Цели:
- Воспитание любви к родной стране, ее истории.
- Воспитание уважение друг к другу, к старшему поколению.
- Расширение кругозора учащихся.
- Развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Оборудование:
- Кинопроектор;
- Слайд-шоу;
- Фонограммы песен: “Песня о Тане Савичевой”, “Балтийская баллада”, “Ленинградские девчонки”, “Ленинградские мальчишки”, “Медаль за оборону Ленинграда”, “Бессмертный Ленинград”, “На дороге жизни А. Розенбаум”, “Священная война!” Левитан “Прорыв блокады”;
- Выставка фотографий, книг о блокаде Ленинграда;
- Карта по истории “Наступление на Ленинград”.
1. Организациооный момент.
-Звучит песня “Священная война” А. Александрова, сл. В. Лебедева - Кумача (1 куплет)
2. Ход занятия.
Учитель: Прослушав отрывок из песни, как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
Ученик 1:
Против нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту страшную войну.
Учитель: Великая Отечественная война стала суровым испытанием для советского государства.
Ученик 2: 22 июня 1941 г. Германия пересекла границы нашей страны. Первый удар по Ленинграду был нанесен с воздуха. 22.06.41 от 4.00 до 5.40 утра - "мессершмитты" (немецкие бомбардировщики) минировали Финский залив севернее Выборга. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. (показ на карте)
Ученик 3: Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы и фабрики.
Показ слайд-шоу: “Блокада Ленинграда”
- На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцам в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды. (Рисунок 3)
- Проводы на фронт. (Рисунок 4)
- Наступление на всех флангах. (Рисунок 5)
- Ленинград в блокадном кольце. (Рисунок 6, Рисунок 7)
- Рабочие патрули охраняют город. (Рисунок 8)
- К станкам стали женщины и дети. (Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11) -Звучат отрывки из песен “Ленинградские девчонки”, “Ленинградские мальчишки”
- Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде. (Рисунок12, Рисунок 13, Рисунок 14) -Звучит отрывок из песни “На дороге жизни А. Розенбаум”
- Эвакуация детей и стариков. (Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17)
- На Ленинград обрушилось свыше 100 тысяч фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тысяч снарядов. (Рисунок 18, Рисунок 19)
Ученик 4:
Без воды, без тепла, без света
День похож на чёрную ночь.
Может, в мире силы нету,
Чтобы всё это превозмочь.
Ученик 5:
Умирали – и говорили,
- Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли,
На колени не встали, нет!
Ученик 6:
И листовки летели с неба,
На пороги замёрзших квартир:
“Будет хлеб! Вы хотите хлеба?..”
“Будет мир! Вам не снится мир!”
Учитель: Татьяна Савичева - ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке, оставшейся от её старшей сестры Нины. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей. Сама Таня Савичева была эвакуирована из Ленинграда летом 1942 года. Скончалась девочка 1 июля 1944 в Шатковской районной больнице. Сам дневник сегодня выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия — в витрине одного из павильонов Пискарёвского мемориального кладбища.
Продолжение показа слайд-шоу.
- Звучит “Песня о Тане Савичевой”
- Таня Савичева (Рисунок20, Рисунок 21, Рисунок 22, Рисунок 23, Рисунок 24)
- Прорыв блокады. (Рисунок 25, Рисунок 26, Рисунок 27)
- 900 дней жил Ленинград в осаде. 900 дней и ночей шли на Ладоге смертельные бои. (Рисунок 28, Рисунок 29)
- Награды за оборону Ленинграда. (Рисунок 30, Рисунок 31) -Звучит отрывок из песни “Медаль за оборону Ленинграда”
- (Рисунок 32)
Учитель: А сейчас ребята я вам предлагаю нарисовать рисунки на тему “Блокада Ленинграда” и устроить выставку работ. (Звучит песня “Балтийская баллада”, ребята выполняют рисунки)
Выставка и обсуждение работ.
Итог занятия:
Он встал, как страж на сумрачном заливе,
Вонзая шпили в огненный рассвет.
Есть города богаче и счастливей,
Есть и спокойней, но прекрасней – нет!
В работе использованы материалы с сайтов http://viki.rdf.ru, http://criticalmass.org.ua.