батискафе». Дид. игра «Экспедиция «Чистая река». |
6. |
«Природные богатства недр земли». |
Создание коллекций природных ископаемых. Экспериментирование:
ЗПЦ «О пользе и вреде природного газа». |
7. |
«Страны и населяющие их народы». |
ЗПЦ «Я живу в Приднестровье». ЗПЦ «Путешествие по Молдове (Украине, Белоруссии)». Рисование «Девочка в национальном костюме». Рисование «Герб ПМР». Беседы:
Дид. игра «Мы едем в Молдову». Игра-путешествие «Народы Американского континента». С/р. игра «Карнавал в Африке». |
8. |
«Поселения людей». |
ЗПЦ «Тирасполь – столица ПМР». Беседы:
Конструирование «Сельская и городская улицы». Создание макета городской улицы. Дид. игра «Разные дома». |