Цели урока:
- продолжить формирование умений выделять звонкие согласные звуки [з], [з ] ;
- упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «з»;
- закреплять знание условного обозначения звонкого, твёрдого и мягкого согласных звуков;
- формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы;
- развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;
- воспитывать культуру учебного труда.
Оборудование урока:
- правила работы на уроке (таблички),
- изображения смешариков - Кроша, Нюши и Лосяша,
- тексты телеграмм,
- учебник «Азбука» 1 класс,
- варежки для вышивки ударных слогов,
- ладошки разноцветные.
Ход урока
I. Организационный момент.
Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и нашим гостям. Ведь улыбки располагают к приятному общению. А теперь настроимся на работу - откроем ладошки навстречу новым знаниям и произнесём волшебную фразу: «Я ХОЧУ МНОГО ЗНАТЬ!» Ведь вокруг нас так много интересного, стоит только оглянуться по сторонам. Но в любом де6ле необходимо соблюдать определённые правила.
(на доске висят таблички с правилами, дети их озвучивают.)
- Не выкрикиваем;
- Не перебиваем друг друга;
- Мы слышим друг друга;
- Учимся работать сообща;
Я желаю вам успеха!
II. Постановка целей и задач урока
(учитель открывает доску)
Ой, а что это такое? (на доске изображение Кроша и Нюши с текстом телеграммы)
Помогите! Спасите!
У Лосяша пропал голос!
Он не знает где его искать!
Помогите найти голос Лосяша!
Нюша и Крош
Ой, как жалко Лосяша. Я знаю, что рецепт лекарства есть у Совуньи в книге рецептов, но до неё ещё нужно добраться. Крошу и Нюше требуется помощь. Поможем Смешарикам? Любое дело нужно начинать с разминки.
III. Подготовка к восприятию
1) чистоговорка
Ать - ать - ать - начинаем мы играть,
Ре - ре - ре - живём дружно во дворе,
Зу - зу - зу - игрушки я во двор везу.
2) Игра «Твёрдый - мягкий» (со средствами обратной связи)
Я называю слово, а вы мне показываете его обозначение.
Забор, зерно, зубы, Зина, зонт, гроза, зима, ваза, зефир, роза.
Какие звуки вам встретились в этих словах? Какой буквой их обозначают?
3) Игра « Буква потерялась»
- я_ык,
- _онт,
- _ве_да,
- у_ор,
- _ебра,
- ко_а.
Какую букву вернули на место в словах? Сколько звуков она обозначает? Какие? Назовите слова , в которых вы слышали твёрдый согласный звук, а в каких мягкий.
Ну, что же, умственную разминку мы сделали, а теперь давайте проведём разминку для тела.
ФИЗМИНУТКА
1 - подняться, потянуться,
2- согнуться, разогнуться,
3 - в ладоши три хлопка, головою три кивка
4 - руки шире
5 - руками помахать
6 - за парту тихо сесть.
IV. Восприятие нового материала
Вот теперь мы можем приниматься за дело. Чтобы найти слова рецепта из книги рецептов Совуньи нужно выполнить некоторые задания.
1) Чтение слогов и слов
Прочитайте, приготовьтесь показать цифрой ударный слог.
ЗИ - ЗИМ - ЗИМА - ЗИМНИЙМО - МОРОЗ - МОРОЗЫ - МОРОЗНЫЙ
ЗА - ЗАДИРА
Вышейте крестиками на варежке слова, возле которых стоят снежинки. Поменяйтесь варежками. Проверьте узор у своего соседа.
Ребята, как думаете, что за прямоугольники стоят возле слов зимний, морозный? Какого они должны быть цвета и почему?
Составьте с одним из этих слов предложение по схеме:
Молодцы! Вот у нас и появилось первое слово, оно нам пригодиться.
А теперь немного отдохнём. Ведь чтобы отыскать другие слова и помочь Лосяшу нужно быть внимательным и собранным.
ФИЗМИНУТКА
Релаксационная пауза «Волшебный цветок добра»
2) Работа с загадкой
Что это за абракадабра?
Морозной МОЙЗИ и знойным ТОМЛЕ
Она ЛЕНЕЗЕЕТ и рады ТИДЕ.
Чтобы появилось второе слово для Лосяша нужно выполнить следующие задания:
а) Прочитайте, найдите слова из двух слогов. Покажите цифрой ударный слог. Назовите лишнее слово. Почему оно лишнее?
О чём эта загадка? (о ёлке), (на доске илл. Ёлки)
Найдите среди слов родственных слову «ёлка», такое в котором буква «е» является безударной.
Ёлка, ель, еловый, ёлочка
Хорошо! Вот у нас и появилось и второе слово, оно нам пригодиться.
3)Работа с текстом «Затеи деда Мороза»
Вернитесь к словам, посмотрите внимательно и скажите какое можно назвать «лишним»? (задира)
Как вы понимаете это слово? (Задира - человек, который затевает ссоры, драки.)
Прочитайте заголовок. Как понимаете слово «затеи»?
(Затеи - 1. задуманное дело, замысел; 2. забавы, развлечения.)
Как думаете, о чём текст? Перед тем как мы будем читать текст, закройте глаза и попробуйте представить, включив внутренний экран, о чём речь в тексте.
Давайте прочитаем текст и посмотрим подтвердятся наши догадки или нет.
Чтение текста «эхом». Сначала предложение читает учитель, затем дети.
Ребята, а теперь вам необходимо поработать на карточках. Говорят: «Ум хорошо, а два - лучше». Поэтому предлагаю вам поработать парами, и друг другу поможете, и Лосяша поскорее вылечим. Главное условие - в паре работать нужно дружно.
Задание: поставить в словах ударение и обозначить точкой гласную без ударения.
Молодцы! Вот у нас и появилось и третье слово, оно нам пригодиться.
Прочитайте все три слова. А теперь закройте глаза и мысленно отправьте эти слова Лосяшу.
V. Итог урока
Посмотрите, какую теперь телеграмму нам прислал Лосяш.
ТЕЛЕГРАММА
Спасибо!
Мне дали горячее молоко. Ко мне вернулся голос.
Теперь я совсем здоров.
Лосяш.
Молодцы! Помогли Лосяшу. Но не зря говорится, что доброе дело, совершённое для другого, приносит пользу, прежде всего тебе самому. Так и у нас. Вы не только помогли Смешарикам, но и сами приобрели новые знания. Давайте вместе вспомним, какие. Что было интересней?
VI. Рефлексия
У вас на партах есть «цветные» ладошки, с помощью которых вы можете оценить свою работу и настроение на уроке.
Поднимите и покажите.
Красная ладошка - всё сделали, не было затруднений.
Желтая ладошка - справились, но были затруднения.
Синяя ладошка - было очень трудно.