« Всем, что делал Савва Иванович, тайно руководило искусство».
К. Станиславский
« Бог дал ему особый талант возбуждать творчество других»
В. Васнецов
Тип урока
Урок – исторический портрет, посвященный Савве Ивановичу Мамонтову – феномену русской истории XIX века, предпринимателю и художнику».
Цели и задачи урока
Продолжение знакомства учащихся с эпохой II половины XIX в начала XX в. Выявление роли Саввы Ивановича Мамонтова как феномена русской истории: успешного предпринимательства, мецената и художника. Путем анализа источников определение вклада Саввы Ивановича Мамонтова в развитие русской промышленности и культуры. Формирование навыков составления образной характеристики и оценки исторической личности. Содействие воспитанию уважения и истории России.
Оборудование урока
Специально для урока готовится зрительный ряд: портреты Мамонтова, Шаляпина; фотографии станций « Сергиев Посад» и Мамонтовка, виды Абрамцева – усадьбы С.И. Мамонтова; репродукции картин И.И. Левитана («Владимирка», «Золотая осень», «Тихая обитель»), Саврасова («Грачи прилетели»), И.Е. Репина («Бурлаки на Волге»), Сурикова («Взятие снежного городка», «Утро стрелецкой казни»), В.М. Васнецова («Аленушка», «Богатыри»), В.Д. Поленова («Московский дворик»).
Ход урока
Вступительное слово учителя: Когда Бог наделяет человека даром творить – будь то наука или искусство - , он, достигая небывалых высот в творчестве чаще всего в обыденной жизни остается беспомощным и неприспособленным, а потому заведомо обречен на отсутствие благоприятных условий для творчества и постоянную нужду, что подтачивает силы в итоге и заметно укорачивает жизнь физическую и творческую.
Либо человек рождается предприимчивым практиком, шагает верной тропой к материальному благосостоянию.
Лучший стиль взаимодействия с прекрасным в таком случае – меценатство , выражаемое в материальной помощи художникам.
Но нередко бывают исключения. В ряду исключений редчайшее явление – русский предприниматель Савва Иванович Мамонтов.
Вопрос
Что вам известно о Савве Ивановиче Мамонтове?
Ученики могут вспомнить, что Савва Иванович Мамонтов был владельцем усадьбы Абрамцев – культурного феномена XIXв; на вокзальной площади г.Сергиева Посада находится памятник С.И. Мамонтову – активному участнику строительства железной дороги из Москвы в Сергиев Посад, куда Троице – Сергиева Лавра привлекала паломников со всей России.
Учитель: Савва Иванович Мамонтов – основатель и строитель крупнейших железных дорог России, создатель Московског вагоноделательного завода ( ныне Мытищинский вагоностроительный),опора и друг русских художников, учредитель нового оперного театра, талантливый скульптор – как нельзя лучше подходит на роль человека, вся жизни которого может служить готовым ответом на многие злободневные вопросы.
Вопрос
Как же удалось Савве Ивановичу сочетать интересы предпринимательства и интересы культуры, что здесь первично и что вторично?
Учитель: Выслушаем краткую биографию С.И. Мамонтова
Ученик (подготовленное сообщение):Савва Иванович Мамонтов («Савва Великолепный», «московский»,»Медичи»,как называли его современники) родился в 1841 году, в сибирском городе Ялуторовске в семье Ивана Федоровича Мамонтова потомственного купца, всегда тяготевшего к самым смелым проектам. Кроме Саввы в семье было еще два сына, но именно Савва, получивший прекрасное образование, становится опорой отца в деловых начинаниях, унаследовав от него главное: понимание духа прогресса. Позднее он блестяще проявил это в промышленном и в художественном деле. Отец Саввы одним из первых обратился к железнодорожному строительству. В 1859 году он получил концессию на строительство железной дороги из Москвы в Сергиев Посад к Троице – Сергиевой Лавре.
Иван Федорович владел совместно с В.А. Кокоревым нефтяными промыслами в Баку. К своему делу он начал и Савву. Осенью 1863г руководство Закаспийского Торгового Товарищества направило Савву заведовать Московским центральным отделением. А отец даже желал передать Савве руководство фирмой.. Постепенно Иван Федорович вовлекал сына и в железнодорожное строительство, участвуя вместе со своим сотоварищем Ф.В Чижовым в строительстве чугунки до Ярославля. Купец Федор Чижов, директор общества Московско – Ярославской железной дороги, был в высшей степени одаренной и интересной личностью. Деловая сметка, безукоризненная честность, напористость и трудолюбие вознесли его на высшую ступень финансово – промышленной иерархии. Ф.В. Чижов на многие годы станет покровителем и наставником Саввы Ивановича.
В августе 1869г скончался Иван Федорович и Савва Иванович стал во главе огромного дела. При поддержке Чижова он сделал удачную карьеру: в течении нескольких лет был кандидатом в члены правления, а в 1872г по рекомендации Чижова, был избран директором общества Московско – Ярославской железной дороги, а затем С.И. Мамонтов получает правительственную концессию на строительство Донецкой каменноугольной дороги. Строительство завершилось в 1882 году.
Семейное дело Мамонтовых успешно продолжалось: железнодорожная линия прошла через Ростов к Ярославлю и не останавливаясь, потянулась к Архангельску
От отца и Чижова Савва унаследовал любовь к русскому Северу, и мечтой его было связать Север путями с центром России, приблизить его богатства к московскому рынку.
С 1898 года по завершенной в Архангельске линии началось регулярное движение, и в первый же год чистый доход Общества железной дороги составил 5,2 млн. рублей, что составляло огромную сумму. 150 – рублевые акции Общества выросли до 400 рублей. Но сумма оказалась съеденной долгами к затратам на модернизацию завода в Петербурге.
Невский завод производил паровозы, вагоны и суда ( огромные средства, вложенные в его модернизацию объяснялись и тем, что производство паровозов и вагонов в стране практически не было освоено). 7 июля 1900г суд признал Мамонтова несостоятельным должником.
Вопросы
- Какие черты характера были свойственны Савве Ивановичу Мамонтову?
- Как вы считаете, что повлияло на формирование взглядов, убеждений этого человека?
Ученик (подготовленное сообщение):Помимо широкой известности и влияния в народном хозяйстве России Савва Иванович был популярен и уважаем как человек, разными путями связанный с искусством. Он обладал разнообразными талантами. С детства увлекавшийся театром и оперой учился в Италии пению.
У продолжателя торгового рода Мамонтовых оказался прекрасный голос. Достаточно было недолгих занятий с местными преподавателями и Савва вскоре смог договориться с одним из миланских театров о том, что он будет петь басовые партии в операх « Норма» и « Лукреция Борджиа». И только срочный вызов в Москву помешал этому миланскому дебюту русского купца на оперной сцене.
Вскоре после женитьбы Савва Мамонтов вновь едет в Италию и «начинает лепить – успех оказался необыкновенный!..» (скульптор Антокольский)
Конечно, Савва Мамонтов не мог оставить все в стороне и заняться только скульптурой, но интерес к ней он пронес через всю жизнь, а в разговоре с художниками он уже выступал на равных, был своим, коллегой, а не богатым барином, который балуется искусством.
С фамилией Мамонтова тесно связано другое имя – Абрамцево. Это поместье, стоящее как раз на своей « родной» Московско – Ярославской железной дороге Савва Иванович купил в1870 году. Поместье было куплено в 1870г. Так усадьба эта начала свою вторую жизнь в русской культуре. Поместье было куплено у семьи известного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, жившего в Абрамцеве до самой смерти в 1859г. У Аксакова подолгу гостил Тургенев, Гоголь, славянофилы братья Киреевские, Хомяков, Самарин и другие литераторы.
Савва Мамонтов продолжил и развил славную традицию. Он хотел лишь одного – чтобы талантливые живописцы могли свободно, не заботясь о бытовой стороне дела творить, воплощать в жизнь свои давние задумки. Специально для этого хозяин дома строит обширную мастерскую, где работают Репин, Серов, Врубель, Коровин, Нестеров, Поленов, Антокольский, Васнецов.
Любовь к России и вера в силы народа пронизывали всю жизнь обитателей усадьбы и гостей Абрамцева.
На следующем этапе урока предстоит определить роль Саввы Ивановича Мамонтова в истории, оценит его деятельность. Учитель организует групповую работу учащихся: класс делится на 4 группы, каждая из которых получает раздаточный материал и вопросы к ним.
Вопросы для группы
- Назовите события, в которых принимал участие Савва Иванович Мамонтов?
- Оцените деятельность Саввы Ивановича Мамонтова
а) как его деятельность повлияла на развитие промышленности России?
б) в чем культурный феномен XIX в – усадьбы Абрамцево, его владельца и посетителей
3. Выскажите свое отношение к действиям Саввы Ивановича Мамонтова.
Приложение
« Вклад Саввы Ивановича Мамонтова в историю России» (раздаточный материал для группы)
Готовятся ответы на вопросы – см.выше.
1. Уникальность его определил художественный критик Я.А. Тургенхольд « Другие коллекционировали искусство, он же его двигал. Можно говорить о целом мамонтовском периоде русской литературно - художественной жизни, ибо Мамонтов был ее сосредоточием в 80 -90 х годах.».
Наделенный многими талантами, Савва Мамонтов был способен не только глубоко понимать людей искусства, но и помогать им в творчестве.
Обширные знания, человеколюбие и тончайшая интуиция позволили ему благотворно влиять на людей. Как не вспомнить высказывания Мамонтова: « Надо приучать глаз народа к красивому на вокзале, в храмах, на улице». Как не вспомнить «жемчужину» архитектурного ансамбля на Комсомольской площади – Ярославский вокзал, реконструированный в свое время Ф. Шехтейлем по заказу Саввы Мамонтова. Это символ удачного сочетания творческого мировоззрения и предпринимательских интересов.
Кроме того, Мамонтов стал реформатором русского музыкального театра , сам Станиславский считал его своим учителем.
Стоит упомянуть отдельно еще одну важную особенность Саввы Ивановича: его сопровождала слава « открывателя талантов». Общепризнанным украшением сей бесценной короны считается имя Федора Ивановича Шаляпина. Встреча с Мамонтовым была для него определяющей: именно в мамонтовской Частной опере смогло расцвести дарование певца. Именно здесь Шаляпин прошел школу мастерства. По признанию певца , « Мамонтов воспитывал его художественный вкус, деятельно участвовал в создании его оперного репертуара
2. Когда С.И. Мамонтов становится председателем Общества Московско – Ярославской дороги и владельцем контрольного пакета ее акций, дающим право единолично принимать решения. Тут впервые в железнодорожном строительстве Мамонтов показал, сколь это важно – быть художником, увидеть и воплощать то, что никто пока не видит. Решение нового хозяина тянуть дорогу дальше от Ярославля до Костромы. Это сразу же вызвало недоумение у партнеров и насмешки в образованном обществе: зачем нам Кострома, кто поедет в эту глушь? Давайте тянуть дороги на Запад, в Европу, а не в медвежьи углы России. Что за выдумки? А Мамонтов ничего не выдумывал, он просто помнил, что первая дорога в России, по которой еще при Иване Грозном началось регулярное пассажирское движение ( на санях и возах), - это дорога от Москвы до «Студеного моря», до Архангельска. Но Савва Иванович думал не только о прошлом или об освоении огромных природных богатств Северного края, он смотрел дальше. Еще у Александра III зародилось понимание того, что России уже мало петровского окна в Европу. В случае войны порты на Балтике могут быть легко блокированы противником, и тогда русский флот оказался бы запертым в своих базах. Нужен был другой, независимый от иностранных держав выход в открытое море. Император хотел заложить порт и основную военно-морскую базу на Мурмане. Это решение отвечало Александровской политике» опоры на собственные силы», «У России только два надежных союзника. Это ее армия и флот».
Савва Иванович едет в Мурманский край для поиска дополнительных аргументов.
Прокладка пути была благополучно завершена в 1897г, общей длиной 1826 верст. Но все значение этой трассы смогла страна полностью оценить лишь через 17 лет…
3. В 1882 году вошла в строй Донецко – Мариупольская железная дорога, связавшая 500 верстами Донецкий угольный бассейн и Мариупольский порт. Савва Иванович хотел, чтобы перспективы этой магистрали были раскрыты в соответствующих картинах – символах, которые поего замыслу, должны были украсить залы Правления Донецкой железной дороги. И Васнецов пишет три картины- панно: « Битва русских со скифами (прошлое Донецкого края), « Три царевны подземного царства ( богатство донецких недр) и « Ковер – самолет» ( образ новой магистрали, символ новых скоростей).
Первая мировая война все расставила по своим местам. Раньше российские власти упорно считали «стратегическими» лишь те дороги, которые по их мнению могли сыграть важную роль во время войны, - вели к вероятной линии фронта. Теперь, с началом боевых действий, в полном смысле стратегическими стали две мамонтовские дороги – Северная и Донецкая. Железные пути, ведущие на Запад, были блокированы линией фронта, и эти дороги стали для России буквально дорогами жизни, обеспечивая стране выход во внешний мир, торговлю и военные союзнические поставки.
4. Смело можно утверждать, что не будь особой атмосферы Абрамцева, проникнутой любовью к России, вере в силы народа, духовной идеей, которая неуничтожима, вдохновляющей роли Мамонтова, никогда не были бы написаны картины, которые сейчас составляют золотой фонд русской живописи. Именно в Абрамцеве были написаны «Девочка с персиками» Серова ( портрет дочери Саввы Ивановича – Веры), «Богатыри» и «Аленушка» Васнецова, пейзажи Поленова, «Запорожцы»Репина, « Явления отроку Варфоломею» Нестерова, посвященное Сергию Радонежскому, многие работы Врубеля.
Дух «мамонтовского кружка» захватывал всех, кто только попадал в его «силовое поле». Здесь слились воедино ученые споры и творческий поиск, заботы о российских дорогах и развитии национальных русских промыслов, живопись и театр.
По завершении работы в группах учитель организует проверку выполненной работе.
Учитель: Подведем итоги нашего урока. Художник и предприниматель – в одном лице. Такого рода исторических деятелей Россия не знала ни до, ни после Саввы Мамонтова. Явление непривычное, не укладывающееся ни в какие рамки. Не потому ли его, не всегда понимали в прошлом, забывают в настоящем.
Дельцы и художники боролись за Мамонтова «спасали его от ошибок». Предприниматели говорили, что не пора ли ему прекратить чудить, ведь удача может применить и этому «баловню судьбы», который умудряется легко и хорошо делать все за что не возьмется?
Художники недоумевали, что же интересного находит Мамонтов в рельсах, шпалах, векселях и финансовых расчетах? Антокольский писал Савве Ивановичу: « Я думаю , что не вы с вашей чистой душой призваны быть деятелем железной дороги, в этом деле необходимо иметь кровь холодную как лед, камень на месте сердца и лопаты на месте рук». Мамонтов же совершенно искренне не понимал ни тех ни других: разве одно другому помеха? Разве в делах не требуется воображения, уметь увидеть, фигурально выражаясь, статую в глыбе мрамора. Можно ли бросить Дело, которое дает и себя показать и державе послужить, которое на глазах меняет лицо страны, соединяет железными дорогами дальние города российские?
После Саввы Ивановича Мамонтова остались его железные дороги, остался культурный феномен XIX века - Абрамцево. Лучше всего о нем сказал философ отец Павел Флоренский: « Абрамцево…прежде всего есть духовная идея, которая неуничтожаема… Если будет жива идея Абрамцева, не все погибло».
Современники считали, Что Савве Мамонтову нужно поставить не менее четырех памятников в России. Долгие годы не было ни одного. Мы можем гордиться. Что памятник Савве Ивановичу Мамонтову, поставлен именно в нашем городе, в Сергиеве Посаде.
Домашнее задание
- Найдите дополнительную литературу (сведения в Интернете) о С.И. Мамонтове, расширить полученные на уроке знания.
- Найдите дополнительные сведения о культурном феномене XIXв- Абрамцевском кружке.
- Подготовить творческие задания (на выбор):
а) Русские меценаты
б) Абрамцево-культурный феномен в истории России XIXв.
в) Лики России в живописи второй половины XIX в.
Литература:
1. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре Сиб 1994.
2. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России второй половины XIX в. М.: 1997.
3. Рябцев Ю.С. « История русской культуры: художественная жизнь и быт XVII- XIX вв».М.: 1997.
4. Материалы периодической печати ( газеты «Гудок», «Вперед», «Зеркало»).