Урок природоведения по теме "Россия - страна лесов". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель:

  • развитие умения размышлять, анализировать;
  • развитие эмоционально-чувственных качеств.

Задачи:

  • Сформировать представление об особенностях зоны лесов.
  • Установить взаимосвязи в этой природной зоне.
  • Ознакомить учащихся со значением природы лесной зоны в жизни человека и необходимости её охраны.

Ход урока

I. Орг. момент.

Слова приветствия ученикам.

II. Презентация «Лес» (приложение 4)

- Назовите тему урока.

III. Сообщение темы.

- Россия – страна лесов.

 - Зачем нам знать о лесах?

(Живём рядом с лесом, пользуемся его дарами, что в нём растёт, кто в нём живёт, как это нам может пригодиться, что можно в лесу, а что нельзя…)

IV. Целеполагание.

- Сегодня на уроке мы с вами попробуем доказать, что лес – это целостный живой организм. Будем размышлять, анализировать, моделировать.

V. Что такое лес?

 - Лес определяется в первую очередь – деревьями и кустарниками, а во вторую очередь – травами, мхами и лишайниками.

  • Что бы вы ещё отнесли к лесу?
  • От кого зависит жизнь леса? (От животных).
  • Докажите, что животным нужен лес.
  • А ещё понятие лес включает в себя климат и почвы.
  • Является ли человек частью леса? (Да! Нет? Почему?)

(Человек многое получает от леса и лес зависит от человека)

  • Всё вместе это называется среда обитания.
  • Раньше учёные давали такое определение лесу:

 Лес – это сообщество, в котором преобладают деревья и те растения, которые  находятся с ними в близких отношениях (взаимосвязях).

  • Сегодня понятие лес более расширилось.
  • Какое бы вы дали определение лесу?

Лес – это взаимодействие растительного покрова и среды обитания.

VI. Приглашаю в путешествие по лесной природной зоне.

- Сегодня на уроке вы будете моделировать общую картину леса.

- Работать будем в группах, сообща (3 группы). В состав каждой группы входят: зоологи, ботаники, почвоведы, метеорологи.

(Дети сами выбирают себе роли для работы в группе)

Для каждой пары (2 зоолога, 2 ботаника и т.д.) на столах лежит по 1 конверту. На каждом конверте указан порядковый номер. Он говорит о том, кто первым, вторым, третьим или четвёртым берётся за дело. (В конвертах находится задание, а также набор фигурок животных и растений).

(Приложение 1 для первой группы.

Приложение 2 для второй группы.

Приложение 3 для третьей группы.

На работу в группах отводится 15 минут).

VII.Отчёт групп о проделанной работе.

  1. 1 ученик от группы зачитывает характеристику леса.
  2. Какой лес у вас получился?

Показ на карте данной подзоны.

Почему Россию называют страной лесов?

  1. Леса занимают много места на карте.
  2. Несколько видов разных лесов.

VIII. Подбор прилагательных.

- В России много разных лесов. Красоту леса воспевали композиторы, поэты, художники в своих произведениях.

- Я предлагаю вам продолжить своё творчество. Подберите, пожалуйста, прилагательные, которые характерны для вашего леса. Какой это лес?

Тайга – тёмная, влажная, труднопроходимая, мрачная, тенистая.

Краски – серые, тёмно – зелёные

Герои – баба Яга, Леший, Кощей.

Смешанный лес – разнообразный, высокий, влажный.

Краски – яркие, зелёные.

Герои – Красная Шапочка.

Широколиственный лес – весёлый, светлый, певучий.

Краски – светло – зелёные.

Герои – ?

IX. В чём богатство леса?

Богата Россия лесами. В чём богатство леса?

  • Снабжает нас кислородом (Легкие нашей планеты).
  • Источник древесины.
  • Источник пищи.
  • Защитник водоёмов и почв (питает родники и реки).
  • Задерживает влагу.
  • Спасает землю от летучих песков и суховеев.
  • Место для отдыха.
  • Дом для растений и животных.
  • Промысел пушного зверя.

Всё это даёт нам лес – одно из тех богатств, которое делает Россию страной лесов.

Почему Россию называют страной лесов?

  1. Лес используется человеком.
  2. Лес является главным природным богатством.

Тезисом к этому уроку я выбрала слова А.Н.Толстого:

О лес! О жизнь! О солнца свет! О свежий дух берёзы!

- Как понимаете эти слова?

X. Что будет, если мы это богатство не сохраним?

- Нужно ли охранять лес и всех, кто в нём живёт?

Краеведческий материал:

 На территории Пермского края расположены 2 заповедника (показ на карте):

  1. Красновишерский район – заповедник «Вишерский»
  2. Горнозаводский район – заповедник «Басеги» и 2 заказника:
  • Кишерский район – заказник «Предуралье»
  • Осинский район – заказник «Лесная дача» («Потери» и «Материк» – под охраной находится почва)

XI. Д/з:

  1. Прочитать материал в учебнике и выполнить задание в творческой тетради.
  2. Приготовить сообщение о любом растении или животном данной зоны.
  3. Составить свою Красную книгу.
  4. Сочинить стихотворение о лесе.

 (2,3,4 задания на выбор по желанию)