Интегрированный урок по теме "Химические свойства воды. Значение воды. Охрана воды"

Разделы: Химия


Цель: дать комплексное представление о воде с точки зрения химии и экологии, формировать экологическое мышление.

Задачи:

  • рассмотреть химические свойства воды;
  • сформировать понятия “основные и кислотные оксиды”;
  • показать значение воды в практической деятельности человека;
  • раскрыть экологические проблемы, связанные с водой;
  • обратить внимание учащихся на практические способы сбережения водных ресурсов и семейного бюджета;
  • совершенствование умения пользоваться рядом активности металлов, таблицей растворимости;
  • совершенствовать практические навыки учащихся обращаться с лабораторным оборудованием и химическими веществами;
  • развитие умения самостоятельно работать с учебником, электронным пособием;
  • развитие коммуникативных способностей при работе в группах;
  • развитие рефлексивных способностей при взаимопроверке.

Тип урока: овладение новыми знаниями.

Оборудование: фарфоровая чашка, пробирка, подставка для пробирок, стеклянная трубка, ложка, карточки-приложения, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, белая бумага (формат А4), интегрированное электронное издание “ВОДА”.

Реактивы: оксид кальция, вода, индикаторы.

Ход занятия

Этап урока Содержание этапа Методы, ФОУД
1.Организационный момент. – Приветственное слово учителя. Проверка готовности кабинета и класса к уроку.

– Деление класса на группы (5 групп по5 человек).

– Проверка эмонационального настроя к работе:

На доске нарисовано “Дерево настроения”. Учащиеся прикрепляют к дереву листья из цветной бумаги. Листья разного цвета. Каждый цвет несет в себе информацию о эмонациональном настрое.

Расшифровка значения цветов пока не объясняется. Изображение дерева остается на доске до конца урока. (6)

 
2. Подготовка к активному и сознательному усвоению знаний. Химик: В начале урока я хочу вам предложить сделать небольшой экскурс в прошлое. Давайте вспомним, что такое физические и химические явления. На доске дано начало схемы и карточки с текстом. Вам надо правильно расположить карточки в схему:

(Приложение 1) (Учащиеся распределяют карточки с текстом на доске).

– Проанализируем полученную схему: 1)Физические явления, присущие веществу, обусловлены его физическими свойствами. Вспомните, какими физическими свойствами обладает вода? (учащиеся перечисляют физические свойства воды – жидкость без цвета, без запаха, без вкуса; может находиться в природе в трех агрегатных состояниях; плохой проводник электрического тока; обладает большой теплоемкостью; наибольшая плотность при температуре +40 С).

2) Химические же явления обусловлены химическими свойствами вещества. Сегодня вам предстоит познакомиться с химическими свойствами воды, выяснить каково значение воды в природе и для человека, рассмотреть экологические аспекты воды, т.е. тема нашего урока “Химические свойства воды. Значение воды. Охрана воды”. Записываем в рабочих тетрадях число и тему урока.

Поисковая работа

 

Эврестическая беседа

 

Фронтальная беседа

 

Запись в рабочих тетрадях

3. Усвоение новых знаний Химик: С какими веществами может взаимодействовать вода? Какие химические реакции будут при этом протекать? На эти вопросы ответить вам поможет электронное учебное издание “Вода”.

– Итак, с какими веществами может взаимодействовать вода? Приведите примеры химических реакций.

– Учащиеся перечисляют химические свойства воды и записывают уравнения реакций на доске и в тетрадях. Уравнения реакций обязательно уравниваются, определяется тип химической реакции, и прочитываются учащимися, которые в данный момент работают у доски.

– Делается вывод, что вода является активным химическим соединением.

– Прежде, чем переходить к следующему этапу работы, давайте вспомним правила ТБ при работе с кислотами.

– А теперь давайте обратимся опять к химическим свойствам воды. Обратите внимание на реакцию взаимодействия воды с оксидами активных металлов. Какие вещества получаются в результате реакции?

Учащиеся: В результате взаимодействия оксидов активных металлов с водой образуются растворимые гидроксиды, т.е. щелочи.

Химик: Такие оксиды называются основными. Запишите в тетрадь формулировку: Оксиды активных металлов образующие при взаимодействии с водой растворимые гидроксиды (щелочи) называются основными оксидами.

– Выполните лабораторный опыт № 1 “Гашение извести” (см. учебник, с. 108). Учитель обращает внимание на то, что в данном лабораторном опыте в результате реакции образуется Са(ОН)2, который выпадает в осадок (работа с таблицей растворимости), т.е. автор учебника не правильно подобрал пример.

– А теперь обратите внимание на реакцию взаимодействия воды с оксидами неметаллов. Какие вещества получаются в результате реакции?

Учащиеся: Продуктами реакции являются кислоты.

Химик: Оксиды, которые при взаимодействии с водой образуют кислоты, называются кислотными.

– Выполните лабораторный опыт № 2 (Приложение 2).

– Учащиеся выполняют лабораторный опыт и с помощью индикатора проверяют, что действительно при взаимодействии воды с кислотным оксидом образуется кислота.

Химик: Давайте подведем итог: Вода – универсальный растворитель. Вода – активное соединение. Вода –вступает в реакцию со многими простыми и сложными веществами. Приведите примеры (учащиеся перечисляют с какими веществами взаимодействует вода).

Эколог: Благодаря своим уникальным свойствам вода играет важную роль в природе и жизни человека. Заполните в тетради таблицу “Значение воды”:

В природе Для человека
  В промышленности В жилищно-коммунальном хозяйстве В сельском хозяйстве
       

– А теперь откройте сначала модуль электронного учебного издания “Значение воды”, затем 1 группа работает с блоком “В природе”, 2 группа – “Водопотребление промышленными предприятиями”, 3 группа – “Водопотребление в жилищно-коммунальном хозяйстве”, 4 группа – “Водопотребление в сельском хозяйстве”, 5 группа работает с текстом учебника стр.110 “Применение воды”. Исследуйте материал и дополните таблицу.

– Обсуждение результатов исследования, обмен результатами исследования между группами.

– Итак, в каких сферах своей деятельности человек использует воду?

-Учащиеся перечисляют сферы использования воды человеком.

Эколог: Позвольте обратить ваше внимание на то, что человек использует в основном пресную воду.

– Откройте модуль электронного издания “Ресурсы пресной воды”. Используя информацию этого модуля, выясните, где сосредоточены на Земле основные запасы пресной воды и причины ее дефицита.

– Большая часть Восточного и значительная часть Центрального Казахстана получают питьевую воду из реки Иртыш и каналов, берущих в нем свое начало. Вот, что пишет о Иртыше ученица 111 группы Экономического лицея г.Семипалатинска:

“Течет наш Иртыш величаво,
Великая чудо – река,
Посмотришь налево, направо –
Бескрайны ее берега…
Поит и кормит города
России, Казахстана,
Канал Иртыш-Караганда
Питает неустанно.
Водохранилища и ТЭС
Ее все создавали,
Они давали свет тепло
И землю орошали.
А мы в последние года
Беспечно забывали:
Иртыш – бесценная вода,
И реку засоряли.
И стало рыбы меньше в ней,
И зелень чахнет, сохнет,
В бору все больше жженых пней,
Вот-вот река засохнет.
Уж нет могучей той реки,
И берега все уже.
Как будто просит: “Помоги,
Ты, человек, мне нужен!”
(6)

Эколог: Давайте же попробуем помочь реке. Откройте модуль “Водные ресурсы планеты”, блок “Чистый Иртыш” пока замутнен” и выполните задание, которое предлагается в этом блоке. (11)

– Обсуждение результатов выполнения задания. Данное задание способствует развитию у учащихся гражданского чувства ответственности за все происходящее вокруг. Знакомит с практическими способами сохранения водных ресурсов.

Эколог: Мы с вами постарались очистить воды Иртыша . Эта вода по каналу Иртыш-Караганда поступает в Караганду, в наши с вами дома. А бережно ли мы расходуем воду дома?

– Заполните таблицу “Расход воды в быту” (Приложение 3):

Стоимость бриллианта, золота намного больше стоимости воды, но без них прожить можно, а вот без воды нельзя.

Один из учащихся читает стихи:

Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на земле – вода!
Экономь ее и береги –
Мы ведь на планете не одни! (5)

Поисковая работа (учащиеся выполняют задание по электронному учебному изданию).

 

Запись в рабочих тетрадях.

 

Фронтальная беседа.

 

Запись в рабочих тетрадях

 

Учащиеся выполняют лаб. опыт, используя инструкцию в учебнике.

Запись в рабочих тетрадях

Учащиеся выполняют лабораторный опыт, используя инструкцию в приложении 2.

Эврестическая беседа.

 

Мозговой штурм

 

Самостоят. поисковая работа с электронным изданием и учебником.

Учащиеся вписывают дополнительную информацию в таблицу “Значение воды”.

 

Эврестическая беседа

 

Стихотворение декламирует один из учащихся, которому было заранее дано задание выучить его.

 

Сам. работа с электронным изданием.

 

Заполнение таблицы

4. Закрепление Химик: Итак, сегодня вы на уроке:
  1. познакомились с химическими свойствами воды (ребята еще раз перечисляют химические свойства воды);
  2. раскрыли значение воды;
  3. попытались решить проблему очистки реки от загрязнения.

– На этом урок еще не закончился. Выполните задание (Приложение 4), после того, как справитесь с заданием, обменяйтесь им между группами по кругу для взаимопроверки. Ошибки в заданиях исправляйте цветной пастой.

– После взаимоконтроля листочки с ответами забирает для проверки учитель.

Химик: Ребята, у вас на столах есть приложение 5 – это карточки с названиями растворов. Я буду называть сферу применения, а ваша задача среди всех карточек найти соответствующую.

Учитель перечисляет сферы применения растворов (в быту, в сельском хозяйстве, в промышленности, в медицине). А учащиеся должны поднять карточку с названием соответствующего раствора.

Эколог: А я хочу предложить вам провести экологическую акцию. Вам предстоит сейчас нарисовать листовки на тему “Экономия воды в быту”, призывающие рационально пользоваться водой в быту.

Учащиеся демонстрируют свои листовки, объясняют их значение.

Эколог: Эти листовки вам надо расклеить в подъездах домов микрорайона.

Эврестическая беседа

 

Взаимоконтроль

 

Поисковая работа

 

Творческое задание

5.Домашнее задание - Параграфы 40, 41.

– Подсчитайте экономию воды, если вы будете:

а) закрывать кран при чистке зубов, мытье посуды;

б) принимать ежедневно не ванну, а душ;

в) подсчитайте, сколько литров воды вытечет из крана, если вы его не закроете до конца и вода будет капать из крана в течение суток.

 
6. Итог урока 1. Отметка работы учащихся на уроке.

2. Прикрепление на второе “Дерево настроения” разноцветных листьев. Учащимся дается пояснение, что обозначают цвета: красный - отличное настроение, зеленый – хорошее, желтый – плохое. Сравниваются оба дерева, анализируется их цветовая гамма.