Подготовка к школе является одной из составных частей обеспечения преемственности между дошкольной и школьной системой образования. Так же широк спектр образовательных программ и в дошкольных учреждениях. Не всегда эти программы имеют между собой состыковку. Это значительно осложняет процесс адаптации детей к обучению на новой ступени. В последнее время в России появилось много инновационных школ. Наша школа с 2003 г. имеет статус агрошколы. Выпускники школы обладают качествами грамотного потребителя и организатора услуг рыночной экономики. Поэтому воспитанники дошкольного учреждения с младшей группы должны получать первые экономические знания, которые будут служить для дальнейшего экономического образования и воспитания.
Исходя из этого, мы разработали проект: “Арылах – наш общий дом” (данный проект ведется на родном якутском языке “Арыылаа5ым алаhа дьиэм” введение экономических знаний)
Участники: Воспитатели ДОУ – Еремеева Р.З., Николаева Р.В., Яковлева Н.В., Габышева В.О., Павлова Н.Н., Ефремова А.Е., учителя: Варламова Е.Н., Михайлова Н.К., Осипова Н.Н., Григорьева Ф.И., Данилова Н.Ю., дошкольники, учащиеся.
Цель: формирование общей культуры личности, их адаптация к жизни в обществе
Эта цель реализуется с помощью решения конкретных задач:
- Создание благоприятных условий для развития личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
- Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- Воспитание к духу патриотизма и к любви родной природе;
- Формирование адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитания экономической культуры и мышления;
- Создание условий развития способностей детей, приобщение их к жизни;
- Освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Форма работы к реализации:
Реализация преемственности между этими звеньями образования должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом:
- Сохранения самоценности каждого возрастного периода развития ребенка
- Готовности к школьному обучению
- Опоры на уровень достижения дошкольного детства, сформированности умений учится как фундаментального новообразования; освоения разных форм взаимодействия с окружающим миром.
Основные направления:
- методическая работа
- работа с детьми
- работа с родителями
- Методическая работа включает:
- взаимопосещение открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной школе
- рекомендации работающих в ДОУ воспитателей, психолога, логопеда выпускникам
- анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований психологов в ДОУ и школы
- участие воспитателей ДОУ в психолого-педагогическом консилиуме на базе школы
- участие в совместных заседаний МО, семинарах-практикумах
- обучение первоклассников на базе ДОУ
- распространение опыта в улусе, республике в форме открытых уроков, мастер классов
- участие в экспериментальной работе сетевого объединения “ТЕМП”
- Работа с детьми:
- организация экскурсий
- организация выставок детских работ, рисунков
- посещение школьников в ДОУ с концертом, представлениями
- совместное эколого-валеологические походы
- участие в научно-практических конференциях
- проведение кружка “Гном-эконом”
- Работа с родителями
- лекционная работа (круглые столы, всеобуч родителей, конференции)
- тематические классные часы с участием родителей
- совместное проведение праздничных дней
- спонсорство со стороны родителей
Основные направления работы в ДОУ “Сулусчаан”
- оздоровительно-физические;
- интеллектуальные;
- художественно-эстетические.
В детском саду с младшей группы начинают играть в ролевые игры, существуют зоны “Магазин”, “Природа”, “Вселенная”, “Парикмахерская”, “Дом” и т.п. Коллективные занятия проходят с экономическими содержаниями
Структура проекта “Арылах – наш общий дом”
Дошкольное образование
Ожидаемые результаты:
- развивается компетентность в сфере отношений к родному краю, к людям, к себе
- формируется знания об окружающем мире, стимулируется коммуникативная, познавательная, игровая и другие виды активности в различных видах деятельности
- развивается инициативность, любознательность, произвольность способность к творческому самовыражению.
Использованная литература
- Воронина М.Н. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2008 - 312с.
- Смирнова Е.В. Первые шаги к рынку: (методическое пособие для учителей начальных классов и воспитателей группы продленного дня). – М.: гуманитарный изд. центр “ВЛАДОС”, 1996.
- Курака Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80с.