Цели:
1. Познакомить детей с согласными звуками [Т, т].
2. Развивать фонематический слух, связную речь, логическое мышление.
3. Познакомить с образом печатной и письменной буквы Т, д.
4. Обогащать словарный запас.
5. Тренироваться в чтении слогов, слияний букв, слов, предложений.
6. Создание атмосферы эмоциональной комфортности на уроке.
Оборудование: разрезная азбука, компьютер, проектор, экран, картинки, магнитная азбука, схемы слов,
Ход урока
1. Оргмомент.
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели.
На меня все посмотрели
И работать захотели.
2. Повторение.
Давайте сначала отправимся в наш город Буквоград.
- Кто пойдёт к доске и покажет в какие окошечки мы можем постучаться, где уже живут наши друзья?
- Назовите согласные буквы, согласные звуки.
- Какая бывает речь?
- Из чего состоит наша речь?
- А сейчас мы с вами встретимся с нашим верным другом.
- Кто знает с кем? Правильно, это собачка Тяв.
- Составьте о нём рассказ.
2 ученика рассказывают, 2 ученика читают отрывки.
Рыбку Тяв хотел поймать,
Рак его за палец – хвать!
А из банки без хлопот
Рыбку отправляешь в рот.
Незнакомый с рыбной ловлей,
Но добычею довольный,
Гордо голову подняв,
Шёл домой обутый Тяв.
- Найдите в тексте слова, в которых есть звук «К».
- Расскажите, что вы знаете о звуке «К».
2. Объяснение нового материала.
А сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с новыми звуками и буквами, и значит, найдём новых друзей в Буквограде.
- В гости к вам пришла бабушка, она всегда рассказывает сказки, а сегодня загадает
вам загадку.
Сегодня к нам придёт новый гость. А кто вы сейчас постарайтесь узнать его (Прослушивается отрывок из сказки «Кот в сапогах»).
- Из какой сказки этот отрывок?
Он пришёл сегодня к вам в гости.
- Давайте с вами скажем слово КОТ.
- Кто пойдёт к доске и найдёт схему для этого слова?
- Что вы слышите сначала? (слияние «ко»)
- А какой звук в конце слова?
- Когда мы произносим его язычок поднимается вверх, упирается в верхние зубы и мы
выдыхаем воздух. А сейчас произнесём этот звук.
- Какой это звук: согласный или гласный? (Согласный, т.к. не образует слога, при его произнесении образуется преграда)
- Какой это согласный звук?
- А скажите, пожалуйста, что у нас сегодня пытался поймать Тяв? (рыбок)
- Он поймал их?
- А мы ему сделаем сегодня подарок. Как вы думаете какой? (рыбок)
- Кто знает, как называются рыбки, которых мы подарили Тяву?
- А сколько мы ему рыбок подарили? (пять)
- Найдите схему к слову ПЯТЬ.
- Что вы слышите в слове ПЯТЬ сначала?
- Какой звук последний?
- А какой это звук? (согласный)
- Почему? (Образуется с преградой)
- Какой это согласный звук? (Мягкий) Произнесём его.
- Как вы думаете глухой он или звонкий?
- Расскажите, что вы узнали о новом звуке «т»?
1. Физминутка.
Имитация детьми действий при произношении чистоговорок.
Ор – ор – ор, держим мы в руках топор.
Ом – ом – ом, дрова мы рубим топором.
Ток – ток – ток, взяли в руки молоток.
Ток – ток – ток – ток, бьёт по шляпке молоток
Часто, не редко, не мимо, а метко.
Ту – ту – ту - ту, дам сметаны я коту.
То – то – то - то, надеваем мы пальто.
Ит – ит – ит - ит, плывёт огромный кит.
Лёт – лёт – лёт - лёт, приземлился самолёт.
Обус – обус – обус – обус, все уселись мы в автобус.
2. Развитие фонематического слуха.
Кот в сапогах предлагает вам поиграть в игру «Поймай звук». Закройте глаза и
хлопните в ладошки, если услышите слова со звуком «т».
3. Упражнение в различии звуков «т; ть».
Кот в сапогах покажет вам картинки: аист, утка, петух, ласточка, альбатрос.
- Как назвать эти картинки одним словом? (птицы)
- Есть ли в этом слове звук «т»?
4. Словообразование.
У нас в гостях девочка Катя. У Кати есть маленький котёнок.
- Как ласково Катя называет своего котёнка? (Котик, котёночек, котишко,
котинька.)
- В каких словах есть звук «т»?
- Какой он? (Усатенький, лохматенький, мохнатенький, пушистенький, хвостатенький,
глазастенький).
- В каких словах есть звук «т»?
5. Знакомство с буквами Т,т.
Кот принёс конверт в нём буквы.
6. Игра «Поймай рыбку».
- Вспомните сказку «Кот в сапогах».
- Кого ловил кот для короля? А сегодня он будет у нас ловить рыбку, но рыбка с
секретом.
- Кто поможет коту? Вытаскивают рыбок из аквариума.
Чтение слогов с буквой «т» учеником, хором (слоги написаны на обратной стороне
рыбок).
7. Работа с разрезной азбукой.
- У кота в сапогах есть родственники. (Картинки пород кошек)
- Покажите, какая кошка вам понравилась и дайте ей кличку (Мурка, Барсик,
Тишка, Рыжик, Пушок).
- Сейчас мы составим слово КОТ (2 ученика у доски, все остальные на парте)
- Как можно назвать ласково? (Котик)
- Как изменить слово КОТ, чтобы получилось слово КОТИК?
- А как бы мы стали составлять кличку животного?
- Теперь составим имя мальчика Никита.
- С какой буквы начнём составлять?
8. Чтение слов с доски.
ТУ/Т С/ТУ/К
9.Чтение слов в учебнике.
- К каким словам подходит схема в учебнике?
10. Чтение текста по предложениям в учебнике.
У Тани кот.
У Сани и Никиты окуни.
А кот тут как тут!
Ну и котик-коток.
- Чей кот?
- Что наловили мальчики?
- Что сказано про кота?
11. Развитие связной речи.
Кот скок на окно.
Кот скок с окна.
Прочитайте рассказ и подумайте, какой бы вы рассказ составили по картинкам.
3. Обобщение.
- С каким звуком вы познакомились?
- Что о нём узнали?
- Покажите, где живёт новая буква в Буквограде?
- Кто был сегодня нашем гостем на уроке?
- Какие животные у вас живут дома?
- Как вы к ним относитесь?
Чтение стихотворения с доски (для хорошо читающих детей).
Я – котик умный и весёлый,
Но никогда не видел школы.
Возьми меня с собою в класс
Я помяукаю для вас.