ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно программе опытно-экспериментальной работы школы по проблеме «Личностно ориентированное обучение и воспитание учащихся на основе данных мониторинга» одним из направлений этой работы является поиск новых форм по профессиональному самоопределению и социализации учащихся старших классов с учетом их интересов и способностей.
Учитывая важную роль технологического образования учащихся для развития личности и социализации школьников в современных экономических условиях. Региональные особенности отсутствие на территории района учреждений начального и среднего профессионального образования. Потребность предприятий в рабочих специальностях. Невозможность массового выезда учащихся за пределы района для обучения по массовым и востребованным рабочим профессиям по различным социально экономическим причинам. В порядке внутреннего эксперимента по отработке одной из моделей профильного обучения для учащихся с недостаточно высокой мотивацией к учению, школа планирует открытие класса с профильной технологической подготовкой.
Курс производственного обучения состоит из нескольких разделов:
- Основы предпринимательства;
- Введение в художественное проектирование;
- Творческое проектирование;
- Работа с тканью («ШВЕЯ»).
Основная цель данного курса – сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специальностях.
В ходе занятий по этому курсу решаются следующие задачи:
- обобщение у учащихся знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
- раскрытие целей, задач, функций, сущности предпринимательства и его роли в экономической жизни общества, вооружение знаниями о предпринимательстве;
- сформирование первоначальных умений участия в предпринимательской деятельности;
- освоение некоторых методик и приемов выбора своего дела, принятия решений, умения анализировать и оценивать экономическую ситуацию;
- сформирование экономической культуры, экономического мышления;
- овладение массовой профессией «швея» осуществляется на базе широкой общеобразовательной подготовки, в тесной взаимосвязи с ней, на основе оптимального сочетания теоретического и практического обучения, преемственности с обучением по программе технология в 5-7-х классах и первоначальной профессиональной подготовкой по профилю;
- использование метода проектов позволит на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения;
- работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечив для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивания и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах;
- воспитание у учащихся бережного отношения к ресурсам, трудолюбия, гуманности, порядочности.
- использование в качестве объекта труда изделий и оформление их с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентности и при реализации;
- развитие эстетического вкуса.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества;
- принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования;
- порядок создания предприятий малого бизнеса;
- условия прибыльного производства;
- роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей;
- значение правильного самоопределения для личности и общества;
- возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств;
- перспективы развития техники;
- основные свойства волокон и тканей, зависимость свойств, тканей от вида переплетений;
- виды соединения деталей в швейных машинах;
- правила измерения фигуры человека, условные обозначения мерок, особенности моделирования изделий;
- назначение, конструкцию, технологию выполнения и условные графические обозначения швов;
- технологическую последовательность поузловой обработки;
- экономную раскладку выкройки на ткань;
- правила подготовки и проведения примерки;
- выявление и исправление дефектов изделия;
- технологические приёмы выполнения аппликаций из различных материалов;
- условия труда и требования к дизайнерам и стилистам по технологии обработки тканей.
Учащиеся должны уметь:
- изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план;
- проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями;
- соблюдать правила санитарной безопасности, гигиены, безопасности работы в мастерских;
- применить ткани из разных видов волокон в швейных изделиях;
- работать с журналами мод, читать, строить чертежи, снимать и записывать мерки, моделировать выбранные фасоны изделий;
- выполнять машинные швы;
- выполнять раскрой ткани;
- выполнять окончательную отделку изделия с вышивкой или аппликации;
- выполнять влажно-тепловую обработку изделий.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Тема |
Количество учебных часов |
|
Основы предпринимательства |
28 |
1 | Предпринимательство: сущность, цели, задачи |
2 |
2 | Принципы и формы предпринимательства |
2 |
3 | Основные документы в деятельности предпринимателя |
2 |
4 | Технология создания предприятия |
2 |
5 | Источники финансирования предпринимательства |
2 |
6 | Менеджмент в деятельности предпринимателя |
2 |
7 | Трудовой коллектив |
2 |
8 | Производительность и оплата труда |
2 |
9 | Маркетинг в деятельности предпринимателя |
2 |
10 | Себестоимость производства товаров и услуг |
2 |
11 | Цены товаров и услуг |
2 |
12 | Финансовая деятельность предпринимателя |
2 |
13 | Прибыль и налоговая служба |
2 |
14 | Бухгалтерский учет в деятельности предпринимателя |
2 |
|
Введение в художественное конструирование |
20 |
1 | Развитие материальной культуры и прикладного искусства |
2 |
2 | Зарождение и становление дизайна |
1 |
3 | Дизайн в России. |
2 |
4 | Формообразование |
2 |
5 | Практическая работа |
2 |
6 | Композиция |
2 |
7 | Практическая работа |
4 |
8 | Цвет |
1 |
9 | Практическая работа |
4 |
|
Творческое проектирование |
20 |
1 | Выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей |
2 |
2 | Оценка интеллектуальных, материальных возможностей, необходимых для выполнения проекта |
2 |
3 | Сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы, обращение к банку данных |
2 |
4 | Разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических ограничений |
2 |
5 | Планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности: оценка качества выполненной работы, защита проекта |
12 |
|
Работа с тканью « Швея» |
68 |
1 | Основные сведения о швейном производстве |
8 |
2 | Сведения о швейных материалах |
2 |
3 | Устройство и работа швейной машины |
6 |
4 | Технология ручных работ |
6 |
5 | Технология машинных работ |
20 |
6 | Технология обработки деталей и узлов швейных изделий |
26 |
|
ВСЕГО (4 часа в неделю) |
136 |
1. ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА – 28 часов
Предпринимательство: сущность, цели, задачи (2 ч.)
История предпринимательства в России. Поиск своего дела. Предприниматели – творцы бизнеса, организаторы и производители товаров и услуг. Предпринимательство как вид деятельности
Принципы и формы предпринимательства (2 ч.)
Нравственные и деловые качества предпринимателя. Стратегия предпринимательства. Тесты на выявление и оценку предрасположенности к предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства в России: индивидуальное частное предпринимательство с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого и открытого типов.
Деловая игра. «Прибыльная идея».
Основные документы деятельности предпринимателя (2 ч.)
Устав и учредительный договор и их разработка.
Технология создания предприятия (2 ч.)
Основные сферы предпринимательской деятельности: финансы, торговля, производство, услуги.
Деловая игра. «Поиск».
Источники финансирования предпринимательства (2ч.)
Деловая игра. «Уставной капитал».
Менеджмент в деятельности предпринимателя (2 ч.)
Понятие о менеджменте, его целях и задачах. Ресурсы предприятия. Внутренняя и внешняя среда. Коммуникации. Предпринимательская этика и предпринимательский климат.
Деловая игра. «Предприниматель – руководитель фирмы».
Трудовой коллектив (2 ч.)
Понятие о трудовом коллективе. Условия найма. Контрактная форма найма. Рабочий день и его использование.
Деловая игра. «Контракт».
Производительность и оплата труда (2 ч.)
Понятие о производительности труда. Пути повышения индивидуальной и коллективной производительности труда. Понятие об оплате труда. Системы оплаты труда: повременная и сдельная, договорная.
Маркетинг в деятельности предпринимателя (2 ч.)
Понятие о маркетинге. Методика поиска рынков сбыта товаров и услуг. Прямые и косвенные затраты.
Себестоимость производства товаров и услуг (2 ч.)
Понятие о себестоимости товаров и услуг. Пути снижения себестоимости продукции. Прямые и косвенные затраты.
Деловая игра. «Деловой план».
Цены товаров и услуг (2 ч.)
Цены у производителя и у продавца. Соотношение цены и стоимости. Сущность понятия цены товаров и услуг. Стратегия цен.
Финансовая деятельность предпринимателя (6 ч.)
Понятие о финансовой деятельности. Прибыль как источник расширения производства, оплаты труда и риска предпринимателя. Кредит и его цена. Отношения с банками.
Предприниматель и налоговая служба.
Понятие о налогах. Их значение в развитии государства. Виды налогов. Льготы по налогообложению. Ответственность налогоплательщика.
Бухгалтерский учет в деятельности предпринимателя.
Деловая игра. «Анализ хозяйственной деятельности предприятий».
2. ВВЕДЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ – 20 ч.
Развитие материальной культуры и прикладного искусства (2 ч.)
Единство красивого и функционального в народном искусстве.
Значение канонов для сохранения и рационального развития предметной среды. Общие сведения о народных ремёслах.
Зарождение и становление дизайна (1 ч.)
Развитие машинного производство и деятельность У. Морриса, Г. Земпера. Создание в Германии П. Бернсом художественно-промышленного союза.
Дизайн в России (2 ч.)
Деятельность В. Е. Татлина. Открытие Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), преобразование их в институт (ВХУТЕИН). Первые отечественные разработки «инженерного» дизайна.
Бурное развитие дизайна в послевоенные годы. Единство эстетики и техники. Внедрение художественного конструирования во все области промышленного производства: бытовых предметов, одежды, транспорта, строительства и др.
Современные промышленные изделия и влияние дизайна на их потребительские качества и конкурентоспособность.
Формообразование (2 ч.)
Факторы, влияющие на формообразование: социальные (развитие общества, его запросы, благосостояние, традиции), функция, выполняемая вещью, и её формы, эргономические требования к изделию (человеческий фактор). Изменение формы изделия под воздействие выбора того или иного материала для его изготовления.
Влияние на форму изделия технологии и последовательности производства, ремонтоспособности и др. Форма, размер изделия и их взаимосвязь со средой в которой предполагается эксплуатировать проектируемое изделие.
Практическая работа (2 ч.)
Составление эскизов несложных бытовых изделий с учётом формообразующих факторов: шкатулка для рукоделия, рама для фотографии.
Композиция (2 ч.)
Геометрическая форма. Зрительное восприятие массивности предмета в зависимости от геометрической формы и фактуры.
Влияние текстуры на восприятие формы. Пропорции. Контраст, нюанс, тождество. Масштабность. Антропометрические данные. Ритм. Метрические, динамические ряды. Понятие о модуле.
Симметрия и виды. Композиция: фронтальная, объёмная, глубинно-пространственная. Членение и группировка элементов композиции.
Практическая работа (4 ч.)
Выполнение эскизов предмета с целью получить простую, функциональную, конструктивную и эстетически значимую форму.
Цвет (1 ч.)
Цветовой тон, яркость. Ахроматические и хроматические цвета. Тёплая гамма и холодная. Дополнительные цвета. Светотень и зрительное восприятие объёма.
Практическая работа (4 ч.)
Решение цветового оформления изделия или группы простых предметов. Используются в качестве основы удачные эскизы, уже выполненные учащимися.
3. ТВОРЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ – 20 часов
Проект – самостоятельная творческая работа. Этапы выполнения проектов.
Проблема. Осознание проблемной области.
Выявление конкретной потребности.
I мини-исследование. Определение конкретной задачи и её формулировка.
Выявление основных параметров и ограничений.
II мини-исследование (выявление традиций, истории, тенденций)
III мини-исследование. Построение «звездочки обдумывания».
Разработка идей, вариантов.
Выбор материала, инструментов, оборудования.
Технологический этап.
Художественное моделирование. Конструирование.
Техническое моделирование.
Изготовление изделия.
Завершение практической работы над проектом. Составление и оформление отчета. Экономические расчеты. Определение себестоимости изделия. Оформление творческого проекта с помощью ЭВМ. Самооценка. Приложение 2
Защита проектов. Подведение итогов работы над проектами. Организация выставки лучших работ. Приложение 1
ЛИТЕРАТУРА
- Ю.Л. Хотунцев. Программы «Трудовое обучение – технология». - М.: Просвещение, 1997.
- Программы «Профессиональное обучение». Москва. Просвещение, 1986.
- И.П. Арефьев. Профориентация учащихся в «Технологии». Журнал «Школа и производство» № 2, 2001.
- С.Н. Чистякова. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера». - М.: Просвещение, 1996.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждена приказом Министерства образования России № 2783 от 18.07.2002.
- Методическое письмо Департамента общего среднего образования № 892/11-12 от 03.06.99 «Об обязательном минимуме содержания общего среднего (полного) образования по «Технологии» и особенностях профессиональной подготовки обучающихся».
- Решение Всероссийской научно-практической конференции «Технологическое образование: состояние, проблемы и перспективы развития», г. Иркутск, 26-30.09.2002.
- Решение коллегии Министерства образования РФ № 14/1 от 27.06.2000 «О проблемах и перспективах развития образовательной области «Технология» в ОУ РФ и подготовке учащихся к трудовой деятельности».
- Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии для старших классов полной средней школы (для технологического профиля и непрофильного обучения).