Тема урока: А.П. Гайдар «Тимур и его команда».
Цели урока:
- Совершенствование навыков литературного чтения (беглость, осознанность, выразительность, правильность).
- Доформировывание читательских умений через упражнения на «разогрев» по Е.В.Заику.
- Воспитание заботливого отношения к друзьям, развитие чувства товарищества и взаимопомощи.
Оборудование:
- Учебник
- Мультимедийный проектор
- Презентация
Тип урока: урок объяснения новых знаний
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие. Позитивный настрой на урок.
– А ну-ка, дети, встали в ряд.
Я – командир, вы – мой отряд.
II. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня я – ваш командир, и на уроке я вас познакомлю с новой детской командой и ее юным, бесстрашным командиром. Помогут мне в этом новые страницы нашего учебника.
КАДР №1
III. Артикуляционная гимнастика
– Как поет горн?
– Как звучит барабан?
Ребята выполняют упражнение на развитие силы звука. « Ту-ту-ту-ту» вся имитация на едином выдохе. Упражнение на развитие артикуляционной моторики. «Дра-дра-дра, бра-бра-бра, гра-гра-гра, тра-тра-тра».
IV. Коррекционное упражнение на анализ структуры слова
– Молодцы. Замечательная у меня команда, громкая, дружная. Перед проверкой домашнего чтения я предлагаю поблуждать по нашим лабиринтам.
КАДР №2 (столбики слов)
Ответы: печка, крыло, озеро, пчела, слово, мечта, огонь, слива.
V. Зрительная физминутка на укрепление глазодвигательных мышц
– А сейчас, ребята, мы сделаем зарядку для наших глазок. Не двигая головой, посмотрите на потолок над доской – на пол (8–10 раз), вправо – влево (8–10 раз), по нашим геометрическим фигурам по часовой стрелке и обратно (4–6 раз).
VI. Проверка домашнего задания
КАДР №3 (фото Гайдара)
– Ребята, в домашнем тексте об А.П.Гайдаре встретились такие фразы:
КАДР №4 (фразы из текста).
– Объясните мне, пожалуйста, что подразумевал под этими словами Р.Фраерман? (Дети отвечают).
– Прочитайте, пожалуйста, домашний рассказ «Гайдар и дети».
(Дети читают рассказ по абзацам, 4–5 человек более крупными отрывками на оценку.)
КАДР №5 (фото Гайдара с сыном)
–Теперь скажите мне, каким человеком вы представляете себе Гайдара?
– За что, по вашему мнению, его любили дети? Докажите словами из текста.
VII. Зрительная физминутка на улучшение циркуляции крови в органе зрения и снятия напряжения мышечного тонуса.
Сомкнули веки – «кулачок» (6–8 раз)
«Крылья бабочки» (10 секунд, после «удивления»
повтор 10 секунд)
Массаж век указательными пальцами по кругу
(около минуты)
Надавливание на глазные яблоки (1–3 секунды,
повтор 5–6 раз)
Указательный палец «борется» с бровями (6–8 раз)
VIII. Подготовка к восприятию новой темы
– Мы с вами уже многое знаем о жизни А.П.Гайдара, и сегодня, наконец, прикоснемся к страницам его замечательной повести о ребятах довоенной поры «Тимур и его команда».
КАДР №6 (фото обложки книги)
– В тексте встречаются слова, значение которых может быть вам непонятно. Прочитайте эти слова и попробуйте объяснить мне их значение.
КАДР №7 (словарная работа)
Дети читают слова и объясняют их значения друг другу.
IX. Первичное восприятие и чтение текста детьми
Дети читают текст на страницах 150–153. Чтение хорошо читающих детей перемежается с чтением учителя.
X. Обобщение
– Отряд, слушай мою команду! Поднимите руке те, кто хотел бы быть как Тимур. Встаньте те, кому понравились главы из повести. Подпрыгните те, кто хотел бы прочесть повесть целиком. Молодцы! А теперь отрапортуйте мне, как вы себя чувствовали на уроке, чем вы занимались, что вам запомнилось.
КАДР №8 (слова-помощники)
XI. Домашнее задание
– Дома вы будете читать главу 1 на страницах 150–154, зададите родителям 3 вопроса:
- Что помнят родители о содержании повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда»?
- Хотели бы они, чтобы современные дети были похожи на героев этой повести?
- Есть ли у вас дома такая книга, могли бы вы ее принести в класс?
– Отряд! Равняйсь! Смирно! Урок окончен.
Список литературы:
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное
чтение в 4 классе. В океане света.Ч.2 Москва:
БАЛАСС, 2008–218с.
2. Кудрина С.В. Учебная деятельность младших
школьников. Диагностика. Формирование. – СПб.:
КАРО, 2004– 224 с.
3. Рыбаков Н.И. Жизнь и творчество А.П.Гайдара
– Москва: Детская литература, 1984–18с.
4. Шмидт В.В., Шмидт В.Р.
Диагностико-коррекционная работа с младшими
школьниками – Москва: ТЦ Сфера, 2005–128 с.