Цель: дать комплексное представление о воде с точки зрения химии и экологии, формировать экологическое мышление.
Задачи:
- рассмотреть химические свойства воды;
- сформировать понятия “основные и кислотные оксиды”;
- показать значение воды в практической деятельности человека;
- раскрыть экологические проблемы, связанные с водой;
- обратить внимание учащихся на практические способы сбережения водных ресурсов и семейного бюджета;
- совершенствование умения пользоваться рядом активности металлов, таблицей растворимости;
- совершенствовать практические навыки учащихся обращаться с лабораторным оборудованием и химическими веществами;
- развитие умения самостоятельно работать с учебником, электронным пособием;
- развитие коммуникативных способностей при работе в группах;
- развитие рефлексивных способностей при взаимопроверке.
Тип урока: овладение новыми знаниями.
Оборудование: фарфоровая чашка, пробирка, подставка для пробирок, стеклянная трубка, ложка, карточки-приложения, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, белая бумага (формат А4), интегрированное электронное издание “ВОДА”.
Реактивы: оксид кальция, вода, индикаторы.
Ход занятия
Этап урока | Содержание этапа | Методы, ФОУД | ||||||||||||||
1.Организационный момент. | – Приветственное слово учителя.
Проверка готовности кабинета и класса к уроку. – Деление класса на группы (5 групп по5 человек). – Проверка эмонационального настроя к работе: На доске нарисовано “Дерево настроения”. Учащиеся прикрепляют к дереву листья из цветной бумаги. Листья разного цвета. Каждый цвет несет в себе информацию о эмонациональном настрое. Расшифровка значения цветов пока не объясняется. Изображение дерева остается на доске до конца урока. (6) |
|||||||||||||||
2. Подготовка к активному и сознательному усвоению знаний. | Химик: В начале урока я хочу вам
предложить сделать небольшой экскурс в прошлое.
Давайте вспомним, что такое физические и
химические явления. На доске дано начало схемы и
карточки с текстом. Вам надо правильно
расположить карточки в схему:
(Приложение 1) (Учащиеся распределяют карточки с текстом на доске). – Проанализируем полученную схему: 1)Физические явления, присущие веществу, обусловлены его физическими свойствами. Вспомните, какими физическими свойствами обладает вода? (учащиеся перечисляют физические свойства воды – жидкость без цвета, без запаха, без вкуса; может находиться в природе в трех агрегатных состояниях; плохой проводник электрического тока; обладает большой теплоемкостью; наибольшая плотность при температуре +40 С). 2) Химические же явления обусловлены химическими свойствами вещества. Сегодня вам предстоит познакомиться с химическими свойствами воды, выяснить каково значение воды в природе и для человека, рассмотреть экологические аспекты воды, т.е. тема нашего урока “Химические свойства воды. Значение воды. Охрана воды”. Записываем в рабочих тетрадях число и тему урока. |
Поисковая работа
Эврестическая беседа
Фронтальная беседа
Запись в рабочих тетрадях |
||||||||||||||
3. Усвоение новых знаний | Химик: С какими веществами может
взаимодействовать вода? Какие химические
реакции будут при этом протекать? На эти вопросы
ответить вам поможет электронное учебное
издание “Вода”. – Итак, с какими веществами может взаимодействовать вода? Приведите примеры химических реакций. – Учащиеся перечисляют химические свойства воды и записывают уравнения реакций на доске и в тетрадях. Уравнения реакций обязательно уравниваются, определяется тип химической реакции, и прочитываются учащимися, которые в данный момент работают у доски. – Делается вывод, что вода является активным химическим соединением. – Прежде, чем переходить к следующему этапу работы, давайте вспомним правила ТБ при работе с кислотами. – А теперь давайте обратимся опять к химическим свойствам воды. Обратите внимание на реакцию взаимодействия воды с оксидами активных металлов. Какие вещества получаются в результате реакции? Учащиеся: В результате взаимодействия оксидов активных металлов с водой образуются растворимые гидроксиды, т.е. щелочи. Химик: Такие оксиды называются основными. Запишите в тетрадь формулировку: Оксиды активных металлов образующие при взаимодействии с водой растворимые гидроксиды (щелочи) называются основными оксидами. – Выполните лабораторный опыт № 1 “Гашение извести” (см. учебник, с. 108). Учитель обращает внимание на то, что в данном лабораторном опыте в результате реакции образуется Са(ОН)2, который выпадает в осадок (работа с таблицей растворимости), т.е. автор учебника не правильно подобрал пример. – А теперь обратите внимание на реакцию взаимодействия воды с оксидами неметаллов. Какие вещества получаются в результате реакции? Учащиеся: Продуктами реакции являются кислоты. Химик: Оксиды, которые при взаимодействии с водой образуют кислоты, называются кислотными. – Выполните лабораторный опыт № 2 (Приложение 2). – Учащиеся выполняют лабораторный опыт и с помощью индикатора проверяют, что действительно при взаимодействии воды с кислотным оксидом образуется кислота. Химик: Давайте подведем итог: Вода – универсальный растворитель. Вода – активное соединение. Вода –вступает в реакцию со многими простыми и сложными веществами. Приведите примеры (учащиеся перечисляют с какими веществами взаимодействует вода). Эколог: Благодаря своим уникальным свойствам вода играет важную роль в природе и жизни человека. Заполните в тетради таблицу “Значение воды”:
– А теперь откройте сначала модуль электронного учебного издания “Значение воды”, затем 1 группа работает с блоком “В природе”, 2 группа – “Водопотребление промышленными предприятиями”, 3 группа – “Водопотребление в жилищно-коммунальном хозяйстве”, 4 группа – “Водопотребление в сельском хозяйстве”, 5 группа работает с текстом учебника стр.110 “Применение воды”. Исследуйте материал и дополните таблицу. – Обсуждение результатов исследования, обмен результатами исследования между группами. – Итак, в каких сферах своей деятельности человек использует воду? -Учащиеся перечисляют сферы использования воды человеком. Эколог: Позвольте обратить ваше внимание на то, что человек использует в основном пресную воду. – Откройте модуль электронного издания “Ресурсы пресной воды”. Используя информацию этого модуля, выясните, где сосредоточены на Земле основные запасы пресной воды и причины ее дефицита. – Большая часть Восточного и значительная часть Центрального Казахстана получают питьевую воду из реки Иртыш и каналов, берущих в нем свое начало. Вот, что пишет о Иртыше ученица 111 группы Экономического лицея г.Семипалатинска:
Эколог: Давайте же попробуем помочь реке. Откройте модуль “Водные ресурсы планеты”, блок “Чистый Иртыш” пока замутнен” и выполните задание, которое предлагается в этом блоке. (11) – Обсуждение результатов выполнения задания. Данное задание способствует развитию у учащихся гражданского чувства ответственности за все происходящее вокруг. Знакомит с практическими способами сохранения водных ресурсов. Эколог: Мы с вами постарались очистить воды Иртыша . Эта вода по каналу Иртыш-Караганда поступает в Караганду, в наши с вами дома. А бережно ли мы расходуем воду дома? – Заполните таблицу “Расход воды в быту” (Приложение 3): – Стоимость бриллианта, золота намного больше стоимости воды, но без них прожить можно, а вот без воды нельзя. – Один из учащихся читает стихи:
|
Поисковая работа (учащиеся выполняют
задание по электронному учебному изданию).
Запись в рабочих тетрадях.
Фронтальная беседа.
Запись в рабочих тетрадях
Учащиеся выполняют лаб. опыт, используя инструкцию в учебнике. Запись в рабочих тетрадях Учащиеся выполняют лабораторный опыт, используя инструкцию в приложении 2. Эврестическая беседа.
Мозговой штурм
Самостоят. поисковая работа с электронным изданием и учебником. Учащиеся вписывают дополнительную информацию в таблицу “Значение воды”.
Эврестическая беседа
Стихотворение декламирует один из учащихся, которому было заранее дано задание выучить его.
Сам. работа с электронным изданием.
Заполнение таблицы |
||||||||||||||
4. Закрепление | Химик: Итак, сегодня вы на уроке:
– На этом урок еще не закончился. Выполните задание (Приложение 4), после того, как справитесь с заданием, обменяйтесь им между группами по кругу для взаимопроверки. Ошибки в заданиях исправляйте цветной пастой. – После взаимоконтроля листочки с ответами забирает для проверки учитель. Химик: Ребята, у вас на столах есть приложение 5 – это карточки с названиями растворов. Я буду называть сферу применения, а ваша задача среди всех карточек найти соответствующую. Учитель перечисляет сферы применения растворов (в быту, в сельском хозяйстве, в промышленности, в медицине). А учащиеся должны поднять карточку с названием соответствующего раствора. Эколог: А я хочу предложить вам провести экологическую акцию. Вам предстоит сейчас нарисовать листовки на тему “Экономия воды в быту”, призывающие рационально пользоваться водой в быту. Учащиеся демонстрируют свои листовки, объясняют их значение. Эколог: Эти листовки вам надо расклеить в подъездах домов микрорайона. |
Эврестическая беседа
Взаимоконтроль
Поисковая работа
Творческое задание |
||||||||||||||
5.Домашнее задание | - Параграфы 40, 41. – Подсчитайте экономию воды, если вы будете: а) закрывать кран при чистке зубов, мытье посуды; б) принимать ежедневно не ванну, а душ; в) подсчитайте, сколько литров воды вытечет из крана, если вы его не закроете до конца и вода будет капать из крана в течение суток. |
|||||||||||||||
6. Итог урока | 1. Отметка работы учащихся на уроке. 2. Прикрепление на второе “Дерево настроения” разноцветных листьев. Учащимся дается пояснение, что обозначают цвета: красный - отличное настроение, зеленый – хорошее, желтый – плохое. Сравниваются оба дерева, анализируется их цветовая гамма. |