Цель. Формировать у учащихся новые понятия: инфекционные заболевания, предупредительные прививки; расширять кругозор детей; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: иллюстрации здорового образа жизни (презентация).
Ход урока
1. Постановка проблемы и актуализация знаний.
Обсуждение творческого вопроса с прошлого урока.
Проблемная ситуация. Диалог на с. 61 и задание 1.
Лена: Мне приснилось, что маленькие гадкие микробы ползают по мне изнутри и хотят съесть заживо.
Миша: Ну что ты, организм этого не допустит. Только надо ему немножко помочь.
Актуализация.
Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо вспомнить, что они уже знают.
- Вспомни, что тебе известно о микробах.
- Какие ткани защищают нас от микробов?
- По каким признакам можно понять, что человек болен?
2. Ученики определяют тему урока.
Совместное «открытие» знаний.
Вступительное слово учителя.
В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя — сыновья часто и подолгу болели.
Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: «Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях». Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья для детей своей страны.
• От чего же зависит здоровье человека?
• Что является причиной заболеваний?
— Причины болезни изучает маленький ручеек. Послушайте!
Бежит маленький ручей
Средь цветов и средь камней.
И людей, и зверей
Поит он водой своей.
Часто жалуются люди
На болезни и недуги.
У зверей сложна судьба,
В то же время — жизнь длинна,
И дубы растут лет сто,
Коль не срубит их никто.
Вот прозрачный ручеек —
Задает себе вопрос:
«Почему болеют люди?
Что их так несчастных губит?»
И решил вопрос он этот
Всем задать, кого ни встретит:
Розе, пальме, кабану,
Тигру, дикому коту.
— Что же ответили ручью растения и животные?
По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость — это особая мудрость, и болезни ее боятся.
Высокая стройная пальма ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям. А жестокость — это путь к гибели и болезням. Люди часто обманывают друг друга.
Тигр отметил, что люди не верят в свои силы, в себя и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми.
Дикий кот считает, что человек часто бывает неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью.
Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают и это тоже вредит их здоровью.
А как вы думаете, что является причиной заболеваний? (Подводят итог).
Мы часто говорим о заразных болезнях. В медицине такие болезни называют инфекционными. В переводе с латинского слово инфекция означает заражать, портить. Заразиться можно от больного человека или животного (собаки, кошки). В распространении целого ряда заразных болезней принимают участие кровососущие насекомые: вши, блохи, комары, москиты, слепни, клещи и др.
Инфекция распространяется микроорганизмами (микробами), которые «живут» в воздухе, воде, пище, земле, на поверхности игрушек и книг.
Источником заражения может быть кровь больного человека. Это может произойти при переливании крови или использовании медицинских инструментов, например одного и того же шприца несколькими людьми или при лечении зубов.
Замечено, если человек перенес какую-нибудь инфекционную болезнь, он уже ею больше не заболеет. У организма появляется невосприимчивость к такой болезни — иммунитет.
• Как искусственным способом можно приобрести иммунитет?
— Делали ли вам прививки?
— От каких болезней?
В результате прививки человек заражается вирусом в безопасной для себя форме, и организм приобретает способность сопротивляться болезни, т.е. иммунитет.
Игра-соревнование «Кто больше знает?»
Назовите известные вам инфекционные заболевания и возможные способы заражения ими. (Ангина, бешенство, ветрянка, грипп, дизентерия, дифтерия, желтуха, коклюш, корь, конъюнктивит, краснуха, менингит, свинка, скарлатина, столбняк, энцефалит.)
— Кто из вас болел какой-нибудь из перечисленных болезней?
• Где можно встретить возбудителей заболеваний?
• Какие системы органов участвуют в защите нашего организма от различных возбудителей?
• Если возбудители попали в организм, то какие клетки вступают с ними в борьбу? По каким признакам можно понять, что человек заболел? (Высокая температура, озноб, головная боль, насморк, тошнота и др.)
Проанализируйте ситуацию.
(Можно также использовать стихотворение С. Михалкова «Грипп».)
Катя сегодня из школы пришла,
С книжками вместе болезнь «принесла.
Кашляет, чихает, слезы вытирает.
У нее несчастный вид — очень голова болит,
Нос припух, температура — видно, ей нужна микстура.
И глотать ей тоже больно — очень Катя недовольна.
Надо ей учить уроки — она мается в дремоте,
Надо маме помогать, а она не может встать,
Пора подруге позвонить — трудно громко говорить.
В общем, встали все дела — так хвороба подвела.
Невзирая на протест, ей поставили компресс,
Хоть не хочется лечиться — с процедурами Катя мирится,
Надо ту болезнь прогнать, чтоб здоровой снова стать:
В школу бегать, песни петь — надо многое успеть.
•Чем отличается заболевший человек от здорового?
•Как вы думаете, приятно человеку болеть?
• Работа по учебнику.
• Как помочь больному?
• Отчего же мы все-таки иногда заболеваем? Работа с рисунком на с. 61. (Гипотезы.)
• Задание 2 и З на с. 51.
• Почему при заболевании повышается температура?
(Высокая температура губительна для микроорганизмов, ускоряет приток крови с белыми кровяными клетками.)
• Что при этом произойдет с возбудителями?
Как помочь больному при ознобе:
- укутать;
- дать теплое питье (чай с малиной, вишней);
- положить грелку.
При высокой температуре:
- чаще проветривать комнату;
- давать часто питье;
- положить на голову холодный компресс;
- сделать обтирание (1 ст. ложка водки, 1 ст. ложка воды, 1 ст. ложка уксуса)
• Как еще можно помочь организму? Какая система органов будет в этом участвовать? (Рис. нас. 61.)
Вспомните сказку о докторе Айболите. Он один лечил зверей от всех болезней.
— Кто лечит вас, когда вы болеете?
— Как называется врач, который лечит на дому взрослых? (Терапевт.)
— Детей? (Педиатр.)
— Зубы? (Стоматолог.)
— Глаза? (Окулист.)
— Уши, горло, нос? (Отоларинголог.)
— Делает операции? (Хирург.)
Есть еще много других врачей, но мы познакомимся пока с работой только этих врачей.
— Какие лечебные учреждения вы знаете?
— Чем они отличаются и что у них общего?
• Задание 5 нас. 62.
Самостоятельное применение знаний.
• Вопросы на с. 53.
Как вы думаете, хорошее у вас здоровье? Посмотрите, друг на друга, скажите, как выглядит здоровый человек.
Игра-соревнование «Кто больше знает?»
Дети называют признаки, характеризующие здорового человека. (Веселый, бодрый, энергичный, у него чистая кожа, блестящие волосы, хороший сон и др.)
Тест «Твое здоровье»
(Ставьте «+» или «-»)
- У меня часто болит голова.
- У меня часто бывает насморк.
- У меня больные зубы.
- Иногда у меня болит ухо.
- У меня нередко болит горло.
- Каждый год я болею гриппом.
- Иногда меня тошнит.
- Некоторые продукты и лекарства вызывают у меня аллергию.
- Ко мне легко прилипают всякие болезни.
Чего получилось больше: «+» или «—»?
Как вы думаете, что необходимо делать, чтобы улучшить или сохранить свое здоровье?
— Улыбаться, говорить друг другу добрые слова.
— Есть полезную пищу.
— Чистить зубы. Мыть руки.
— Выполнять физические упражнения и т.д.
Вот как заботится о себе герой стихотворения:
Почему я не болею, почему я здоровее
Всех ребят из нашего двора?
Потому что утром рано
Заниматься мне гимнастикой не лень,
Потому что водой из-под крана
Обливаюсь я каждый день.
Игра «Полезно — вредно». Назовите, что для здоровья полезно, а что вредно.
Итог урока.
• Как часто мы можем болеть гриппом, ангиной, ветрянкой, корью? Почему? (Проверка с помощью чтения учебника).
•Что нового узнали на уроке?
Используемая литература:
- Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина «Школа докторов природы». Москва. «Вако». 2005.
- Н. Коростелёв «50 уроков здоровья». Москва. «Детская литература». 1991.