Сотрудничество с родителями в рамках формирования корпоративной культуры дошкольного образовательного учреждения

Разделы: Работа с родителями


Общество, в котором живёт современное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), – это общество социальных перемен, имеющих необратимый характер. В связи с этим существенной задачей сотрудников становится формирование корпоративной культуры образовательного учреждения.

Корпоративная культура – понятие, которое пришло в современную педагогику сравнительно недавно из практики современного менеджмента. Этим термином обозначается психологическая атмосфера, которая создается в образовательном учреждении. Она основывается на этических и эстетических нормах взаимоотношений, которые существуют в данном учреждении.

Современный менеджмент определяет корпоративную культуру как совокупность ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, правил и норм поведения членов организации, регулирующих их деятельность и взаимоотношения.Эти ценности находят своё выражение и передаются каждому участнику образовательного процесса через символические средства духовного и материального порядка.

Корпоративная культура самым непосредственным образом связана с эффективностью организации, качеством предоставляемых образовательных услуг.

Существует множество каналов, при помощи которых можно транслировать и развивать корпоративную культуру образовательного учреждения. Поскольку дошкольное учреждение – это группа людей, которые координируют свои действия для достижения общих целей, то одним из важных направлений в формировании корпоративной культуры является работа с родителями, то есть педагогическое просвещение и развитие родителей воспитанников детского сада.

Формирование взаимодействия с родителями основано на определённых аспектах. В качестве примера можно привести конкретные корпоративные принципы:

  1. Постоянное развитие и совершенствование взаимодействия родителей и педагогов. Реализация этого заключается в адекватной оценке себя, определении своих сильных и слабых сторон, желании совершенствовать как индивидуальные знания, умения и навыки, так и коллективные. Много внимания уделяется обучению, повышению педагогической культуры родителей. Но помимо того, родителей достаточно приглашать на внутренние обучающие семинары-практикумы, мастер-классы. Данные мероприятия изначально строятся на основе принципов самоопределения в собственном развитии. Идея сама по себе не нова. Суть ее заключается в том, что родители и педагоги сами разрабатывают и проводят тематику семинаров, мастер-классов.
  2. Оптимизм. Стремление дарить участникам образовательного процесса (детям, родителям, коллегам) радость. Родители воспитанников чувствуют себя настолько сильными, что могут отдавать свое тепло, свое положительное ощущение жизни другим. Они убеждены, что несут в себе мощный позитивный заряд. Это отражается на отношениях в диадах: «родитель-ребёнок», «родитель-педагог», «родитель-руководитель».
  3. Мы несем ответственность за то, что говорим и делаем. Говоря о работе с родителями, не бывает незамеченных мелочей и ошибок, в общении с родителями всё важно и внешний вид, речь, голос, жесты, интонация, поэтому следует быть всегда предельно внимательным к тому что? и как? мы делаем, говорим.
  4. Взаимная поддержка. Руководствуясь данным положением, люди всегда могут сказать о себе: «Мы работаем командой. Мы одна семья. Мы уважаем и поддерживаем друг друга». В учреждении высоко ценится умение работать в тесном сотрудничестве.

Рассмотрим подробнее основные характеристики родителей воспитанников в рамках корпоративной культуры учреждения:

  • осознание себя и своего места в образовательном учреждении;
  • коммуникативная система и язык общения;
  • внешний вид, одежда и представление себя в детском саду;
  • обычаи, привычки и традиции;
  • восприятие времени, отношение к нему;
  • взаимоотношения между родителями, родителями и педагогами, родителями и детьми;
  • ценности и нормы;
  • традиции детского сада.

В связи с этим, в рамках формирования корпоративной культуры детского сада проводятся разного рода мероприятия:

  1. Формирование информационного поля дошкольного учреждения облегчает доступ к деятельности детского сада и определяет место, роль и функции родителей как участников воспитательно-образовательного процесса. С этой целью разрабатываются мероприятия, разграниченные по блокам и направленные на своевременное включение родителей в образовательный процесс. (см. Приложение 1)
  2. Родители постоянно информируются о мероприятиях внутри учреждения. Обмен информацией между родителями и педагогами происходит постоянно по электронной почте, в локальных документах.
  3. Описание норм и правил поведения, нормы- это средства регуляции поведения родителей и педагогов, общие правила, действующие непрерывно во времени и обязательны для всех; это требование, предписание, пожелание и ожидание от родителей определенного поведения, это может быть выражено в кодексе корпоративной культуры ДОУ в содержание которого включают:   
  4. 4. Построение чёткой и отлаженной коммуникативной стороны общения, включающая виртуальные и невербальные каналы. Это общение осуществляется с помощью различного рода коммуникаций. В процессе общения все участники образовательного процесса (педагоги, дети, родители) дошкольного учреждения обмениваются знаниями, опытом, научной, методической, педагогической информацией. Взаимодействуя, они достигают договоренности о совместной деятельности, устанавливают единство идей, настроений, взглядов; достигают общности мыслей, переживаний, установок по отношению к различным событиям, другим людям, самим себе. При общении передаются манеры, обычаи, стили поведения, проявляются сплоченность и солидарность, отличающие групповую и коллективную деятельность. Налаженная коммуникационная система - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между всеми участниками образовательного процесса, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.
  5. Ежемесячное поздравление детей и родителей-именинников в уголке «С днем рождения!»
  6. Празднования традиционных мероприятий: День рождения детского сада, Новый год, 8 Марта, где родители принимают активное участие.

Таким образом, перечисленные мероприятия формируют фирменный стиль, имидж дошкольного учреждения и дают возможность занять своё место в сознании родителей как клиентов образовательных услуг. Позитивная корпоративная культура повышает лояльность родителей, для которых воспитание и развитие их детей является жизненной ценностью. И можно сделать вывод, что если детский сад занимается процессом формирования корпоративной культуры, придает ей должное значения, то он обречен на развитие, так как выжить в современных рыночных условиях учреждение может только с сильной сплоченной командой всех участников образовательного процесса, то есть с эффективной корпоративной культурой.

Список литературы

  1. Берн Э. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», Москва, 2000
  2. Джерелиевская М.А. «Установки коммуникативного поведения», Москва, 2000
  3. Дугина О.В. Корпоративная культура и организационные изменения // Управление персоналом. -2000 - № 12
  4. Почепцов Г.Г. «Теория коммуникации», С-Пб, 2001
  5. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика. — С-Пб.: Питер, 2001 –13 с.