Урок математики. 1-й класс. Образовательная система "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тема: «Число и цифра 0».
Цель: Познакомить учащихся с числом и цифрой 0.
Задача обучения: сформировать устойчивый познавательный интерес к предмету.
Развивающая задача: развивать внимание, память, речь; желание больше узнать.
Задача воспитания: формировать навыки коммуникативного общения.
Оборудование: учебник по математике для 1-го класса Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких II часть.
Плакаты 3 штуки (большого, среднего, маленького размеров), на которых расчерчены геометрические фигуры в произвольной форме. На каждой фигуре написаны числа в пределах 9.
Такие же геометрические фигуры для каждого ученика (на лицевой стороне фигуры часть рисунка, на обратной записано числовое выражение на сложение и вычитание в пределах 9),количество фигур зависит от количества детей в классе. Нарисованный на ватмане мешок.
Картинки с изображением: зайца, волка, лисы, ослика, слоненка, медвежонка (одного размера).
Карточки: с математическими выражениями; с числами; со словами (нет, пусто, нисколько, размер, форма, цвет).

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

II. Актуализация знаний

– Прослушайте загадку и отгадайте.

Снег на полях,
Лед на рёках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?  (Зимой).

– А вам нравиться зима? А за что вы любите зиму?
– Зима – это самое таинственное и волшебное время года, которое приносит нам очень много радости и тайн.
–  Сейчас мы выполним задание и узнаем, кто пришел к нам в гости и поможет нам разгадать тайну нашего урока.
– Вам нужно из геометрических фигур составить картинку. (У каждого ряда своя картинка). По очереди выходите к доске, находите результат к своему выражению и прикрепляете к этому результату геометрическую фигуру.

Дети работают с розданным материалом.

 – Кто пришел к нам?  (Снеговик).

Учитель или подготовленный ученик читают стихотворение о снеговике.

Я, ребята, Снеговик
К снегу, к холоду привык.
Вы слепили меня ловко:
Вместо носа тут морковка,
Угольки вместо глаз,
Шляпкой служит старый таз.
Дали в руки мне метлу –
Только в этом мало толку!
Мне, признаться, надоело
Одному стоять без дела.
Снеговик я не простой,
Любопытный, озорной.

– Что вы можете сказать о первом и втором снеговиках? Можете использовать слова помощники: форма, размер, цвет. (Ответы детей).
– Что вы можете сказать о третьем снеговике? (Он растаял).

Творческое задание: Составьте рассказ, о том, что произошло со снеговиком.

III. Работа над темой урока

– Сначала он был, а теперь его нет. Место, где стоял снеговик какое? (Пустое).

На доске появляется карточка  со словом ПУСТО.

– Сколько на этом рисунке снеговиков? (Нисколько, нет).

Появляются карточки  со словами НЕТ, НИСКОЛЬКО.

– А как в математике мы покажем, что нет снеговиков? (Предположения детей).

Учитель: Существует такое число, которое называется ноль. Кто может показать нам это число.

На доске карточки с числами, расположены в произвольном порядке. Дети выполняют задание.

Физминутка:

– При помощи рук, ног сконструируйте это число.
– Молодцы!
– В математике количество предметов, которых нет, как будем обозначать? (Ответы учащихся).

IV. Закрепление

Показ и запись цифры.

– Ой, а это что?

На доске появляется плакат с изображением мешка.

– Его нам принес снеговик. Что же в нем есть? (Это картинки).

Учитель выставляет картинки с изображением зверей в ряд.

– Как, одним словом можно их назвать? (Животные).
– Посмотрите внимательно на картинки.

Дальше проводится игра, с условиями которой знакомят детей.

Игра «День, ночь»

«Ночь»: дети закрыли глаза, положили голову на парту.
«День»: дети открыли глаза.

– Что заметили? (Картинки переставлены местами, убрали картинку с изображением зайца).
– Молодцы! Какие вы внимательные.
– Каким числом покажем, что среди этих животных нет зайчика? (Числом ноль).
– С каким числом мы познакомились? (Ответы детей).
Учитель: С числом и цифрой познакомились, но у нас осталось еще что-то узнать о нуле. А что мы должны узнать вы определите сами.

Работа с учебником

– Откройте учебник  с 20 № 3. (Мы должны узнать, где на числовом отрезке живет ноль).

Дети определяют место нуля на числовом отрезке.

V. Итог

– Исследуйте класс глазами и назовите только те выражения, значение которых равно нулю.

Дети поворотами головы находят выражения и называют только нужные.
На доске по мере названия появляются карточки с выражениями, на обратной стороне которых буквы:
1–1;   2–2;   4–4;    5–5;   6–6;   7–7;   9–9.
После того, как дети назвали все выражения, учитель благодарит детей за урок от лица снеговика, переворачивает карточки с числовыми выражениями, получается слово  «СПАСИБО».