Задачи урока:
- Познакомить с понятием «научно-популярная литература» через чтение статьи Г.Скребицкого «Передышка». Формировать навык осознанного и беглого чтения.
- Развивать речь, память, внимание, наблюдательность.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: портрет писателя, книги для выставки, карточки с планом.
Ход урока
1. Организация начала урока.
- Новых книг живые строки
Открывают путь широкий.
Жить без книг мы не могли бы,
Дорог нам их вечный свет,
Книгам добрым, интересным …
Дети хором: «Мы всем классом шлем привет!»
2. Актуализация базовых знаний.
- Проверим, как вы знаете жанры произведений.
- Что такое «жанр»? (Жанр – это устойчивая разновидность художественных произведений.)
Тест.
И. Крылов «Кукушка и Петух» ____________________________________________________
Э.Успенский «Дядя Федор, кот и пес» _____________________________________________
С.Есенин «С добрым утром!» ____________________________________________________
М.Пришвин «Золотой луг» ______________________________________________________
- Все эти произведения относятся к художественной литературе.
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «научно-популярная литература», к которой относятся статья, очерки.
- Как вы понимаете этот термин?
- В научной статье описываются не только явления и их признаки, но и дается им научное обоснование.
4. Подготовка к чтению.
- Как выглядят деревья в разное время года? Опишите их.
- Что особенно запомнилось вам?
- Что красивого было в этом?
- Отгадайте загадку, о каком дереве будем читать статью:
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
(береза) иллюстрация
- Прочитайте название статьи.
- Подберите к слову «передышка» родственные слова. (отдых, передохнуть, отдохнуть)
- Сравните их значения.
- Послушайте теперь, как интересно и удивительно тонко описал березу в разное время года, казалось бы в обычном для нас дереве, но таком необычном Георгий Алексеевич Скребицкий, который очень любил ходить на речку, в лес, воображать себя смелым путешественником, охотником, любил наблюдать за растениями, животными.
5. Чтение и анализ статьи.
А) Первичное чтение.
- Кому принадлежало название «передышка» раньше?
- Что теперь люди зовут этим словом?
(Целостное чтение подготовленными учениками.)
Б) Повторное чтение по цепочке с комментированием.
- Как выглядела дорога?
- Что делали путники в прохладной тени дерева?
- Какие слова использует автор для описания березы?
- Как прозвали эту березку местные жители?
- Как выглядела Передышка ранней весной? Осенью?
- Чем служила береза для птиц и людей?
- Что приспособились делать ребята у березы?
- Как выглядит береза зимой?
- Что произошло с Передышкой весной?
- Как выглядело место, оставшееся от Передышки?
- Кто и как исправил эту ошибку?
- Как сейчас выглядит это место?
6. Обобщение знаний, полученных при чтении.
А) Прочитайте самостоятельно начало статьи. На сколько частей разделили? (2)
- Почему?
- О чем говорится в первой части? Во второй части?
- Как озаглавить 1 часть? Как озаглавить 2 часть?
- Самостоятельное чтение статьи до конца.
- О чем говорится в третьей части? В четвертой части?
- Как озаглавить 3 часть? Как озаглавить 4 часть?
План.
- Росла у дороги береза.
- Костер между корней.
- Засохла березка.
- Снова шумит «передышка».
Б) Пересказ текста по плану.
В) Выборочное чтение. Работа с иллюстрациями.
- Прочитайте описание березы летом к первой иллюстрации.
- Как выглядит береза осенью? Прочитайте.
- Прочитайте, как выглядит Передышка зимой.
- Как теперь выглядит дорога из деревни в лес?
- Какой вывод для себя сделаете вы из этой статьи?
Г) Выставка научно-популярной литературы.
7. Итог урока.
- С каким произведением познакомились? К какому жанру литературы относится?
- Кто автор?
- В чем заключается основная мысль?