Тема: «Кодирование информации».
Форма урока: эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради).
Тип урока: комбинированный (повторительно-обобщающий с выходом на получение новых знаний).
Цели урока:
- обобщить знания учащихся о действиях с информацией;
- познакомить учащихся с новым действием — кодированием информации;
- раскрыть смысл понятия «кодирование» на примерах из жизни учащихся;
- познакомить учащихся с различными способами кодирования информации;
- обратить внимание учащихся на особенности кодирования как действия с информацией: при кодировании меняется форма представления информации, но ее смысл остается неизмененным;
- научить детей решать простые информационные задачи на кодирование.
Задачи урока:
- инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении сведений о действиях с информацией;
- совершенствовать аналитические навыки учащихся при выполнении заданий на кодирование;
- развивать информационную культуру учащихся.
Компетенции:
- иметь представление о кодировании информации;
- знать различные способы кодирования информации;
- уметь приводить примеры правил кодирования информации;
- владеть приемами кодирования с помощью алфавита и кодовых таблиц.
Ключевые понятия: кодирование информации, код, преобразование, способы кодирования, данные.
Вспомогательные (дополнительные) понятия: действия с информацией, передача информации, сообщение, смысл, форма представления информации, правило.
Материальное обеспечение урока: учебник (§ 9), рабочая тетрадь № 1, демонстрационный ПК, интерактивная доска SmartBoard, презентация к уроку, кодовые таблицы (Приложение 1), диагностическая карта, презентация к уроку (Приложение 2).
План урока
- Организационный момент (1–2 мин).
- Актуализация необходимых знаний (3–4 мин).
- Изучение нового материала по теме в виде эвристической беседы (8–10 мин).
- Выполнение заданий в рабочей тетради (7–10 мин).
- Физкультминутка (2–3 мин).
- Компьютерный практикум (10 мин).
- Обобщение и подведение итогов (3 мин).
- Домашнее задание (2–3 мин).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (1–2 мин.)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь!
II. Актуализация необходимых знаний (3–4 мин.)
Проверка знаний учащихся по ранее изученной теме «Представление информации» слайд №2 и №3.
Учитель: Ребята, давайте посмотрим, что мы с вами помним по теме прошлого урока. Посмотрите все на интерактивную доску. (смотрят на доску). На доске представлено задание (слайд 2).
(К интерактивной доске приглашается один из учащихся и выполняет задание, соединяя стрелками с помощью маркеров.)
Учитель: Спасибо! Молодец! Ты верно
соединил стрелками по смыслу. (Вопрос к остальным
учащимся) Какие типы данных вы знаете?
Ученик: Текстовые, числовые и
графические данные.
Учитель: Теперь давайте, выполним
второе задание. Посмотрите на доску. Необходимо
представить рисунком, текстом и числом
информацию о том, то на книжной полке три книги
стоят и две лежат.
К интерактивной доске на слайде 3 рисуют, пишут текст, один за другим по мере выполнения каждой части задания вызываются трое учащихся. (слайд 3)
Учитель: Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием!
После проверки знаний учащихся по теме прошлого урока, проводится актуализация знаний учащихся с помощью экспресс-опроса.
Учитель: Ребята, а теперь давайте
ответим на несколько вопросов, смотрим все на
доску слайд 4.
Учитель: Чем обмениваются люди при
общении?
Ученик: Люди при общении обмениваются
информацией.
Учитель: В каком виде люди передают
сообщения друг другу? Привести примеры форм
передачи информации.
Ученик: Люди передают друг другу
сообщения в виде рисунков, схем, фотографий,
жестов, письменных текстов.
Учитель: Обмен сообщениями — это
действие с информацией?
Ученик: При обмене сообщениями
происходит передача информации от одного лица
другому, значит это действие над информацией.
Учитель: Какие еще действия можно
выполнять с информацией?
Ученик: Над информацией можно выполнять
следующие действия: наблюдение, сбор и
представление.
Учитель: Молодцы, ребята, вы верно
ответили на все вопросы! Вы, верно сказали, что
над информацией можно выполнять следующие
действия: наблюдение, сбор и представление.
Сегодня на уроке мы рассмотрим с вами другое
действие над информацией кодирование.
III. Изучение нового материала по теме в виде эвристической беседы (8–10 мин)
При изложении материала данной темы урока необходимо последовательно раскрыть несколько аспектов:
- разнообразие действий с информацией;
- кодирование как одно из возможных действий с информацией;
- смысл кодирования: преобразование одной формы представления информации в другую;
- особенность кодирования: сохранение смысла сообщения;
- данные как закодированная информация;
- компьютер хранит в памяти закодированную информацию.
Изложение новой темы проводится в виде эвристической беседы, опираясь на знания и жизненный опыт учащихся, сопровождаемое презентацией.
Учитель: Для чего люди осуществляют такое действие с информацией, как кодирование? Это делается для того, чтобы сообщение, которое несет информацию, можно было бы сохранить или передать на носителе. Давайте, рассмотрим пример. Когда вы переходите дорогу, обычно вы идете по «зебре». Скажите, что такое «зебра»?
Ученик: «Зебра» – это широкие белые полосы, по которым можно переходить дорогу.
Учитель: Верно! «Зебра» является закодированной информацией для водителей и пешеходов. При переходе дороги вы также смотрите на светофор, который с помощью трех сигналов дает команду. Какие цвета светофора какие команды дает!
Ученик: Зеленый – иди, красный – стой, идти опасно, зеленый – ехать нельзя, а дороге пешеходы.
Учитель: Верно! Каждый цвет светофора дает закодированную информацию.
IV. Выполнение заданий в рабочей тетради (7–10 мин.)
При решении информационных задач предлагается
рассмотреть разнообразные способы кодирования.
На каждой парте лежат необходимые кодовые
таблицы. Некоторые способы кодирования уже
известны учащимся, с другими они встречаются
впервые. Важно, чтобы учащиеся представляли, что
кодирование осуществляется по определенным
правилам.
Все упражнения нацелены на отработку понятия
кодирования информации и навыков кодирования
различными способами.
Учитель: Откройте все рабочие тетради №1 страницу 37, и запишите число. Давайте, выполним первое упражнение. Вы должны отметить верное галочкой.
Целью упражнения 1 является формирование представления о кодировании. Учащиеся отмечают нужное продолжение галочкой.
(Правильный ответ: а) «Кодирование — это преобразование одной формы представления в другую»; б) «Перевод текста с одного естественного языка на другой — это кодирование информации»; в) «При кодировании сообщения происходит преобразование информации из одной формы в другую с сохранением прежнего смысла»; г) «Кодирование используют для изменения формы представления данных».)
Учитель: Теперь перейдем к упражнению 2. Преобразуем информацию с одного вида в другой.
Цель упражнения 2 — закрепить представление учащихся о кодировании как о преобразовании информации из одного вида в другой. Учащимся предлагается информация, представленная в форме рисунков. Требуется представить ее текстом и числами.
(Правильный ответ: Пять ручек, 5; Семь снежинок, 7; Три книги, 3.)
V. Физкультминутка (2–3 мин.)
Учитель: Давайте немного отдохнем. Дети выполняют вместе с учителем.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Продолжение этапа 4.
Учитель: В упражнении 4 вам необходимо закодировать слова с помощью кода Цезаря. Код Цезаря: вместо нужной буквы пишется следующая за ней по алфавиту. Выполняем только пункт а) и пункт б).
Упражнение 4 может заинтересовать учащихся в большей степени: используя код Цезаря, они должны закодировать предлагаемые слова.
Правильный ответ:
а)
КОМПЬЮТЕР |
МОНИТОР |
КЛАВИАТУРА |
лпнрэяуёс |
нпойупс |
лмбгйбуфсб |
б)
КНИГА |
БУМАГА |
ПАПИРУС |
лойдб | вфнбдб | рбрйсфт |
VI. Компьютерный практикум (10 мин.)
Ученики садятся за компьютеры.
Учитель: Ребята, давайте наши знания
используем при работе за компьютером. Перед вами
документ с кодом Цезаря. Вы должны ввести свое
имя во вторую таблицу, как это показано в первой
таблице, а затем закодировать свое имя с помощью
кода Цезаря.
Для компьютерного практикума выбран текстовый
редактор Microsoft Word.
Компьютерный практикум организуется на заданиях
по кодированию, аналогичных упражнениям рабочей
тетради. Заранее подготовлен файл с кодом Цезаря
и пустая таблица, куда учащиеся будут вводить
свое имя и коды букв своего имени.
VII. Обобщение и подведение итогов (3 мин.)
Учитель: Молодцы! Справились с заданием. А сейчас откройте страницу 40 рабочей тетради и мы с вами запишем новые слова. С какими новыми словами вы сегодня познакомились?
Ученик: Кодирование, код Цезаря.
Ученики записывают у себя в тетрадях, а учитель на доске.
Учитель: Верно! Значит, что такое
кодирование?
Ученик: Кодирование информации — еще
одно из возможных действий с информацией.
Учитель: Молодцы! Задание было тяжелым
или легким для вас?
Ученик: Легким.
Учитель: Что было труднее всего
выполнить?
Ученик: Возникли трудности в начале.
Учитель: Но у вас это получилось
сделать?
Ученик: Да.
Учитель: Мы сегодня с вами отлично
поработали.
VIII. Домашнее задание (2–3 мин.)
Учитель: Откройте дневники и запишите домашнее задание на следующий урок.
- Прочитать текст учебника — § 9 «Кодирование информации».
- В рабочей тетради № 1 выполнить задания №3 стр.38, №4 (в, г, д) стр.39.
Учитель: Спасибо за урок! Урок окончен.
Литература:
1. Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К. Конопатова,
Л.П.Панкратова, Н.А. Нурова. Информатика.
Учебник для 3 класса, Москва: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2005, допущено Министерством образования
Российской Федерации.
2. Обучение информатике в третьем классе:
Методическое пособие / Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак,
Н.К. Конопатова, Л.П.Панкратова. М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2004.
3. Информатика: Рабочая тетрадь для 3 класса. Ч.1,
Ч.2. / Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К. Конопатова,
Л.П.Панкратова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2004.
4. Компьютерный практикум в 3 классе. Обучение
информатике во втором классе: Методическое
пособие / Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.
Конопатова, Л.П.Панкратова. М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2004. стр.199–230.