Творческая игра в педагогическом процессе детского сада

Разделы: Работа с дошкольниками


 Игра – путь детей к познанию мира, в
 котором они живут и который призваны изменить.
 А.М.Горький

 Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. Их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Что дает право называть игру творческой деятельностью?
Игра - отражение жизни. Здесь все «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не настоящий летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра - всегда импровизация.
Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.
Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.
Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым и безынициативным, если он лишен увлекательной игры.
Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников - рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на различные средства отражения действительности, эти виды детской деятельности имеют много общего; можно увидеть одни и те же темы в игре, в рисунке, в музыке и танце: по ходу игрового сюжета дети нередко рисуют, поют, танцуют, вспоминают знакомые стихи.
Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности.
Руководство творческими играми – один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Важнейшее условие успешного руководства творческими играми - умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.
Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.
Содержание игр детей разнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, общественные события, понятные ребенку и привлекающие его внимание. Деление игр на бытовые, производственные и общественные условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу; родители с детьми идут на праздник, в театр. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее педагогическое значение. Задача воспитателя – помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями.
Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Воспитателю необходимо помочь ему выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.
Влияние искусства и художественной литературы на формирование личности ребенка чрезвычайно велико. Книга открывает перед детьми новый мир, впервые заставляет задумываться над тем, «что такое хорошо и что такое плохо». Герои книг часто становятся героями игр. Однако необходимо помочь детям разобраться в их характерах, понять мотивы их поступков, чтобы у ребят появилось желание воплотить в игре образы героев литературных произведений.
Сильное влияние на игру оказывает зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры возникают под влиянием специальных детских передач, а также передач о событиях, которыми живет наша страна.
При организации игры перед воспитателем вступают трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

Литература

1. Геллер Е.М. Наш друг – игра. – Минск: Народна асвета, 1979.
2. Никитин Б.П. Развивающие игры. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1985.
3. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Методическое пособие для учителей и воспитателей. – М.: Просвещение, 1974.

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» (старшая группа)

Программное содержание:

  1. Воспитывать любовь к животным, заботу о них.
  2. Учить детей классифицировать животных по месту обитания.
  3. Развивать связную речь.
  4. Развивать интерес к игре.

Оборудование: маски для животных; атрибутика для работников зоопарка; дидактические игры.
Предварительная работа: Чтение К.М.Чуковский «Доктор Айболит», «Тараканище», «Красное солнце», С.Я.Маршак «Зоопарк».

Ход игры:

I часть. Загадать загадку (зоопарк)
- Что такое зоопарк?
Начинается очередной день в нашем зоопарке
- Чем мы будем сегодня заниматься?
- Кто работает в зоопарке?
Медсестра, ветеринар, повар рассказывают о своей работе, читая стихи.

Выполнение работы:

  1. Повар варит кашу, наливает в бутылочки для верблюжонка и жирафчика; раскладывает еду на тележку и везет животным.
  2. Доктор делает обход. Измеряет температуру воды в бассейне. Распоряжается отнести медвежонка на прививку.
  3. Медсестра раздает витамины, взвешивает малышей, ослушивает их, записывает в карточку.

 Зоопарк готов к приему посетителей.
Воспитатель-экскурсовод.
-Дети, вы хотите посетить зоопарк?
Вас ждет интересная встреча с любимыми животными.
Вход в зоопарк по пригласительным билетам (пригласительные билеты – мультфильмов).
II часть.
- Как вы думаете, кто живет в нашем зоопарке?

Дидактическая игра «Кто где живет?» (жаркие страны, север, лесная зона)

Дети идут по зоопарку, рассматривают животных. В клетках – дети – «животные» рассказывают стихи о животных из книги С.Я.Маршака «Зоопарк»
- Почему зебры полосатые?
- Что вы знаете о слоне? (рассказы детям)
(Пустая клетка для животного).

Игровое задание «Составь картинку»

(Дети составляют картинку – получается жираф)

- Чем отличается жираф от других животных?
Покажите, как жираф пьет воду?
Экскурсовод ведет посетителей к водоему. Рассматривают белого медведя, пингвина.

Игра «Жители леса»

- Как называется жилище медведя?
- Кого называют непоседой, хозяюшкой?
- Зачем лисе хвост?
- Кто боится колючек ежа?

 «Зоологическая песенка» (с движениями)
Игра «Хвосты».

(Найти и подобрать хвосты всем животным)
Итог:
Экскурсовод: Кто вам из животных понравился больше всех?
- Посещайте часто наш зоопарк. Мы вас всегда ждем.

Сюжетно-ролевая игра «Школа» (подготовительная к школе группа)

Программное содержание:
- воспитывать доброжелательность, чувство товарищества, любовь к школе;
- развивать речь, творческую активность, умственную самостоятельность в решении практических задач;
- учить правильно вести диалоги.
Материал и оборудование: карточки с картинками, слоговые таблицы, кубики, дуги, обручи, костюмы и атрибуты, соответствующие ролям.

Ход игры

Воспитатель интересуется у детей, в какие сюжетно-ролевые игры они играли и в какую игру или хотелось бы поиграть сегодня. Затем все вместе распределяют роли и обговаривают правила игры. Воспитатель спрашивает:
- Сколько у нас сегодня будет уроков? И какие?
- Кто будет учителем по обучению грамоте?
Мама изъявляет желание быть учителем по обучению грамоте.
А учителем физкультуры воспитатель предлагает стать Андрюше, потому что он ходит в спортивную школу. В каждой школе имеется буфет и Настя пожелала быть буфетчицей, чтобы кормить нас на перемене. Воспитатель напоминает детям о том, что в школе находится и медкомната, в которой работают врач и медсестра. Медсестрой пожелала быть Диана, а врачом Лиза.
Роль техслужащего доверили Олегу, потому что он очень ответственный и мастеровой. Олег будет давать звонки на уроки и отвечать за техническую исправность всего школьного оборудования. Так как не бывает школы без директора, то воспитатель предлагает себя на эту роль, чтобы отвечать за работу всей школы.
Каждый из детей занимает свое место.
Звенит звонок.

Урок I. Обучение грамоте
Учитель входит в класс и начинает урок.

  1. Д/игра «Назови первый звук в слове»
  2. Д/игра «Составь слово»
  3. Д/игра «Пирамида» (деление слов на слоги)

В конце урока учитель подводит итог и задает задание на дом: прочитать сказку «Лиса и рак, составить схему слова «лиса».

Перемена
П/и «Карусель»
Дети посещают буфет, а расплачивается с буфетчицей, отвечая на один из ее вопросов на смекалку.
Звенит звонок

Урок II. Физкультура
В начале урока в класс заходит медсестра. Она здоровается и просит после урока привести детей в медицинскую комнату на осмотр. Учитель начинает урок с разминки. Дает команду:
- Направо! Шагом марш по кругу! А теперь парами ко мне! На месте стой! Разомкнитесь!
1 упражнение «Часы»; 2 упражнение «Мельница; 3 упражнение «Прыжки».
Игра соревнование «Бег и с препятствиями»
П/и «Шишки, желуди, орехи»
Учитель задает детям задание на дом: потренироваться прыгать со скалкой.
Дети отправляются в медицинскую комнату. Врач осматривает детей. Проверяет зрение, слух, горло. Слушает пульс. А медсестра делает прививку и отмечает в журнале.

Воспитатель подводит итог игры.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на автобусе» (I младшая группа)

Программное содержание:
- Воспитывать коллективизм, ответственность за сове дело
- Учить играть коллективно, выполнять определенную роль
- Действовать по словам воспитателя
- Закрепить знания основных цветов
- Знакомить с правилами дорожного движения, повторить названия видов транспорта.

Оборудование:

  1. Из стульчиков построен салон автобуса, место для шофера, шапочки для шофера и кондуктора, сумка с билетами
  2. Билеты 4-х основных цветов, на стульях кружки 4-х основных цветов
  3. Бабочки и цветы белого, красного, желтого и синего цветов.

Ход игры:

- Я вас приглашаю сегодня на прогулку по городу. Давайте вспомним, каким видом транспорта мы пользуемся.
(Машина, такси, автобус)
- Вот и нас на остановке ждет автобус, но, чтобы он поехал, нужен шофер. Кто хочет быть шофером? (Выбирается шофер, на него надевается фуражка)
- Садись, шофер, за руль, повезешь ребятишек.
- В автобусе еще работает кондуктор, он продает билеты
Кондуктором будет… Вот тебе сумочка с билетами, будешь их продавать
- Людей, которые едут в автобусе, называют пассажирами. Мы с вами будем пассажирами.
Кондуктор: Покупайте билетики, проходите в автобус, садитесь на свое место. (Дети занимают места в соответствии с цветом билетика).
Воспитатель: А я буду контролером и посмотрю, правильно ли вы заняли свои места. Товарищ шофер, заводи мотор, поехали быстрей, споем веселей. (Исполняется I куплет песни на стихи Михалкова, музыка Старокадомского «Веселые путешественники»).
Кондуктор: Станция «Луговая».
Воспитатель: Выходите из автобуса. Чтобы пройти на лужайку, нужно обойти автобус сзади и перейти дорогу. Дорогу переходят по пешеходному переходу, вот по этой полосатой дорожке, которая называется «зебра».
- Посмотрите на лужайку.
Что вы видите? (Цветы)
- Да, цветы, небывалой красоты.
Пчелы, бабочки кружатся,
На цветы они садятся.

Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки»

- А теперь, шофер, приглашай пассажиров в автобус.
Шофер: Автобус отправляется, следующая остановка «Стадион».
(Исполняется 2-ой куплет песни «Веселые путешественники»).
Кондуктор: Остановка «Стадион».
Воспитатель: На стадионе нас ждет тренер по гимнастике. Он приглашает вас позаниматься физическими упражнениями.
(Тренер – воспитатель проводит подвижное упражнение «Неваляшки»).
Кондуктор: Заходите в автобус, садитесь.
Шофер: Автобус отправляется, следующая остановка «Детский сад».