Цели:
- повторить и систематизировать знания о сказках; работать над формированием ОУУН: отвечать на вопросы, сравнивать, обобщать;
- развивать творческие способности, воображение, чувство юмора
- способствовать воспитанию любви к сказкам, к литературе, как к учебному предмету; прививать читательский интерес
Ход урока
1. Сообщение темы:
- Сказка – друг детства. Встреча со сказочными героями всегда радостна, хочется ещё раз прочитать литературное произведение, представить себя героем, придумать своё продолжение, немного пофантазировать…
- Давайте знакомые книжки откроем
И снова пойдём от страницы к странице:
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
<Приложение.Слайд 1>
2. «Интеллектуальная разминка» по сказкам К. Чуковского.
- Исправьте ошибки и назовите сказку:
Муза – Цокотуха
Кутаница
Федорино море
Худо – дерево
Крашеное солнце
Гадость
<Приложение.Слайд 2>
- А вы можете прочесть строки из этих сказок наизусть?
- А знаете ли вы о том, что К.Чуковский не сразу стал детским поэтом? Долгое время занимался литературной критикой и переводами. А сказки родились случайно и много позже, на них выросло несколько поколений детей…
3. «Сказочные объявления».
- Попробуйте угадать, о каких сказках идёт речь, и кто из её героев мог дать такие объявления?
- Кто желает поменять старое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку…
- Модницы и модники! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить?
Наш адрес…
- Для работы в хозяйстве требуются: повар, конюх, плотник. Выплачиваются премиальные и вознаграждения по итогам работы за год. Обращаться по адресу…
- Кто автор этих сказок? А вы можете придумать «своё объявление» к этим и другим сказкам А.С.Пушкина? Назовите другие сказки А. С. Пушкина. А знаете ли вы, кто в детстве рассказывал народные сказки маленькому Саше Пушкину и привил ему любовь к сказке?
<Приложение.Слайд 3.>
4. «Придумай новую сказку»
- Прочитайте слова и найдите лишнее:
девочка, лес, цветы, волк, бабушка, вертолёт.
- Как называется сказка и кто автор?
- Придумай новую сказку про Красную Шапочку, в которой будет вертолёт.
<Приложение.Слайд 4>
5. «Сказочный судья».
- Представьте, что вы находитесь на заседании сказочного суда. Изобразите обвинителя:
Старуха Шапокляк обвиняется за …
Емеля…
Почтальон Печкин…
Карлсон…
<Приложение.Слайд 5, 6>
6. «Сказочный переполох».
- Найдите ошибки в именах сказочных героев: - Кто автор этих сказок?
Жёлтая Шапочка
Мальчик и Карлсон
Стойкий железный солдатик
Приключения Знайки и его друзей
Гадкий цыплёнок
Луковый мальчик
Винни - Пух в сапогах
Кот в босоножках
<Приложение.Слайд 7>
7. Исправь ошибки в сказке:
«Машенька говорит:
- Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик?
Только волк вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в ящик, а на голову себе корзину с ягодами поставила.
Вернулся волк, видит – ящик готов. Взвалил на спину и пошёл в деревню».
<Приложение.Слайд 8>
- Назовите другую русскую народную сказку, в которой встречаются эти персонажи.
8. Итог: - Наш урок заканчивается, но не заканчивается встреча со сказкой - с другом детей и взрослых…Мы продолжаем читать сказки – авторские и народные, русские и сказки других народов.
«Живёт в каждой сказке какой-то герой,
Мечтает герой подружиться со мной»
<Приложение.Слайд 9>
Литература: И.В. Блинова «Занимательные сказочные материалы». Издательство «Учитель,Волгоград, 2008 г.