Как сберечь здоровье наших детей? С этой проблемой мы сталкиваемся с самого рождения. Поэтому эта статья направлена к нам родители и педагоги.
Заболел ребенок это всегда переживания, бессонные ночи и мысли как помочь ребенку.
Да и я сама столкнулась с этой проблемой, когда мой сын пошел в школу. Первый класс, сколько разных эмоций и переживаний связанно с этим событием. Куда отдать своего ребенка? Как найти лучшую школу, лучшего учителя. Все для того, чтобы нашим чадам было комфортно. Но, выбрав самую лучшую школу и учителя, это не гарантия, что наши дети будут расти крепкие и здоровые. По моему твердому убеждению нужно создать сначала здоровый и доброжелательный микроклимат в школьном и классном коллективе. Чтобы каждый ребенок чувствовал себя нужным и значимым, и развивался гармонично в той среде, куда он попал. А наша задача педагогов и родителей помочь нашим детям. Да именно помочь, а не ставить детям с первого класса штампы. Мы должны любить и принимать детей такими , какие они есть, а не хотеть от них невозможного. Это первое и самое главное условие в нашей работе.
Проводя статистику детских заболеваний, я сделала вывод, что дети чаще начинают болеть, когда идут в школу, а также происходит обострение имеющихся у детей заболеваний. Почему так происходит?
- нарушение осанки
- хронические бронхиты
- хронические гастриты
- хронические пиелонефриты
- ожирение
- ВСД
Это лишь малый перечень тех заболеваний, с которыми мы сталкиваемся.
Задача педагогов создать эти комфортные условия ни только детям, но их родителям. Поэтому одной из первых и главных задач мы считаем работу с родителями. Эта работа проводится с целью привлечения внимания родителей к проблеме здоровья. В нашей школе налажена работа родительской лектории с доминирующей тематикой здоровьесбережения. Выработаны единые требования семья и школа к сохранению здоровья школьников. Мы считаем, что самое главное создание здорового микроклимата – это первая составляющая, как сберечь здоровье наших детей. Здоровый психологический климат в коллективе – это 50 процентов успеха.
Поэтому первое, что мы сделали, научили учителей. Педагогами нашей школы была разработана структура образовательной среды, способствующая формированию здорового ребенка.
Давайте подробно рассмотрим основные элементы этой схемы, которые успешно реализуются в нашей школе.
Приоритетными направлениями в работе педколлектива стали:
- сохранение и укрепления здоровья школьников.
- воспитание внутренней потребности вести здоровый образ жизни.
Сегодня нет необходимости убеждать учителя, что здоровье детей наша первоочередная задача.
Психологический климат в коллективе значительно улучшился, да и здоровье тоже. Учителя реже стали уходить на больничные, а дети реже болеть.
В нашей школе благодаря работе в направлении здоровьесберегающих технологий с 2003года снизился уровень заболеваемости наших детей, приведенная ниже таблица поможет вам убедиться в этом. Анализ результатов углубленного медицинского осмотра позволяет наблюдать тенденцию к развитию здоровьесберегающей среды в школе.
Средний показатель заболеваемости учащихся.
Показатель |
2003-2004 |
2004-2005 |
2005-2006 |
ОРВИ, грипп |
21% |
22% |
19% |
Инфекционные |
4% |
4,6% |
3,8% |
Хронические заболевания |
6% |
4% |
3,7% |
Дети, не болевшие в течении года |
36% |
42% |
44% |
Дети, часто болевшие в течении года |
13,3% |
11% |
9,1% |
В нашей школе в рамках проекта « Культура здоровья» в течении 5 лет работает программа «Здоровая школа». Каждый первый понедельник месяца проводятся классные часы по проблемам здорового образа жизни. Помимо классных часов традиционными для всей школы стали:
- дни здоровья (с выездом за город на туристические базы)
- общешкольные спортивно-оздоровительные праздники: «Мама папа я - спортивная семья», «А ну-ка парни», «Малые Олимпийские игры» (в таких мероприятия участвует как правила весь коллектив школа).
- дни большой профилактики, которые всегда завершаются, коллективным творческим делом, способствующим формированию здоровых установок и навыков ответственного поведения.
В каникулярное время в нашей школе проводится, школьный оздоровительный лагерь, где дети получают трехразовое полноценное питание, а также проводится большая работа по профилактике различных заболеваний, музыкально-ритмические занятия. День в лагере начинается музыкальной утренней зарядкой. Это способствует положительным эмоциям. Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально духовного к конкретно физическому. Это сочетание духовного и физического особенно необходимо детям коррекционных классов. Благодаря этой деятельности удовлетворяется естественная потребность детей в движениях. Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке, укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращение с различными предметами. Дети становятся более раскрепощенные, уверенные в себе, они учатся общаться друг с другом. У многих детей пропадает чувство страха, не уверенности в себе, закомплексованности.
В этом году изучив лекционный курс доктора медицинских наук Натальи Нежкиной «Психофизическая тренировка – новая технология укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях», я еще больше поняла необходимость психофизических тренировок и в первую очередь применила этот курс в коррекционных классах нашей школы, как третий урок физической культуры. Мой опыт как учителя физической культуры показывает, что у детей значительно улучшается самочувствие, повысилась работоспособность, снизился процент заболеваний.
В старшей школе эти занятия можно проводить перед экзаменами или ответственными контрольными работами.