Цель: на основе знаний свойств азотной кислоты и общих способов получения солей, охарактеризовать свойства нитратов и их получение.
Задачи:
- контроль степени усвоения знаний по предыдущей теме;
- формирование умений и навыков по самостоятельному овладению знаниями;
- создание условий для развития коммуникативных навыков, умения работать в команде;
- формирование умения в общем видеть частное, делать логические выводы, преодолевать трудности в учении, переносить знания и умения в новые ситуации.
Литература: справочники по неорганической химии.
Оборудование: пробирки, подставки для пробирок, таблица растворимости, интерактивная доска.
Реактивы: HNO3; Zn; Fe2O3; Ba (OH)2; CuCO3ТВ; Ba (NO3)2; Fe (NO3)3; H2SO4; NaOH или KOH; Zn (NO3)2; Na3PO4; Cu (NO3)2.
См. Приложение 1, Приложение 2.
Ход занятия
Тип урока | Методы | Формы | Формы организации учебной деятельности |
Овладение новыми знаниями | Частично-поисковый | Беседа Практическая работа |
Групповая |
- Деление класса на группы (по 5 человек).
- Проверка домашнего задания.
а) Физические свойства HNO3 (слабый учебник).
б) Химические свойства HNO3 (3 ученика у доски, по 5 уравнений реакций).
в) Применение HNO3 (слабый ученик, 1 ученик с места).
- HNO3 или “крепкая водка” как ее называли со времен Петра I, проявляет разнообразные химические свойства. Наряду с другими продуктами в результате реакций образуются соли HNO3 – нитраты, которые и являются объектом нашего сегодняшнего изучения.
? Каково ваше мнение о причинах изучения данных соединений?
(! HNO3 широко применяется в промышленности и сельском хозяйстве; можно предположить, что ее соли также имеют большое значение).
? Каково же будет содержание нашего урока, с чем мы будем знакомиться?
(! Свойства, получение нитратов, применение).
! Итак, познавательная задача урока сформирована: изучение свойств, получения и применения нитратов.
Предложите план ее решения:
- физические свойства нитратов.
- химические свойства.
- способы получения.
- области применения.
(Учащиеся предлагают план, который согласовывается.)
Записать план на доске.
2. Операционно-исполнительский этап- Чтобы изучать соли HNO3, используя элементы исследовательской работы, сначала повторим, что означает само понятие “исследование вещества”.
! Исследование включает: проведение теоретического анализа; прогнозирование способов получения веществ и их свойств; составление плана экспериментальной проверки и его выполнение; формирование вывода.
Получается логическая цепочка: теоретический анализ прогнозирование эксперимент.
- Изучение солей HNO3 начнем с исследования названия “нитраты” - в переводе с греч. означает “селитра”. КNO3, NaNO3, Са(NO3)2, NН4NO3 называются селитрами.
Теоретический анализ: учащиеся сами предлагают способы получения нитратов; используя общие способы получения солей.
Прогнозирование: на предыдущем уроке проводили опыты, иллюстрировавшие химические свойства HNO3, а дома записывали уравнения реакций.
(Ученик записывает уравнения реакций на интерактивной доске.)
Zn + HNO3
Fe2O3 + HNO3
Ba (OH)2 + HNO3
CuCO3 + HNO3
Во всех случаях образуются растворы нитратов Ме, следовательно, для нитратов характерны общие способы получения.
(Самопроверка домашнего задания.)
! Тем, кто допустил ошибки в домашнем задании: повторить химические свойства HNO3. Специфические способы получения нитратов – взаимодействие NO2 со щелочами.
4. Физические свойства нитратов(Самостоятельно изучают по учебнику, делают записи; 1 ученик озвучивает.)
5. Химичкские свойства нитратовТеоретический анализ: как для представителей солей характерны общие свойства: + кислоты, щелочи, соли, Ме. Первые три - реакции ионного обмена.
? Вспомните условия их проведения.
Прогнозирование:
На основании теоретического анализа можно сделать вывод о практичной осуществимости реакций:
Ba (NO3)2 + НCl Fe (NO3)3 + KOH Cu (NO3)2 + Fe |
Ba (NO3)2 + H2SO4 Zn (NO3)2 + Na3PO4 Cu (NO3)2 + Hg |
? Схемы записаны на интерактивной доске, записать уравнения в молекулярном и ионном видах.
Эксперимент:
Работая в группах, учащиеся, экспериментируя, подтверждают свойства нитратов. (Указывают в таблице признаки химических реакций, проверяют уравнения, которые записали представители каждой группы) и делают вывод: для нитратов характерны общие свойства солей.
Разложение расплавленной натриевой селитры (теоретически по учебнику).
Прогнозирование:
2 Na NO3 2 Na NO2 + O2
? Найти окислитель и восстановитель.
! Такие ОВР относят к внутримолекулярным.
Теоретический анализ: Специальное свойство нитратов – разложение при . По учебнику изучить зависимость состава продуктов реакций разложение нитратов от положения Ме в ряду активности.
Эксперимент: демострационно.
Небольшое количество Na NO3раств. + 4–5 капель [H2SO4] и несколько секунд до начала кипения. Затем осторожно помещаем в полученную реакцию медную проволоку.
Прогнозирование: Выделился бурый газ, предполагаем, что это NO2. Записываем уравнение реакции.
Теоретический анализ: взаимодействие нитратов с [H2SO4] и Cu – определение нитрат-ионов.
(В ходе урока заполняют таблицу.)
3. Оценочно-рефлексивный этапУчащиеся оценивают свою деятельность, возвращаются к плану.
! Провели исследовательскую работу, сумели спрогнозировать и доказать способы получения и свойства соединений; поняли, что можно самостоятельно добывать знания, исходя из основных теоретических предпосылок.
? Для чего надо знать свойства нитратов? (Существует взаимосвязь свойств вещества и их применения.)