Разработка урока русского языка в 5-м классе "В мире синонимов"

Разделы: Русский язык


Тема: В мире синонимов.

Форма урока: урок грамматических задач.

Цели:

  • Образовательные: расширить и углубить знания о синонимах и об их употреблении в речи, продолжить знакомство со стилевой неоднородностью данных лексических единиц.
  • Развивающие: развивать логическое мышление, речь, память; совершенствовать умения подбирать синонимы к данному слову, навыки самостоятельной работы.
  • Воспитательные: прививать посредством игры чувство коллективизма, честности.

Оборудование: записи на доске, учебные карточки.

Структура урока:

I. Интрига с элементами мотивационной беседы.
II. Движение темы.

  • Решение грамматических задач.
  • Редактирование текста.
  • Игровые задания.
  • Творческая работа.

III. Подведение итогов урока. Коррекция усвоенных знаний.
IV. Постановка домашнего задания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Интрига

Учитель. Сейчас я проведу воображаемую беседу с девочкой из параллельного   класса.

– Танечка, каким тебе запомнился Герасим?
– Хорошим.
– Что ты можешь сказать о его собачке?
– Она тоже хорошая.
– А повесть в целом тебе понравилась?
– Она хорошая.
– Таня, в каком доме ты живешь?
– Большом.
– А семья у вас какая?
– Большая.
– О чем ты мечтаешь?
– Чтоб стать большой.

Учитель. Понравились ли вам ответы Тани.
Ученик. Нет. Ответы однообразны, речь бедна, похоже, что у девочки болезнь неразвитости речи.
Учитель. Нельзя укладывать все характеристики и оценки в слова хорошая, большая. Нужно использовать синонимы. Итак, сегодняшний урок посвящен употреблению синонимов в нашей речи.

II. Движение темы

– Запишем тезис нашего урока (мысль, которую мы будем доказывать). Ученик у доски:

Синонимы это точность, выразительность, богатство нашей речи.

1. Решение грамматических задач

Условия выполнения задач: каждую задачу ученик решает самостоятельно. Потом вызывается по желанию кто-то из ребят и предлагает свое решение, кратко объясняя его. Каждый ученик делает исправления в тетради и на полях ставит себе оценку по пятибалльной системе. Учитель доверяет ученику и в выведении итоговой оценки. Тетради собираются, оцениваются. Воспитательный момент состоит в совпадении оценок ученика и учителя. Все задачи записаны на доске.

Задача 1. Раскроем понятие «большой» (физический смысл) синонимическим рядом. Кто больше? Составьте цепочку слов по степени увеличения признаков.

Результат. Большой, огромный, громадный, гигантский, колоссальный.

Учитель. Подпишите под каждым прилагательным существительное, которое может сочетаться с данным признаком. (Например: сад, дом, небоскреб, город, наводнение.)

Задача 2. Запишем несколько глаголов к общему по смыслу упасть: шлепнуться, грохнуться, рухнуть. Объясните, какими смысловыми оттенками они различаются. Объяснение стройте как связный монолог.

Результат.

Упасть может любой: женщина, ребенок, старик (нейтральное слово).
Шлепнуться – слово разговорного стиля, употребляется, когда мы иронизируем над своей неловкостью.
Рухнуть – стиль разговорный. Оттенок смысла: если рухнуть сказано о человеке, то это означает «упасть без сил», о дереве, здании – «упасть неожиданно, тяжело».

Задание 3. В каком из глаголов наиболее сильно выразилось требование говорящего?

Уходите, скройтесь, исчезните, убирайтесь. (В последнем звучит грубо, решительно.)

Запишите предложение с обращением, включив один из глаголов.

Иван Иванович, …  же скорее: здесь опасно! (Уходите.)

Задача 4. В стихотворении Маршака использованы два синонима. Догадайтесь, какого не хватает? (Учитель напишет на доске с пропуском слова присмотра.) Поставьте знаки препинания. Объясните смысловое различие синонимов.

Мы оставим Трезора                                       И поэтому щенок
Без …, без надзора,                                          Перепортил все, что мог.

Возможный результат. Присмотр ближе по смыслу к охране. Надзор – к бдительному глаз не спускать, чтобы не нашкодил.

Задача 5. Подберите подходящие по смыслу сказуемые – синонимы и достройте предложение.

Человек на лошади – это… (Всадник, наездник.)
Предмет для измерения температуры – это… (Градусник, термометр.)

Учитель. ––> Почему в предложениях есть тире?

2. Редактирование.

Задание 1. Устраните речевые повторы.

По нашей улице проходят троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины. (Слова для справок: величаво проплывают, бешено мчатся, едут, проносятся.)

Задание 2. Найдите в предложении речевой изъян.

Этот большой, неудобный шкаф трудно перевезти.

(Большие вещи можно легко перевезти, но рядом с большим стоит неудобный, можно попробовать два этих слова заменить одним. Каким? Громоздкий)

3. Игра «Кто больше».

Три ряда – три команды. Задание: написать за минуту синонимы только к одному слову.

1-й ряд: ХРАБРЫЙ – бесстрашный, мужественный, смелый, отважный.

2-й ряд: СТРАШИТЬСЯ – бояться, трусить, дрожать от страха, робеть.

3-й ряд: КРАСНЫЙ– алый, багровый, багряный, кумачовый.

Фронтальная проверка, подведение итогов.

4. Творческая работа.

Растолкуй пословицы.

I вариант.    Пастух сторожит, а волк стережет.

В чем различие синонимов?

II вариант.  Изменник и трус – одного поля ягода.

Почему по смыслу слова стали синонимами?

III. Подведение итогов урока

Учитель. Ребята, закончим урок игрой «Замени одним словом».:

  • Пустой разговор – (болтовня).
  • Высокий, неуклюжий юноша – (долговязый).
  • Желание кого-то оставить позади – (обскакать).
  • Излишне медленный шаг – (черепаший).
  • Смотреть важно, свысока – (взирать).
  • Смотреть нахально, бесстыдно – (глазеть).

Учитель. Интересно ли было вам окунуться в мир синонимов? Какую практическую пользу вы извлекли из нашей работы?

Оценки за урок выставляются после проверки учителем, и сравнивается с личной оценкой ученика.

IV. Постановка домашнего задания

1. Повторить тему «Синонимы» и подготовиться к проверочному тесту.
2. Творческое задание. Нарисовать грамматический портрет синонимов.