Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи.
Знать: морфологические и синтаксические признаки имен прилагательных, правила правописания имен прилагательных.
Уметь: находить прилагательные, определять их роль в тексте, правильно употреблять имена прилагательные в речи.
Оборудование: индивидуальные карточки, этимологический словарь, аудиозапись А. Вивальди. Концерт для виолончели №2.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Цель: объяснить учащимся цель урока.
Учитель: Прочитайте тему урока. Как вы думаете, какие цели стоят сегодня на уроке перед нами? Чем мы будем заниматься? (Учащиеся: мы должны повторить все, что знаем об имени прилагательном, правила правописания имен прилагательных). Верно, мы повторим морфологические и синтаксические признаки имен прилагательных, выясним роль имен прилагательных в речи. Начинают урок знатоки – они работают у доски по карточкам, а мы с вами побываем на уроке грамматики у Митрофанушки.
2. Сценка «Урок грамматики у Митрофанушки» (по пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль»).
Цель: развитие интереса к урокам русского языка и литературы.
3. Проверка индивидуальной работы учащихся по карточкам.
Цель: формировать навык работы с этимологическим словарем;
развивать умение составлять связный устный рассказ на лингвистическую тему;
отработать умение выполнять морфологический, словообразовательный
разбор имени прилагательного;
формировать умение образовывать имена прилагательные сравнительной,
превосходной степени, определять их синтаксическую роль в предложении.
Учитель: Вот так Митрофанушка определяет, что такое прилагательное. А как вы, ребята, ответите на вопрос, что такое имя прилагательное? (Учащийся рассказывает правило). Почему же Митрофанушка назвал дверь именем прилагательным? Давайте обратимся к этимологии.
1)«Этимологическая страничка».
Прилагательное (лат.) – «нечто прибавленное», «приложенное».
Эпитет (греч.) – «приложение». Художественное, образное определение.
Прилагательное… Уже в самом имени содержится намек на то, что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Давайте заглянем в глубь истории.
Многие грамматические термины имеют корни в латыни. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. И в латыни этот термин звучит похоже, перевод «нечто приложенное, прибавленное». Греческое слово эпитет (образное определение) у нас тоже применяется. Почти каждое прилагательное является эпитетом.
Например:
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет…
Лес, оказывается, может быть не только зеленым, а юным, а дым не только серым. Имена прилагательные описывают предмет, как будто рисуем его красками.
2) - Какой частью речи является слово «яркими» в предложении:
Яркими красками радуют нас по утрам январские морозы.
Докажите.
Яркими – имя прилагательное. Во-первых, обозначает признак предмета: красками (какими?) яркими. Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак: качественное, употреблено в полной форме; имеет непостоянные морфологические признаки: употреблено в творительном падеже, множественном числе. В-третьих, в предложении является определением.
- Образуйте, если возможно, степени сравнения этого слова. Какую синтаксическую роль они выполняют?
Это качественное прилагательное, оно имеет степени сравнения: ярче (простая сравнительная) – в предложении является сказуемым, более яркий (составная сравнительная) – в предложении может быть определением и сказуемым, ярчайший (простая превосходная), самый яркий (составная превосходная) – в предложении является чаще определением.
3) – Какой частью речи является слово «птичьем» в предложении:
Радость слышится в птичьем пении.
Докажите.
Птичьем – имя прилагательное. Во-первых, обозначает принадлежность: в пении (чьем?) птичьем. Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак: притяжательное, употреблено в предложном падеже, единственном числе, среднем роде. В-третьих, в предложении является определением.
- Разберите это слово по составу. Каким способом оно образовано?
Корень птич- (чередование ч//ц), суффикс –й-, окончание –эм. Птичий – образовано от слова птица суффиксальным способом.
4. Работа с текстом (на партах – распечатанный текст стихотворения И.С. Бунина «Оттепель»).
Цель: находить прилагательные, определять их роль в тексте, синтаксические признаки имен прилагательных.
Учитель: Давайте обратимся к стихотворению И.С.Бунина «Оттепель».
Еще и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет божий мир.
Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.
- Понравились строчки?
Задания:
- С помощью каких средств создается эта выразительность? (Эпитеты, олицетворение). Приведите примеры. («Небо смотрит», «слезится снег», «молодеет мир» – олицетворение; «ясным взглядом», «отблеск голубой», «прозрачно-бледный» снег – эпитеты).
- Выполните синтаксический разбор первого предложения. (Повествовательное, невосклицательное, союзное, сложносочиненное, состоит из 3 простых предложений. 1) простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми, выраженными краткими прилагательными; 2) простое, двусоставное, распространенное; 3) простое, двусоставное, распространенное.
- Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?
- Выпишите из данного текста имена прилагательные.
I вариант: притяжательные (божий);
II вариант: качественные (холоден, сыр, ясным, прозрачно-бледный, голубой);
III вариант: относительные (февральский, недавней).
- Как отличить качественные прилагательные от относительных? (Качественные прилагательные имеют степени сравнения, сочетаются со словом очень, имеют краткую форму).
- Найдите имена прилагательные с нулевым окончанием (холоден, сыр, божий).
- Назовите орфограммы в слове «недавней»?
- Расскажите правило правописания не с прилагательными.
5. Диктант с взаимопроверкой.
Цель: формирование умения различать не- приставку, не- часть корня, не – частицу;
формировать умение видеть ошибку и объяснять правильное написание не
с прилагательным.
Неряшливый вид, небрежный почерк, негромкая музыка; не большой, а маленький дом; совсем не веселое настроение, небольшая, а интересная книга.
6. Работа по развитию речи.
Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением имен прилагательных в речи.
Исправьте грамматические ошибки:
- Мой рисунок более красивее Петиного. (Мой рисунок более красивый. Мой рисунок красивее Петиного).
- Самую интереснейшую сказку написала Алена. (Самую интересную сказку написала Алена. Интереснейшую сказку написала Алена).
- Петин рисунок аккуратен и красивый. (Петин рисунок аккуратный и красивый. Петин рисунок аккуратен и красив).
7. Самостоятельная работа.
Цель: проверить уровень усвоения темы «Правописание сложных прилагательных»;
развивать умение употреблять имена прилагательные в речи.
- Подберите к выделенным словам сложные прилагательные. Объясните их написание.
Настали весенние дни. В прошлогодней траве проглядывают свежие стебельки. Ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на березах.
Слова для справок: (желто)коричневый, (ярко)зеленый, (юго)восточный, (бело)ствольный.
8. Работа с перфокартами.
Цель: проверить уровень усвоения темы «Одна и две буквы н в
суффиксах прилагательных».
Листве…ый лес, румя…ый малыш, серебря…ая посуда, деревя…ый дом, глиня…ый горшок, стари…ые часы, ветре…ый день, тума…ое утро, торжестве…ое событие.
Ключ для самопроверки: Лиственный лес, румяный малыш, серебряная посуда, деревянный дом, глиняный горшок, старинные часы, ветреный день, туманное утро, торжественное событие.
- Когда в именах прилагательных пишется –нн- ? Почему слова оловянный, деревянный, стеклянный называют исключениями?
9. Творческое задание. Звучит музыка (А. Вивальди. Концерт для виолончели №2).
Цель: отработать умение употреблять имена прилагательные в речи.
- Послушайте. Опишите музыку (какая она?) именами прилагательными.
10. Домашнее задание: сочинить сказку (стихотворение) об имени прилагательном как части речи.
11. Итоги урока.
-Какова роль имени прилагательного в речи?
-Какие навыки мы закрепили сегодня на уроке?