"Начальные геометрические сведения"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Повторить и обобщить пройденный материал;
  • Закрепить и отработать теоретический материал при решении задач;
  • Воспитание внимания и взаимопомощи;
  • Развитие чувства ответственности за свои знания.

Оборудование: Компьютерный класс, раздаточные материалы, таблицы оценок:

Фамилия ученика  
Устная работа Тест Графический тест Самостоятельная работа Работа у доски Итоговая оценка
           

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

Начнем наш урок с разгадывания ребуса (Приложение 1. Слайды 1-3).

Ответ: Фигура.

Учитель: Постарайтесь дать определение геометрии, употребляя слово, фигура.
Ученик: Геометрия – это наука, занимающаяся изучением свойств фигур.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

В следующих ребусах необходимо разгадать название простейших геометрических фигур и дать им определение. (Приложение 1. Слайды 4-11).

Ученик: Точка. Геометрическая фигура, не имеющая размера.
Ученик: Луч. Часть прямой, имеющая начало и не имеющая конца.
Ученик: Угол. Геометрическая фигура, состоящая из точки и двух лучей выходящих из этой точки.
Учитель: А кто бил внимательным и скажет, какие простейшие геометрические фигуры мы не назвали.
Ученик: Прямая и отрезок.
Учитель: Дайте определение отрезка.
Ученик: Отрезок – это часть прямой, ограниченная двумя точками.

Учитель:

Геометрия – предмет такой
Сложно он дается детям
А учитель вроде и не злой
Только требует, чтоб знали все на свете.

Предлагаю вам задание на логическое мышление. (Приложение 1. Слайд 12).

Вместо знака вопроса, вставьте недостающую фигуру по смыслу.

Ученик: Развернутый угол.
Ученик: Точка.
Ученик: Прямая.

Учитель:

На практике проверить можно точно
Кто смог теорию усвоить прочно.

Проверка домашнего задания. Демонстрация слайда с верно решенным домашним заданием и самооценка учащимися его выполнения. (Приложение 2)

3. Постановка проблемы.

Выполнение разных видов теста. Первая группа садиться за компьютеры, и выполняет тест, а вторая - остается на местах и решает графический тест, с самопроверкой и выставляют себе оценки. (Приложение 3).

Учитель: Кто за тест получил “5”?

Ученики поднимают руки.

Учитель: Умнички.
Учитель: У кого есть ошибки?

Ученики поднимают руки.

Физпауза.

Потрудились славно, отдохнем исправно,
Вот минутка для игры или физзарядки.

Учитель: Около 90 % всей информации человек воспринимает глазами. Если ваши глаза устают, то снижается ваше внимание и активность. Давайте перед следующими заданиями дадим глазам и себе отдохнуть. Звучит тихая медленная музыка и выполняется комплекс упражнений.

Примерный комплекс:

  1. Закрыть глаза на несколько секунд, сильно напрягая глазные мышцы, затем раскрыть их, расслабив мышцы. Повторить 3-4 раза.
  2. Посмотреть на переносицу и задержать взор. Затем посмотреть вдаль. Повторить 3- 4 раза.
  3. Медленные наклоны головы: вперёд – влево – вправо – назад. Повторить 3-4 раза.
  4. Поморгать несколько раз глазами, не напрягая мышц. Сделать глубокий вздох и медленный выдох.

6. Повторение и отработка навыков.

Учитель (читает высказывание на доске):

Геометрия – это средство интеллектуального развития человека.

Вызывает ученика к доске для решения задачи.

Задача 1. На прямой взяты точки А, В и С такие, что А лежит между точками В и С и АВ =10 см, АС = 2 см. Точки Р и Q являются серединами отрезков АС и АВ соответственно. Найдите длины следующих отрезков: а) PQ, б) ВР.

Задача 2. Найдите вертикальные углы 1 и 3, а также 2 и 4, отмеченные на рисунке, в тех случаях, когда:

a) 2 - 3 = 135°.

7. Разгадывание кроссворда. (Приложение 4).

8. Повторный самоконтроль.

Вторая группа садиться за компьютеры, и выполняет тест, а первая - остается на местах и решает самостоятельно задачу.

Найдите вертикальные углы 1 и 3, а также 2 и 4, отмеченные на рисунке, в тех случаях, когда: 7( 1 + 3) = 2 + 4.

Демонстрация слайда с решение и самопроверка.

9. Итог урока.

Учитель:

Чтобы знания были впрок
Надо повторить урок.

Каким сегодня был для нас урок (закрепление или открытие) и почему?

Предполагаемый ответ ученика: Закрепления. Так как мы отрабатывали свои затруднения по теме.

Учитель: Что нам помогало на уроке?

Предполагаемый ответ ученика: Знание определений и свойств простейших геометрических фигур.

Учитель: Оцените свою работу на уроке.

У каждого ученика на столе лежит заготовка

Если вам все было понятно, то нарисуйте лицо № 1, если что-то осталось еще не понятым – лицо № 2, в остальных случаях – № 3.

Плакат

Учитель: Спасибо. Выставите в свои карточки итоговую оценку за урок, используя ваши промежуточные оценки (среднее арифметическое полученных оценок).

Пришло время для нового домашнего задания: № 76, № 86 (б).

Спасибо за урок.