Цели:
- Повторить понятия: алгоритм, команда, цикл, множество, закономерность, высказывания истинные и ложные.
- Закрепить умение выполнять и составлять алгоритмы с циклами.
- Закрепить умение восстанавливать правильную последовательность команд, работать по алгоритму.
- Учить определять принадлежность элементов множеству, его подмножеству, множеству, которое является пересечением двух множеств.
- Отрабатывать умения находить закономерность в цепочке, в таблице, восстанавливать пропущенные элементы.
- Учить определять истинность высказываний.
- Отрабатывать умение пользоваться алгоритмом при проверке безударных гласных в корне слова.
- Развивать логическое мышление детей, их речь и воображение.
- Создание условий для развития познавательных интересов детей.
- Обучение сотрудничеству, воспитание толерантности, честности, умению себя оценивать.
Оборудование. Музыкальная заставка «Космическая музыка»; сигнальный круг: <Рисунок 1>, <Рисунок 2>; таблица «Проверка безударной гласной в корне»; таблица 9 из «Комплекта наглядных пособий. Информатика. 3 класс»; таблички с изображением схем множеств и надписи пар множеств; 3 картинки с пейзажами; таблички с названиями повторяемых тем и определениями; изображение Янта. На партах: схемы алгоритмов, учебники-тетради «Информатика в играх и задачах. 3 класс. Часть 2», клеящие карандаши, цветные ручки, фишки.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Объявление темы
(Звучит музыка)
– Что напомнила вам музыка? (Космос)
– С сегодняшнего дня на уроках информатики мы
начинаем повторение. Кто догадался, почему
звучала космическая музыка? (Один из
персонажей нашего курса информатики –
космический пришелец Янт.)
– И не забывайте, что состояние его здоровья
зависит от ваших ответов. (Сигнальная карточка
<Рисунок 3>. Весь урок
обращаться к этому кругу, показывая настроение
Янта.)
– Сегодня у нас 4 команды. Команде, набравшей
больше баллов (фишки в коробочках, которые дети
откладывают себе самостоятельно за правильные
ответы), представится возможность
приветствовать гостя (т.е., продемонстрировать
домашнее задание: приветствие гостя и
рассказать о нашем крае).
III. Разминка. Задания на нахождение закономерностей
– Найдите закономерность, продолжите (записи на доске):
1. кот, танк, кино…
– По какому правилу составлен ряд? (Каждое
следующее слово начинается на букву, которой
заканчивается предыдущее слово.)
2. я, ор, мир, стол… (В каждом
следующем слове кол-во букв увеличивается на 1.)
3. б, д, з, *, *, щ. Вставить
пропущенные буквы. Составить ряд чисел по такому
же принципу.
(б, д, з, м, т, щ.); (2, 5, 9, 14, 20, 27.)
4. Разместить пропущенные фигуры (с.40,
упр. 23, 1-й рис.). (2 ученика у доски,
остальные в тетради)
IV. Повторение алгоритмов
1. Повторение теоретических сведений (параллельно с ответами вывешиваются таблички с определениями).
– Янт – космическое существо, и для его
успешного пребывания на нашей планете нужна
точность во всём, т.е., он действует всегда по … (алгоритму).
– Что такое алгоритм? (Алгоритм – это
пошаговый план действий.)
– Из чего состоит алгоритм? (Начало, конец,
команды, стрелки, цикл, ветвление)
– Что такое команда? (Команда – это каждый шаг
в алгоритме.)
– Что такое цикл? (Цикл – это повтор выполнения
команд.)
2. Составление алгоритма. (По таблице 9. <Рисунок 4>)
– Готовимся к встрече не только мы. Герои какой
сказки готовят угощение для встречи гостя? («Терем-теремок»).
– Попробуем составить алгоритмы для действий
лисы и мышки. Как озаглавим каждый алгоритм? («Налови
рыбы», «Собери грибы».) У каждого из вас на
парте один из этих алгоритмов. Добавьте
недостающие команды. <Рисунок 5>,
<Рисунок 6>. (В алгоритмах
отсутствуют некоторые команды и стрелки на
усмотрение учителя. Детям надо их вписать.)
V. Физкультминутка
1. Мы по сказке
походили, На
«два» поднимались,
Всё в ней круто
изменили. Всем
поулыбались.
Мы ногами
топали, И
опять потопали,
Мы в ладоши
хлопали.
В ладоши похлопали.
Будут в сказке помнить
нас.
Вот какие молодцы,
Наклонялись мы на
«раз»,
Вот какие удальцы!
2. Раз-два-три-четыре-пять
–
Каждый шаг
чеканим гулко.
Класс наш прыгает
опять.
Мы учиться все готовы
А потом у нас
прогулка,
И за парты сядем снова.
VI. Алгоритм. Правописание безударных гласных в корне
– Янт прислал список слов, в написании которых
он сомневается: прил*теть, пог*стить, З*мля,
встр*чайте (записаны на доске). Какая орфограмма
здесь пропущена? (Безударная гласная в корне
слова.) Как проверить безударную гласную в
корне слова? (Для того, чтобы проверить
безударную гласную в корне слова, надо изменить
слово или подобрать однокоренное так, чтобы
безударный гласный стал ударным.)
– Восстановите алгоритм для Янта. <Рисунок
7> (Все остальные команды из рисунка 8
распечатаны на полосках бумаги, которые надо
вклеить в схему алгоритма.)
– Сверьтесь с таблицей. (Таблица на доске.)
<Рисунок 8>
– По алгоритму вставляем безударную гласную. (Работа
детей у доски.)
– Какую тему повторили? (Алгоритм.)
VII. Множества
– Сейчас о том, что мы можем рассказать Янту о нашем крае.
- Евражка, белый медведь, бурый медведь… Это множество каких животных? (Множество животных Чукотки.) Дополните его.
- Голубика, брусника… Это что за множество? (Множество ягод Чукотки.) Дополните.
- Инэнликей, Ваалгыргын, Кевылкут… (Множество писателей Чукотки.) Дополните.
– Для каждой пары множеств найдите рисунок. <Рисунок 9>
– Составить по рисункам (из предыдущего
задания, рисунок 9) пары множеств на тему
«Ягоды».
VIII. Графический диктант (работа в обычной тетради)
– Сейчас пронаблюдаем траекторию полёта Янта:
начало, поставьте ручку на точку, вправо 1 клетку,
вверх 1 кл., вправо 1 кл., вверх 1 кл., влево 2 кл.,
вверх 2 кл., вправо 3 кл., вниз 4 кл., вправо 2 кл.,
вверх 4 кл., вправо 1 кл., вниз 2 кл., вправо 1 кл.,
вверх 2 кл., вправо 1 кл., вниз 4 кл., вправо 3 кл.,
вверх 3 кл., влево 1 кл., вверх 1 кл., вправо 3 кл., вниз
1 кл., влево 1 кл., вниз 3 кл., конец.
– Что повторили? (Алгоритм.)
– Тот, кто правильно выполнял команды, сможет
прочитать получившееся слово. (Янт.)
IX. Высказывания
– Сейчас определим, где и когда приземлился его корабль, составив таблицу истинности высказываний. (На доске три рисунка, три ученика у доски.)
- Это река.
- Был день.
- По реке не плыла лодка.
- На берегу стояла церковь.
<Рисунок 10>, <Рисунок 11>, <Рисунок 12>
(1. + + + + 2. + + –
– 3. + – –
+)
– В каком случае все высказывания истинные? (1)
– Значит, Янт <Рисунок 13>
приземлился… (На берегу реки возле церкви,
днём.)
– Что повторили? (Высказывания.)
X. Итог урока
(Подсчёт баллов, приветствие Янта
победителями, рассказ о Чукотке.)
– Какое настроение у Янта? Что повторяли сегодня?
Для чего нужны эти знания? Понравилось ли
занятие? (Оценки.)