Цель урока: Обобщить, проанализировать и расширить знания учащихся о воде, её роли в живой и неживой природе, в жизни человека.
Задачи урока.
- Повторить географическую терминологию, номенклатуру.
- Показать необходимость бережного отношения к водным ресурсам, роль каждого человека в решении экологических, экономических проблем гидросферы.
- Совершенствовать логическое мышление и память.
Оборудование: презентация «Вода в природе и жизни человека», диск «Химия, биология, экология», физический глобус.
На каждый стол: мензурка с водой, предметное стекло, стеклянная палочка, колба, стакан с раствором искусственной морской воды, фильтровальная бумага, воронка.
Каждому ученику: карточки – задания (Приложение 1*) атлас 8 класс «География России. Природа», атлас «История и география Пермской области».
Ход урока.
1- 10 слайды (На фоне слайдов читается отрывок)
Учитель географии. «У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца… ты самое большое богатство на свете…».
Учитель химии.
11 слайд. (Слова: аквариум, акватория, акваланг, акварель, аквамарин.)
Понятно ли вам значение этих слов? Предлагаю вам самим сформулировать тему нашего урока, и объяснить какое отношение они к ней имеют.
«Agua» в переводе с латинского языка значит вода. Как алфавит начинается с буквы А так и жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке, животном и растении и уходит из них только вместе с жизнью. Вот почем у девиз урока «Вода – это жизнь».
12 слайд (тема урока, девиз урока)
Вода – самая известная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на земле. И не случайно поэты посвящали ей удивительные строки, вот некоторые из них:
В кружева будто одетыЧто же такое - вода? Как вы думаете, что необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос? Для того чтобы описать вещество необходимо пользоваться следующим планом.
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности только вода.
13 слайд (План описания вещества: 1.Состав. Строение. 2. Нахождение в природе. 3. Значение. 4. Способы получения. 5. Свойства. 6. Применение)
Учитель географии. 14, 15 слайды (На фоне слайдов читается отрывок)
Вся практическая деятельность человека с самой глубокой древности связана с использованием воды и водных растворов. Разнообразными растворами пользовались при изготовлении строительных материалов, красок, стекла, керамики. Производство глиняных изделий, выработка цветной глазури, покрывающей стены подземных гробниц фараонов, искусство бальзамирования, достигшее в Древнем Египте замечательного развития, - всё это основано на растворах, достаточно сложных по составу и умело приготовлявшихся тогда в глубине веков первыми химиками.
Учитель химии. Сегодня по ходу нашего урока вы будете выполнять задания, за работу на уроке будет выставлено две оценки: по географии – за умения применять знания и по химии – за усвоение новых знаний. Откройте тетради, запишите тему урока. И мы предлагаем вам первое задание:
Задание № 1
Допишите значимость воды для жизнедеятельности человека. Знаете ещё больше? Смело дописывайте. Возможности воды не ограничены, ограничено ваше время.
- У источника воды возникли цивилизации (города);
- ……………………………………………………………………………
- ……………………………………………………………………………
- .………………………………………………………………………………
- используется в коммунальном хозяйстве
Учитель географии. Знаменитый мыслитель древности Платон писал о Тартаре – огромном подземном водоёме, из которого берут начало все океаны, моря и реки: «Когда вода отступает в те области, которые мы зовём внутренними, она течёт сквозь землю по руслам тамошних рек и заполняет их, словно оросительные каналы, а когда уходит оттуда и устремляется сюда, то снова наполняет здешние реки и они бегут подземными протоками, каждая к тому месту, куда положила себе путь, и образует моря и озёра, даёт начало рекам и ключам. Это мнение Платона, а какова схема вод суши по вашему мнению.
16 слайд (Схема вод суши) Задание № 2
Заполните схему. Если считаете, что схема неполная, то допишите её самостоятельно.
Учитель химии.
Сегодня любой школьник без труда назовёт формулу воды. Назовите химическое название воды (оксид водорода). Вода относится к сложным или простым веществам? А во времена Платона принимали воду за простое вещество. Вплоть до 18 века считали её неделимым веществом. Предлагаем вам попробовать себя в роли учёных 18 века и предложить свой способ изучения состава воды, вспомнив такие два метода, как анализ и синтез. Природа воды была раскрыта французским химиком Лавуазье и его коллегой математиком Лапласом. Они синтезировали воду из кислорода и водорода, причём масса полученной воды была равна массам водорода и кислорода, участвующих в реакции. Вскоре Лавуазье провёл опыт по её разложению, пропуская водяной пар над раскалённым железом, получил водород. Новый способ получения водорода заинтересовал Парижскую академию наук. Почему? Вода стала причастна к первым полётам на воздушных шарах, открыв путь к практическому воздухоплаванью. Процесс разложения воды имеет большие перспективы, так как водород в будущем – экологическое топливо. Как вы думаете почему? (образуется вода в результате его сгорания) Но пока перед учёными стоит проблема выгодного способа разложения воды и безопасности использования водорода в качестве топлива. Может быть, кто-то из вас в будущем станет великим химиком и решит эти проблемы. Сейчас выполните задание № 3. Определите тип связи и покажите механизм образования воды. Пофантазируйте и нарисуйте модель воды. Эту модель придумал английский учёный Джон Бернал, сидя в аэропорту под шум дождя.
Учитель географии.
17, 18 слайды. (На фоне слайдов читается отрывок)
Советский учёный Вернадский В.И. писал: «Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества – минерала, горной породы, живого тела, которое её бы не заключало. Всё земное вещество…ею проникнуто и охвачено». Если посмотреть на глобус или карту, то становится очевидным, что большую часть земной поверхности занимают океаны, моря, озёра и реки. (Показать учащимся глобус).
Я предлагаю вам вспомнить карту России, в том числе и территорию Пермского края и сыграть в игру «Крестики – нолики», выполнив задание № 4.
водохранилища
Колыма | Зейское | Каспийское |
Байкал | Куйбышевское | Оленёк |
Онежское | Волгоградское | Лена |
реки
Ангара | Аргунь | Витим |
Таз | Байкал | Анадырь |
Кивач | Бия | Таймыр |
озёра
Ханка | Ока | Рыбинское |
Тобол | Телецкое | Вилюйское |
Дон | Днепр | Чудское |
Обь | Ханка | Колыма |
Волга | Байкал | Индигирка |
Рыбинское | Братское | Вилюйское |
Вишера | Косьва | Обва |
Байкал | Обь | Шилка |
Каспийское | Онежское | Рыбинское |
Ханка | Енисей | Зея |
Камское | Воткинское | Широковское |
Телецкое | Иртыш | Северная Двина |
Учитель химии.
Вода – это символ жизни, который необходимый всем живым организмам Земли, в том числе и человеку. Как вы думаете, много ли в вашем теле воды? Чтобы ответить на этот вопрос выполните задание №5. Внимательно изучите пример решения и оформите задачу на вычисление массовой доли воды в организме.
Массовая доля воды в организме человека составляет примерно 80% от массы тела. Найдите массу воды в своём организме.
Дано: m (орг.) = 50 кг w = 80%, или 0,8 . |
Найти: M (воды) |
Решение:
W = m (вода) 100% / m (орг.)
M (вода) = w m (орг.) = 0,8 50 = 40 кг
Ответ: масса воды в моём организме составляет 40 кг.
Учитель химии.
Зачем столько воды нашему организму? Слайд 19. (Диаграмма «Вода в организме»)
Вода входит в состав всех клеток и тканей тела; в ней протекают все биохимические процессы. Установлено, что состав плазмы крови близок к составу воды морей и океанов. В крови содержится 90 % воды.
Вода является той средой, где совершаются процессы пищеварения. Вода вымывает из клеток организма отработанные продукты обмана веществ и выносит их из организма. Для нормальной жизнедеятельности каждому человеку необходимо примерно 2,5 л воды в сутки. При потере воды в количестве 6% от массы тела у человека повышается температура, при потере 10% - нарушается глотательный рефлекс, начинаются галлюцинации, а при потере 12% жидкости человек умирает, как вы думаете почему? (кровь густеет настолько, что сердце не может её толкать). Посмотрите ваши расчёты. Какова для вашего организма критическая норма потери воды - это величина 12 %.
Слайд 20 (…за сутки через ваше сердце проходит 5 000кг крови, что в 150 раз больше массы вашего тела)
Как вы думаете, какова роль воды в организме?
Вода в организме выступает в двух основных ролях – как растворитель, переносчик и регулирует теплоту тела.
Учитель географии.
Мы узнали о роли воды в организме человека. Но и в природе вода выполняет такую же роль. Я предлагаю вам отрывки из научно – популярной литературы, в которых описываются физические свойства воды. Вам предстоит заполнить пропуски в тексте задания №6 и сделать выводы о физических свойствах воды.
1. На нагрев и испарение вод Мирового океана расходуется 2/3 энергии, поступающей от Солнца. Если бы воды на Земле не было, то поверхность планеты очень сильно разогревалась днём, а ночью так же сильно остывала. Т.е вода – удивительный терморегулятор. Летом солнечные лучи несут больше тепла: идут процессы таянья льда, нагревания воды и её испарения (сопровождаются поглощением энергии), а зимой вода охлаждается, конденсируется и кристаллизуется; выделяемая при этом энергия повышает температуру воздуха.
Вода размывает горные породы, растворяет многие вещества.
2. В течение сотен миллионов лет вода неустанно трудится над поверхностью Земли, разрушая горы и материки и откладывая своё богатство на дне океанов и морей. Она универсальный растворитель. Река Везер в Германии протекает через район разработок калийной соли. Растворённые соли она несёт в Северное море. А если бы эту соль доставлять по железной дороге, нужно было бы каждые 55 минут отправлять состав из 40 вагонов по 15 т соли в каждом.
3. Это единственное вещество, которое при обычных условиях существует в трёх агрегатных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.
Учитель химии.
Хотя вода – самое распространённое вещество, химически чистой воды на земле нет, так как всё, что мы в повседневности называем водой, - это растворы различных веществ: кислорода, углекислого газа, всевозможных солей. Именно из растворов веществ усваивают живые организмы большинство химических элементов. Воды, пригодной для употребления в пищу очень мало.
Опыт. Возьмите мензурку, в которой налито 150 мл воды. Условно возьмём эту величину за весь запас воды на Земле. Найдите деление 6 мл – это запас всей пресной воды (в том числе ледники и подземные воды). А теперь с помощью стеклянной палочки капните на предметное стекло небольшую каплю – эта капля и составит для человека весь запас доступной пресной воды от объёма всех мировых водных ресурсов. К какому выводу можно прийти? (Вода – это богатство, к которому надо относиться очень бережно и экономно).
Слайд 21 (Диаграмма «Объём воды на Земле)
Ежегодное потребление воды в расчёте на одного жителя Земли составляет 7 – 8 тонн. Вода необходима для любого производства.
Слайд 22. (На производство 1 т …)
Бездумная эксплуатация природных вод становится причиной истощения благодатной влаги. В реки, моря и океаны сбрасываются отходы человеческой деятельности – промышленные и бытовые стоки, это ведёт к истощению водных ресурсов.
Как это противоестественно – сбрасывать грязь и нечистоты туда, откуда берешь воду для питья!
Слайд 23. Выдающийся политический деятель 20 века Индира Ганди утверждала, что цивилизация – это диалог между водой и человечеством. Согласны ли вы с этим утверждением?
Как вы считаете, какими способами можно очистить воду?
Я предлагаю один из способов очистки – фильтрование.
Опыт «Фильтрование искусственной морской воды, смешанной с осадочными горными породами».
Проанализируйте полученный результат и сделайте вывод: от чего можно очистить воду только с помощью фильтрования. Существуют другие, более качественные способы очистки воды от загрязнения.
Видео «Очистка водоёмов»
Учитель географии. Да, природная вода обладает способностью к самоочищению под влиянием солнечной радиации, жизнедеятельности водорослей, грибов растений и некоторых животных, а также других естественных факторов. Но при сильном загрязнении экосистемы природных водоёмов из–за нарушения биологического равновесия не могут в полной мере осуществлять эту функцию. В итоге это приводит не только к нехватке питьевой воды, но и к гибели животных разных видов.
Антуан Де Сент-Экзюпери в своей книге «Планета людей» сказал о воде удивительные слова: «Ты – величайшее в мире богатство, но и самое непрочное – ты, столь чиста в недрах земли. Можно умереть подле источника, если в нём есть примесь магнии. Можно умереть в двух шагах от солончакового озера. Можно умереть, хоть и есть два литра росы, если в неё попали какие то соли.. ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного, ты – божество, которое так легко спугнуть,…но ты даёшь нам бесконечно простое счастье».
Видео «Круговорот воды в природе».
Учитель химии. Об этом удивительном минерале можно говорить ещё очень много и многое ещё вы узнаете на следующих уроках. Мы же предлагаем вам обобщить все полученные на уроке знания и ответить на вопросы задания № 7.
1. На дне океанов, в тех местах, где близко к поверхности подходит мантия Земли, температура воды может достигать 400 градусов, но вода не закипает, хотя мы знаем, что температура кипения воды 100 градусов. Почему?
2. В горах Казахстана на высоте 1750 м находится Студёное озеро и Рахмановские ключи. Немало веков назад вода этих источников считалась дарованной божеством. Сейчас там курорт.
( В воде есть ионы серебра, так как вода просачивается через серебряные руды)
3. Какова причина образования карстовых форм рельефа на территории Пермского края?.
4. На территории Челябинской области есть озеро. Зовётся это озеро – Сладкое. Женщины все округи грязное бельё стирают только в воде этого озера и при стирке не пользуются даже порошком. Как вы думаете почему?
Учитель географии. Существует одно поучительное предание, которое напоминает нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, приходящими. Царь Дхатусена, правивший на острове Шри –Ланка в 5 веке нашей эры, в ответ на требования мятежников показать тайники, где спрятаны несметные царские сокровища, привёл своих неразумных врагов к созданному им искусственному озеру Калавена, имевшему 80 км в окружности. Озеро спасло жителей острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть моё богатство».
Домашнее задание. Задаётся учащимся на неделю.
Викторина для повторения.
- В каком море самая солёная вода? Самая горячая вода +44 º С?
- Этот европейский город стоит на четырнадцати островах. Назовите этот город и укажите, столицей какого государства он является?.
- Этот крупнейший город Европы стоит на одноимённой реке. Назовите город и укажите, столицей какого государства он является?
- Перечислите города, в названии которых упоминаются реки.
- Назовите плавающую птицу, лишённую способности летать, которая является символом одного из полюсов Земли?
- Этот крупнейший город Америки стоит на одноимённой реке. Назовите город и укажите столицей какого государства он является?
- «Agua» в переводе с латинского значит «вода». Назовите как можно больше слов, используемых в русском языке, в составе которых упоминается латинское название воды. Разъясните значение этих слов.
- Назовите вид живописи, роспись водяными красками по свежей, сырой штукатурке. Такая роспись широко использовалась при внутренней отделке древних храмов.
- Назовите бога морей, всех источников и вод в греческой и римской мифологии.
- В древнеславянской мифологии упоминается Перун. Кто он такой?
- Кто из учёных впервые осуществил анализ и синтез воды? Когда это произошло? Какое это имело значение?
- Какое физическое явление лежит в основе процесса растворения? Как ускорить процесс растворения в воде: а) твердого вещества, например сахара; б) газа, например углекислого газа?
- Что общего между кораллами и жемчугом?
- Почему воду используют для тушения огня?
- Известно твёрдое водородное соединение, которое в огне не горит и в воде не тонет. При взаимодействии его расплава с некоторым соединением меди (II) белого цвета образуется вещество голубой окраски. О каком водородном соединении идёт речь?
- Что такое дистилляция? На чём основан этот метод разделения смесей?
- Что такое дистиллированная вода? Можно ли её использовать в качестве питьевой?
- Что такое жёсткая вода? Как можно умягчить жёсткую воду?
- Что такое серебряная вода? Как её можно получить? Какими свойствами она обладает?
- В дистиллированной воде приготовили настой лечебных плодов – шиповника, черники, калины, малины. Настой проводит электрический ток. Почему?
*Приложение можно получить у автора статьи