Цели:
- через знакомство с творчеством В.М.Васнецова пробудить у учащихся интерес к русским художникам, воспевающим красоту, былинность, сказочность России;
- активизировать духовное развитие детей;
- развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
Действие происходит в литературной гостиной.
Оформление: на стенах развешаны картины, произвольно размещены куклы (Баба-Яга, Кащей, русалка, кот). В левом углу стоит этюдник.
Выставка:
1. Репродукции картин оформленные в рамы.
- «Три богатыря».
- «Аленушка».
- «Иван царевич на сером волке».
- «Автопортрет».
- «Три царевны подземного царства».
- «Гусляры».
- «Царевна-лягушка».
- «Снегурочка».
- «Царевна-несмеяна».
2. Плакат
- «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»
Оборудование: телевизор, кассета «Художники России». Диск с музыкой: Рассвет чародей, Военная песня, Римский-Корсаков «Снегурочка».
Действующие лица:
- Ведущий 1 – педагог.
- Ведущий 2 – педагог.
- Чтец – педагог.
- Девочка – ребенок
- Художник – педагог.
- Снегурочка – ребенок в образе снегурочки, шубка, шапка.
- Царевна-лягушка – девочка, одетая в сарафан, на голове венок, озеро (платок голубого цвета), бумажные лебеди.
- Богатыри – мальчики, одетые в кольчуги и шлемы, в руках держат:
Илья Муромец – копье, палица, щит.
Добрыня Никитич – меч, щит.
Алеша Попович – лук со стрелами, щит. - Музыканты – ученики одетые в русские народные рубахи.
Ход вернисажа
Ведущий 1: Дорогие друзья, я приветствую всех участников вернисажа. Наш вечер посвящен жизни и творчеству выдающегося русского художника Виктора Михайловича Васнецова.
Чтец:
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…
В темнице там царевна тужит,
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит,
Там ступа с Бабою-Ягой
Идет, бредет сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет:
Там русский дух, там Русью пахнет!
Ведущий 2: Васнецов принадлежит к числу тех художников, чьи произведения с раннего детства входят в нашу жизнь, вводят нас в мир своей поэзии, своих образов. Имя этого художника, его картины становятся нам дороги и близки как часть нашей культуры.
Ведущий 1: Для знакомства с творчеством Васнецова я приглашаю вас отправиться в волшебный мир русских былин и сказок.
Звучит музыка (Рассвет чародей). Входит девочка, оглядывается и смотрит на картины. Обращается к художнику.
Девочка: Ой, а где это я, а вы кто? Меня зовут Кристина.
Художник: А я здесь хозяин, и зовут меня Виктор Михайлович Васнецов.
Девочка: Знаю, знаю – вы художник. А вы только сказки рисуете?
Художник: Я все умею делать, и портрет написать и дом придумать. Нравится тебе мой дом? Я сам его построил.
Показ отрывка из фильма о Васнецове.
Девочка: Все-все сам?
Художник: Нет, конечно, тут много строителей было. Но я все нарисовал заранее, чтобы знать, куда каждое бревнышко положить надо. Такого дома ни у кого в Москве нет.
Девочка: А почему Москве дом построили?
Художник: Да сказки писать только в Москве и можно. Тут все древностью русской дышит. Улицы кривые, узкие, а дома раньше все разные строили: где маленький, где большой, как грибы из лукошка высыпанные. Здесь я и «Богатырей» своих задумал. Нравятся они тебе?
Девочка: Нравятся… Только почему они выглядят, как живые…
Звучит музыка (Военная песня), входят три богатыря.
Девочка : А как вас зовут?
Илья Муромец: Меня зовут Илья Муромец.
Добрыня Никитич: А я – Добрыня Никитич.
Алеша Попович: Я – Алеша Попович.
Девочка : А что вы делаете?
Илья Муромец: Мы землю русскую охраняем, на границе стоим, смотрим вокруг. Мимо нас ни зверь не пробежит, ни птица не пролетит незамеченной.
Девочка: А где же у вас ружья?
Художник: Это так давно было, что и представить нельзя, тогда никаких ружей да пистолетов еще не было.
Добрыня Никитич : У меня – меч, Ильи Муромца – копье да палица булатная. А у Алеши Поповича – лук со стрелами калеными.
Девочка : А что же это за рубашки у вас такие?
Алеша Попович: Одеты мы в военные доспехи: на голове шлем, а рубахи наши железные кольчугами называются. Такую кольчугу сразу и мечем не разрубишь.
Илья Муромец: А теперь нам пора на границу, землю русскую охранять.
Звучит музыка (Военная песня), богатыри уходят.
Ведущий 1:
Ты головку опустила,
Отуманив блеск очей,
И лицо твое покрыло
Прядь волнистая кудрей…
Ты на камушке сидишь
В воду темную глядишь.
Я неслучайно прочла вам эти строки – они раскрывают портрет другой героини Васнецова. Как называется эта картина? (Аленушка).
Художник показывает репродукцию картины «Аленушка».
В поэтическом образе Аленушки художник передает сердечное участие народа к сиротской судьбе и детскому несчастью. Это одно из лучших произведений русского искусства.
Раздается гром.
Ведущий 2: Ребята, что это за гром? Это Василиса Премудрая в своей карете едет.
Танец Царевны-лягушки в сопровождении музыкантов. (музыканты, ребята из школьного кружка)
Ведущий 2: Вот какой ее изобразил художник на своей картине, а как называется сказка и картина. (Царевна-лягушка).
Художник показывает репродукцию картины «Аленушка».
Очень красива по своей композиции картина «Царевна-лягушка». Лягушка превратилась в прекрасную девушку. Стройна и величава, она, танцуя, взмахнула рукой – появился пруд, взмахнула другой – по пруду оплыли белоснежные лебеди.
Звучит музыка (Римский-Корсаков «Снегурочка»), входит снегурочка.
Ведущий 1: Тихий зимний вечер. Все окутано нежным голубым светом. На заснеженную поляну в красивой боярской шубке, в узорных рукавичках вышла снегурочка.
Снегурочка: Ах, люди добрые. Скучно мне стало в царстве Деда Мороза, хочется повеселиться, поводить хороводы, счастья людского познать.
Ведущий 1: Васнецов проникся поэзией этой дивной сказки, почувствовал ее русский дух. Зимнее очарование и волшебство поражает нас своим великолепием и хочется верить в чудеса сказочного мира.
Художник показывает репродукцию картины «Снегурочка».
Ведущий 2: Мы побывали в волшебной сказке картин Виктора Васнецова. На его полотнах для вас ожили герои русских народных былин и сказок.
Ведущий 1: А теперь я предлагаю вам принять участие в викторине и выяснить, кто из вас является лучшим знатоком изобразительного искусства.
Ведущий (1) задает вопросы, ведущий (2) показывает плакаты с вариантами ответов. За правильные ответы художник выдает жетоны в виде палитры. По окончании конкурса выходят все участники, победителю вручается медаль «Знаток ИЗО», остальным ребятам медали «За активное участие».
Викторина.
-
Назовите три основных цвета?
А. оранжевый, зеленый, фиолетовый.
Б. синий, желтый, красный.
В. черный, красный, зеленый.
Г. Розовый, голубой, белый. -
Какой цвет получается при смешении синего и желтого?
А. оранжевый.
Б. красный.
В. Зеленый.
Г. фиолетовый. -
Как называется картина Васнецова, на которой изображена печальная девушка на троне?
А. Царевна-несмеяна
Б. Аленушка
В. Царевна-лягушка
Г. Снегурочка -
Как называется орудие труда маляра и художника?
А. ладонь.
Б. кисть.
В. запястье.
Г. кулак. -
Какой цвет не относится к основным цветам радуги?
А. розовый.
Б. зеленый.
В. фиолетовый.
Г. оранжевый. -
Кто из братьев Васнецовых создал картину «Богатыри»?
А. Виктор
Б. Аполлинарий -
Как называют картину с изображением овощей и фруктов?
А. пейзаж.
Б. портрет.
В. натюрморт.
Г. шарж -
Какое оружие держит в левой руке центральный богатырь на картине Васнецова?
А. копье
Б. меч
В. лук -
Чем художник пишет?
А. мелком.
Б. кистью.
В. карандашом.
Г. углем -
Какой из этих видов искусств не является изобразительным?
А. скульптура
Б. музыка
В. живопись
Г. графика -
Каким бывает цвет?
А.сытым
Б.пресыщенным
В. насыщенным
Г. объевшимся -
Кто из художников запечатлел былинных богатырей?
А. И.Крамской
Б. В.Верещагин
В. В.Васнецов
Г. В.Суриков -
Как называется рисунок из кусочков материала?
А. аппликация
Б. коллаж
В. мозаика
Г. витраж -
Кто из богатырей Васнецова находится в центре?
А. Алеша Попович
Б. Добрыня Никитич
В. Илья Муромец -
Кто такой живописец?
А. Человек, который быстро пишет
Б. Писатель
В. Художник
Ведущий 1: Ребята, вы все молодцы, вы показали хорошие знания по изобразительному искусству и творчеству художника Васнецова. Хочется верить, что, посетив наш вернисаж вы приобщились к чуду васнецовского таланта. Прикоснувшись к нему, так и хочется воскликнуть: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»
Ведущий 1: А сейчас мы приглашаем всех участников художественного вернисажа.Мы благодарим вас за яркое участие в нашем вечере и вручаем всем памятные грамоты.
Художник торжественно награждает ребят грамотами.