Слайд 1. Сегодня дети часто воспринимают отрицательный опыт - безнравственное поведение взрослых, сквернословие окружающих на фоне жестокости, насилия, агрессивной рекламы. Всё это оказывает отрицательное воздействие, разрушает традиции и культуру нашего народа, наносит вред процессу воспитания, приводит к формированию вредных привычек у детей. Слайд 2. За последние годы наблюдается тенденция увеличения просмотра детьми телевизионных передач, увлечение компьютерными играми, бесцельного времяпровождения на улицах наших городов. Сокращается посещение ими спортивных секций, художественных и творческих мастерских. У детей пропадает желание к чтению художественной литературы, к работе с книгами, посещению библиотек, выставок.
С точки зрения личности и семьи, ценностные ориентиры, присущие детскому сознанию, стали во многом разрушительны. Поэтому задача формирования духовно-нравственной культуры младших школьников имеет большую значимость.
Слайд 3. Наша задача, как педагогов - нейтрализовать негативное влияние, помочь любящим родителям в воспитании детей, указать пути и условия формирования нравственности ребёнка. Задача школы - создать благоприятные условия для формирования и развития духовно-нравственной культуры младших школьников.
Слайд 4. Создание системы работы по формированию духовно - нравственной культуры младших школьников является итогом семилетней работы.
Она включает в себя
- сочетание учебной и внеклассной работы;
- развитие творческой деятельности учащихся;
- установление взаимодействия с родителями учащихся;
- тесный контакт с учреждениями дополнительного образования;
- активное применение новых педагогических технологий
и направлена на формирование устойчивого интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, приобщение детей к искусству.
Слайд 5. Каждый вид искусства особо воздействует на человека своими средствами и материалами: литература - словом, музыка - звуками, изобразительное искусство - красками: Любой человек может понимать разные виды искусств, поэтому нельзя ограничивать воспитание и развитие детей лишь одним из них. Только их совокупность может обеспечить становление человека, который будет сочетать в себе духовное начало, эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. Ребёнок должен расти и воспитываться в мире культуры, искусства, природы, человеческих отношений. "Детям абсолютно необходим запас ярких событий и впечатлений - это их банк на всю жизнь".
Слайд 6. Систематическая работа по формированию духовно - нравственной культуры младших школьников выходит за рамку урочной деятельности, включающей большой по объёму литературный, фольклорный, краеведческий материал. Внеклассная работа является логическим продолжением начатой на уроке работы. Организованы разнообразные формы внеурочной деятельности: факультативы, творческие мастерские и секции, экскурсии в музеи, выставочные залы и природные сообщества, фольклорные и поэтические праздники, театрализованные представления, поездки и путешествия по Нижегородской стороне.
Каждый вид занятия имеет свою задачу в деле формирования духовно - нравственной культуры младших школьников и воспитывает их на основе диалога культур.
Слайд 7. Одним из эффективных средств формирования духовно - нравственной культуры является декоративно - прикладное искусство. Два раза в неделю (вторник, четверг) по 2 часа учащиеся занимаются в творческих мастерских ДДТ: "Ручная художественная вышивка", "Ручное художественное вязание". Слайд 8. Художественная вышивка - яркое явление национальной культуры. Оно обогащает душу человека, доставляет радость общения с настоящим искусством. Русское вышивальное искусство поражает богатством орнаментов, многообразием технических приёмов, широтой сюжетной тематики. Вышитый узор превращает даже самую простую ткань в подлинное произведение искусства. Слайд 9. Это и привлекает наших детей заниматься этим увлекательным видом декоративно - прикладного искусства. Слайд 10. На занятиях в творческой мастерской учащиеся получают знания, умения и навыки ручной вышивки, изучают её особенности, знакомятся с историей народной вышивки, художественными промыслами России, с народными традициями и неповторимостью вышитых изделий. Большое внимание уделяется приобщению к национально - региональным особенностям, к знанию родного (Нижегородского) края. В мастерской дети изучают народные традиции и региональные особенности в тесной взаимосвязи с дизайном современной жизни. В программе мастерской - экскурсии в музеи, выставочные залы, где происходит знакомство детей с различными видами художественного и декоративно - прикладного искусства, с историей традиционных промыслов. Дети знакомятся с такими понятиями как:
- художественные промыслы России;
- Нижегородский край;
- народные традиции;
- крестьянская изба, быт;
- скромный мещанский дом;
- купеческая и дворянская семьи;
- монастырская мастерская;
- пяльцы, вышивка, ткачество, кружевоплетение, рубахи - косоворотки;
- цветные каменья, ручники в рисунках, низанный бисером кокошник:..
Слайд 11. Результатом работы в творческой мастерской "Ручное художественное вязание" является выполнение коллективных творческих дел - тематических панно, отражающих быт русского народа, его традиции. Погружая ребёнка в национальный быт, мы создаём ему естественную среду для овладения языком родного народа, его традициями. Если учителю удастся разбудить в детской душе чувство уважения к своим истокам, то повзрослев, ребёнок всегда с теплотой и любовью будет вспоминать свои родные места с их историей и традициями.
Слайд 12. Чтобы ребёнок становился духовно богатым, особое внимание обращаем на художественно - эстетическое воспитание. Художественная деятельность формирует эстетический вкус. Красота природы, окружающих людей, вещей создают в ребёнке особые эмоциональные состояния. Если ребёнка окружают вещи, отличающиеся красотой, простотой, то в его жизнь подсознательно входят критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности.
Духовному развитию внутреннего мира ребёнка способствуют изобразительное творчество и музыка. На "хоровом пении" учащиеся знакомятся с фольклорным творчеством, воспитываются через личность композитора, через знакомство с классическими художественными образами. Музыкальные произведения подбираются с учётом исполнительских способностей. Слайд 13. Один раз в неделю дети занимаются в школьной секции "Изотворчество", создавая неповторимые образы, отличающиеся своей индивидуальностью и характером. Слайд 14. Давая проявить себя в изобразительном творчестве, они оберегаются от лени и равнодушия.
Результат работы:
Слайд 15.
- 1 место в городской конкурсно - игровой программе "В мире красок и мелодий";
- 1 место в городской конкурсно -игровой программе "Путешествие в мир красок";
- 2 место в городском конкурсе хоров общеобразовательных школ;
- 1 место в вокальном конкурсе "Звёздный дождь" (конкурс народного творчества "С любовью к России" в рамках областного фестиваля "Моё Отечество").
Группа ребят была награждена грамотами администрации города, управлением образования и Дзержинским благочинием Нижегородской Епархии за активное участие в городском конкурсе детского творчества "Пасхальный перезвон".
Слайд 16. Целостность человека во многом определяется его связью с природой. Поэтому третьим важным направлением нашей работы является - экологическое. В среду дети занимаются в двух мастерских ЭкБ центра (1 час + 1,5 часа). "Юный натуралист" имеет эколого - биологическую направленность, целью которой является приобщение детей к ценностям природы. Учитывая актуальность экологических проблем на современном этапе, данная программа отвечает требованиям времени - знакомит учащихся с экологическими проблемами и воспитывает экологически оправданное поведение. В занятия включены элементы опытническо - исследовательской деятельности, в ходе которой дети совместно с педагогом ставят простейшие опыты и проводят наблюдения. Слайд 17. Особое место на занятиях отводится совместному обсуждению проблемных ситуаций с последующим принятием решения. В основу программы заложен краеведческий принцип, целью которого является повышение познавательного интереса к истории и природе родного края, расширение представлений об особенностях взаимодействия человека и природы. В результате у детей пополняются знания о природной среде, формируются понимания взаимосвязей в природе и месте человека в окружающей среде. Дети изучают причины и следствия нерационального природопользования, пути решения проблем; проводят наблюдения за явлениями в природе, выявляют причины происходящего; изготавливают экологические знаки и плакаты в защиту природы; знакомятся с охраняемыми животными и растениями Нижегородской области, занесёнными в Красную Книгу; наблюдают и ухаживают за живыми объектами зооуголка; являются участниками городских природоохранных и экологических мероприятий: акция "Птичья столовая", "Радуга первоцветов", "Ёлочка - зелёная иголочка", экологические марафоны "В царстве Берендея", "Ключи от лесного царства":.
Программа мастерской "Природа и творчество" помогает детям стать ближе к природе, готовит их к более глубокому изучению ремёсел, пробуждает интерес к творчеству и умению видеть в природе вечную красоту жизни. Выполнение коллективных работ способствует формированию у детей чувства коллективизма, дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. Занятия в мастерской удовлетворяют потребности детей в творческом самовыражении через воображение, фантазию и практическую деятельность с разнообразным природным материалом. Результатом работы являются выполнение индивидуальных и групповых творческих работ, участие детей в городских выставках прикладного творчества "Фантазия, воплощённая в цветке", "Мир глазами ребёнка", "Новогодний подарок для ёлочки" и областных конкурсах портала "Солнышко".
Слайд 18. Максимальному раскрытию индивидуальных и творческих способностей младших школьников способствует литературно - поэтическое творчество, раскрывающееся в нашей системе двумя курсами. Слайд 19. Внимание ребёнка привлекают яркие художественные образы, богатство фантазии. Курс "Мир фантазий" ставит своей задачей обучить детей навыкам творческого мышления и управляемого воображения. Слайд 20. "Мир фантазий" раскрывает перед детьми и показывает разнообразные приёмы для создания сказочных образов. Слайд 21.. Дети погружаются в увлекательный мир волшебных сказок и загадок, учатся самостоятельно их сочинять. Слайд 22. Учащиеся являются постоянными участниками и победителями городского конкурса юных сказочников "Вот это фантазёры" в номинациях: "Волшебные сказки", "Сказки о животных".
Слайд 23. На занятиях "Душа слова" учащиеся узнают о происхождении и образовании слов, учатся работать с источниками, обрабатывают полученную информацию, проводят исследовательскую работу. Они учатся высказывать словами внутренние переживания. Слайд 24. Работа над словом повышает общую языковую культуру, воспитывает бережное отношение к богатству языка, любовь и уважение к языку русского народа. Слайд 25. Желание проявить заботу и чуткое отношение к природе, видеть прекрасное в привычном, восторгаться красотой находит отражение в собственных авторских произведениях.
Учащиеся являются призёрами школьного конкурса чтецов "Мы патриоты России", победителями литературной игры по творчеству Н.Н.Носова, лауреатами городского конкурса авторских стихотворений "Рождается поэт!" в номинации "Патриотические стихи", заняли 1-2 места в городском конкурсе чтецов фестиваля детского художественного творчества "Во славу Отечества" в рамках программы "Диалог с веком". Слайд 26. В рамках областной недели детской и юношеской книги "Книга и время: диалоги с жизнью" ученица нашего класса награждена и признана лучшим читателем года.
Слайд 27. Базой для становления духовно - нравственной личности является семья. Поэтому взаимодействие семьи и школы в процессе формирования духовно - нравственной культуры младшего школьника считаю обязательным. Необходимо привлекать внимание родителей к внутреннему миру собственных детей, к их интересам, проблемам, к их жизни в кругу друзей и товарищей. Одним из необходимым условием формирования духовно - нравственной культуры может стать наличие интересного и необходимого дела, объединяющего детей и взрослых общей заботой и деятельностью / Победитель летней программы чтения "Путешествие по книжным страницам" или "Как найти могущественный талисман" в номинации "Всей семьёй"./ Результатом совместной работы должна стать заинтересованность родителей в изучении ребёнка, раскрытие и развитие в нём лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации.
Слайд 28. Система работы по формированию духовно - нравственной культуры младших школьников очень эффективна. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договариваться, редко ссорятся, способны самостоятельно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию через диалог и договор, выполняют дружно общее поручение, активно помогают тому, кому нужна помощь и живут согласно урокам хороших манер. У детей возрос познавательный интерес к искусству, к самостоятельному поиску и творчеству. Результатом нашей работы стало массовое участие детей в школьных мероприятиях, городских конкурсах. "Время измеряется не суммой прожитых лет, а плотностью заполнивших их событий".