Цель:
- развитие умения размышлять, анализировать;
- развитие эмоционально-чувственных качеств.
Задачи:
- Сформировать представление об особенностях зоны лесов.
- Установить взаимосвязи в этой природной зоне.
- Ознакомить учащихся со значением природы лесной зоны в жизни человека и необходимости её охраны.
Ход урока
I. Орг. момент.
Слова приветствия ученикам.
II. Презентация «Лес» (приложение 4)
- Назовите тему урока.
III. Сообщение темы.
- Россия – страна лесов.
- Зачем нам знать о лесах?
(Живём рядом с лесом, пользуемся его дарами, что в нём растёт, кто в нём живёт, как это нам может пригодиться, что можно в лесу, а что нельзя…)
IV. Целеполагание.
- Сегодня на уроке мы с вами попробуем доказать, что лес – это целостный живой организм. Будем размышлять, анализировать, моделировать.
V. Что такое лес?
- Лес определяется в первую очередь – деревьями и кустарниками, а во вторую очередь – травами, мхами и лишайниками.
- Что бы вы ещё отнесли к лесу?
- От кого зависит жизнь леса? (От животных).
- Докажите, что животным нужен лес.
- А ещё понятие лес включает в себя климат и почвы.
- Является ли человек частью леса? (Да! Нет? Почему?)
(Человек многое получает от леса и лес зависит от человека)
- Всё вместе это называется среда обитания.
- Раньше учёные давали такое определение лесу:
Лес – это сообщество, в котором преобладают деревья и те растения, которые находятся с ними в близких отношениях (взаимосвязях).
- Сегодня понятие лес более расширилось.
- Какое бы вы дали определение лесу?
Лес – это взаимодействие растительного покрова и среды обитания.
VI. Приглашаю в путешествие по лесной природной зоне.
- Сегодня на уроке вы будете моделировать общую картину леса.
- Работать будем в группах, сообща (3 группы). В состав каждой группы входят: зоологи, ботаники, почвоведы, метеорологи.
(Дети сами выбирают себе роли для работы в группе)
Для каждой пары (2 зоолога, 2 ботаника и т.д.) на столах лежит по 1 конверту. На каждом конверте указан порядковый номер. Он говорит о том, кто первым, вторым, третьим или четвёртым берётся за дело. (В конвертах находится задание, а также набор фигурок животных и растений).
(Приложение 1 для первой группы.
Приложение 2 для второй группы.
Приложение 3 для третьей группы.
На работу в группах отводится 15 минут).
VII.Отчёт групп о проделанной работе.
- 1 ученик от группы зачитывает характеристику леса.
- Какой лес у вас получился?
- Тайга (Картинка 1)
- Смешанный лес (Картинка 2)
- Широколиственный лес (Картинка 3)
Показ на карте данной подзоны.
Почему Россию называют страной лесов?
- Леса занимают много места на карте.
- Несколько видов разных лесов.
VIII. Подбор прилагательных.
- В России много разных лесов. Красоту леса воспевали композиторы, поэты, художники в своих произведениях.
- Я предлагаю вам продолжить своё творчество. Подберите, пожалуйста, прилагательные, которые характерны для вашего леса. Какой это лес?
Тайга – тёмная, влажная, труднопроходимая, мрачная, тенистая.
Краски – серые, тёмно – зелёные
Герои – баба Яга, Леший, Кощей.
Смешанный лес – разнообразный, высокий, влажный.
Краски – яркие, зелёные.
Герои – Красная Шапочка.
Широколиственный лес – весёлый, светлый, певучий.
Краски – светло – зелёные.
Герои – ?
IX. В чём богатство леса?
Богата Россия лесами. В чём богатство леса?
- Снабжает нас кислородом (Легкие нашей планеты).
- Источник древесины.
- Источник пищи.
- Защитник водоёмов и почв (питает родники и реки).
- Задерживает влагу.
- Спасает землю от летучих песков и суховеев.
- Место для отдыха.
- Дом для растений и животных.
- Промысел пушного зверя.
Всё это даёт нам лес – одно из тех богатств, которое делает Россию страной лесов.
Почему Россию называют страной лесов?
- Лес используется человеком.
- Лес является главным природным богатством.
Тезисом к этому уроку я выбрала слова А.Н.Толстого:
О лес! О жизнь! О солнца свет! О свежий дух берёзы!
- Как понимаете эти слова?
X. Что будет, если мы это богатство не сохраним?
- Нужно ли охранять лес и всех, кто в нём живёт?
Краеведческий материал:
На территории Пермского края расположены 2 заповедника (показ на карте):
- Красновишерский район – заповедник «Вишерский»
- Горнозаводский район – заповедник «Басеги» и 2 заказника:
- Кишерский район – заказник «Предуралье»
- Осинский район – заказник «Лесная дача» («Потери» и «Материк» – под охраной находится почва)
XI. Д/з:
- Прочитать материал в учебнике и выполнить задание в творческой тетради.
- Приготовить сообщение о любом растении или животном данной зоны.
- Составить свою Красную книгу.
- Сочинить стихотворение о лесе.
(2,3,4 задания на выбор по желанию)