Средняя общеобразовательная школа №17 г. Белогорска, в которой я работаю с 1991 года, является типовым учебным заведением, особенностью, которой является поиск оптимальных форм и методов организации учебного процесса. Школа имеет успешный опыт работы по следующим направлениям: психологизация учебно-воспитательной работы, стратовые формы организации обучения как одна из форм разноуровневой дифференциации. Функционирует психолого-педагогический центр «Доверие», призванный оказывать психологическую, социальную помощь всем участникам образовательного процесса.
Важнейшим направлением работы коллектива нашей школы является создание условий для саморазвития, самореализации, самообразования каждого учащегося и педагога, т.е. создания школы успешности.
С 2004 года в рамках областной экспериментальной площадки внедряется проект «Школа успешности – школа для каждого», разработанный творческой группой педагогов нашей школы, в работе которой я принимала непосредственное участие. Являясь участником реализации проекта, свою педагогическую концепцию строю на принципах гуманизма и обучающего воспитания.
Целью своей педагогической деятельности я считаю воспитание самодостаточной личности, способной к самоопределению и самореализации в современном окружающем социуме.
В перечень задач, направленных на достижение поставленной цели, я включила следующие:
- создать на моих уроках и во внеурочной деятельности условия, способствующие выявлению задатков, развитию интересов способностей всех учащихся;
- обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения, ориентированного на потребности личности;
- использовать единое информационное пространство в школе, обеспечивающее сотрудничество всех участников образовательного процесса.
Основная педагогическая идея заимствована
мной у В.Ф. Шаталова: «Обеспечение успешного
учения каждого ученика на основе максимально
действенной помощи и поддержки».
Претворение в жизнь этой идеи происходит в
контексте тех целей и задач, которые ставит перед
собой наша школа, реализующая проект «Школа
успешности – школа для каждого».
Содержание образования определяет методы и
формы организации учебной деятельности
учащихся.
Естественнонаучные дисциплины, преподавателем которых я являюсь, науки экспериментально-теоретические. Они развивают теоретическое мышление наряду с эмпирическим. Тем самым достигается одна из основных целей – развитие у школьников активного дидактического мышления. Они позволяют воспитывать культурную личность, определяют её поведение в окружающей среде, учат строить свои взаимоотношения с природой на основе уважения к живому. При обучении основам этих наук я не просто знакомлю учеников с терминами, понятиями, развиваю практические навыки, но и создаю фундамент для дальнейшего совершенствования знаний в других учебных заведениях, в повседневной жизни. Поэтому одним из направлений в обновлении содержания и методики преподавания естественнонаучных дисциплин я считаю их экологизацию и прикладное применение.
Подготовка учащихся к решению реальных проблем зависит как от содержательной, так и от процессуальной сторон организации учебного процесса. В частности, от включения в него таких методов и форм организации учебной деятельности, которые способствуют активному обучению.
Использование активных форм обучения позволяет мне реализовать те цели и задачи, которые стоят передо мной в учебно-воспитательном процессе. Такие уроки способствуют воспитанию потребности в деятельности, направленной на улучшение состояния окружающей среды и соблюдения здорового образа жизни, а также развитию интеллектуальной сферы учащихся – способности анализировать, стремиться к пополнению багажа знаний.
Уроки, организованные мной в форме активного обучения, приобретают разные виды: ролевая игра, урок-дискуссия, урок-сомнение, урок-путешествие, урок-конференция. По своему назначению они могут быть и уроками изучения нового материала, и уроками повторения, и обобщающими уроками в зависимости от тех целей и задач, которые я ставлю на данном уроке. В процессе преподавания предметов использую формы активного обучения: урок-дискуссия «Может ли остановиться круговорот воды?» по географии в 6 классе; урок-семинар «Природоохранные территории» по географическому краеведению в 8 классе; урок-конференция «Экология жилища и здоровье человека» по экологии в 10 классе, урок – путешествие «Грибы вокруг нас» по биологии в 6 классе и другие.
Дискуссия – один из методов развития творческого мышления и применения теоретических знаний. В процессе дискуссии стараюсь привить учащимся навыки доказывать правоту своей точки зрения, общаться с товарищами.
Невозможно представить преподавание естественнонаучных дисциплин без такой формы организации учебной деятельности, как экскурсии в природу, на пришкольный участок, в лабораторию.
Обязательным компонентом учебного процесса для меня является использование здоровьесберегающих технологий. Особое место в их использовании отводится на уроках. Планирование их провожу таким образом, чтобы учащиеся имели возможность получить информацию о том, как оценить состояние окружающей среды, степень её влияния на их здоровье и применение в реальной жизни.
Очень важным и полезным является использование
аудиовизуальных средств обучения, к числу
которых отношу использование на уроках
компьютеров и мультимедийных приставок,
позволяющих составить к уроку красочный
иллюстративный материал с текстовым и
иллюстративным сопровождением, использовать
фрагменты электронных учебников, программы
электронного тестирования для проверки знаний. В
качестве контроля знаний использую задания
по составлению презентаций учащимися на
заданную тему, а на уроке – их просмотр с
последующим обсуждением. В последнее время такие
формы работы стали более доступны, так как в
рамках реализации национального проекта
«Образование» наша школа получила Премию
Президента Российской Федерации и использовала
её на оборудование второго компьютерного класса,
что позволяет проводить электронное
тестирование в классе. Создание локальной сети в
школе облегчило доступ к информационным
ресурсам, в том числе к сети «Интернет».
На страницах Интернета находится собственный
сайт нашей школы, дающий возможности для
широкого обмена информацией, для публикаций
новинок педагогического опыта наших учителей.
После переподготовки по программе Intel «Обучение для будущего», имею возможность использовать полученные знания не только в урочной деятельности, но и для оказания помощи учащимся в оформлении результатов научно-исследовательской деятельности. Данную работу провожу в рамках индивидуально – групповых занятий «Я - исследователь» и в работе секции естественно-географического цикла в школьном научном обществе «Мысль», существующем с 1997 года.
Учёба может стать увлекательным занятием, если
она носит не только научный, но и
поисково-исследовательский характер. Этим я
стараюсь сохранить самое главное в работе –
эффект новизны, мотивацию познавательного
интереса учащихся. Основной
формой работы в этом
направлении считаю проведение лабораторных и
практических работ.
Важным аспектом своей деятельности считаю
междисциплинарную интеграцию. При её
оптимальном применении формируется целостное
представление учащихся об окружающем мире,
учащиеся лучше адаптируются в современной
действительности, расширяют границы своих
знаний.
Более масштабные и глубокие исследования провожу с юными исследователями членами школьного научного общества «Мысль», результаты работы выносятся на школьную научно-практическую конференцию, где становятся доступны всем.
Из года в год увеличивается количество участников школьной научно-практической конференции. Растёт число моих исследователей: 2003 – 2, 2004 – 2, 2005 – 3, 2006 – 4, 2007 – 5, 2008 – 5. В прошлом году положено начало медиатеке ученических проектов.
При разработке темы по самообразованию: «Системный подход в преподавании биологии», мною собрано и систематизировано большое количество тестовых заданий к разным темам и разной степени сложности.
Изменение программ преподавания в последние годы, особенно в 6 классе по биологии и географии, создаёт новые сложности в подготовке к занятиям, но основная масса накопленного материала может быть использована либо целиком, либо в изменённом, доработанном виде.
Таким образом, мной была разработана программа элективного курса «Экология у нас дома», которая была рассмотрена на заседании ГМО и утверждена директором школы. Цель курса – создать условий для развития способностей учащихся анализировать ситуации, связанные с охраной здоровья человека.
Считаю, что моя деятельность как педагога, нацелена на оптимизацию процесса преподавания естественнонаучных дисциплин, уже приносит свои результаты: за последние три года по моим предметам отсутствуют неуспевающие, высок уровень качества знаний, стабильно подтверждаемый учащимися на итоговой аттестации. Секция естественно – географического цикла в школьном научном обществе — одна из самых популярных, растёт уровень выполнения научных экспериментов и мастерство использования мультимедийных технологий при оформлении их результатов. Высоким остаётся уровень учебной мотивации к изучению преподаваемых мной предметов.
В настоящее время идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.
Общие тенденции развития образования – это не только значительное расширение сферы знаний и умений школьников, но и повышение их культуры, максимальное развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности, формирование у них гуманистической системы ценностей.
Любить своих учеников, находить истину, вести постоянный диалог между прошлым и настоящим, воспитывать учащихся в духе свободы и творчества, воспитывать в них ответственность за сохранность природы; понимать своих воспитанников и быть понятой ими – таковы слагаемые моей педагогической концепции.