Урок по русскому языку "Правописание парных согласных". 2-й класс (1—4) система Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор к ним проверочных.
  2. Обеспечить развитие речь, познавательных процессов (внимание, мышление, память), мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), воли и положительных чувств.
  3. Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: карточки с разноуровневым заданием, карточки со словами для ключевого письма, схема правила.

Ход урока

1. Эмоциональный настрой.

- За партами повернитесь лицом друг другу. Один раскроет ладони, а другой-накроет их своими. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, почувствуйте тепло. Пожелайте своему товарищу что-нибудь доброе. Я надеюсь, что это тепло будет вас согревать и помогать вам.

2. Минутка чистописания.

Не доро_ подаро_ – дороже внимание. (Запись на доске)

- Прочитайте, что это? (Пословица)
- Как вы понимаете смысл её? (Не важно, сколько стоит подарок, важно то, что о тебе помнят.)
- Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание. (Устно. Не дорог-буква Г, проверочное слово-дорогой. Подарок-буква К, т. к. это суффикс ОК.)
- Что можете сказать о буквах Г и К? (Они обозначают парные согласные звуки.)
- На минутке чистописания прописывать будем ту букву, которая обозначает парный звонкий звук, а может обозначать парный глухой звук. Какая это буква? (Г).
- Составьте свою цепочку из строчной, прописной букв Г и букв, обозначающих гласный звук, смягчающих впереди стоящие согласные.
- Какие буквы написали? (И, Я, Ю, Е, Ё).
- Какие ещё буквы обозначают парные согласные звуки? (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш)
- Почему они считаются “опасными”? (На конце слов пишутся не так, как слышатся.)
- Как проверить парные согласные на конце слов? (Дети говорят правило с примерами).

3. Определение темы и задач урока.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. ( Правописание слов с парными согласными на конце.)
- Чему будем учиться на уроке? (Писать правильно слова на данное правило, подбирая проверочные.)

4. Ключевое письмо.

- Ястре_, ено_, хле_, малы_, тру_, утю_, бере_, поя_, отря_, глобу_. (Запись на листе с пропущенными буквами).

- Прочитайте, запишите только пропущенную букву. (Лист переворачивается и там слова со вставленными буквами: Б, Т, Б, Ш, С, Г, Г, С, Д, С.)
- Поменяйтесь тетрадями за партой, и проверьте друг у друга. (Взаимопроверка).
- Поднимите руки, у кого всё правильно.
- Какое правило помогло написать правильно букву? ( Правописание слов с парными согласными на конце.)
- В каком слове можно вставить другую букву согласного парного звука? (Трус-труд, берег-берет).

5. Словарно-орфографическая работа.

Л Х Я Р Щ М З Ц Н Ы Ч К Й (Запись на доске.)

- Вычеркни буквы, которые обозначают непарные звонкие и глухие согласные. (Л, Р, М, Н, Й – н.зв.,Х, Щ, Ц, Ч – н. глух.)
- Какое новое словарное слово? (Язык)
- Каково лексическое значение этого слова? (Язык-это орган, который находится во рту у человека и животных.)
- Какое значение имеет слово “язык” в словосочетании “русский язык”, “английский язык”? (Средство общения между людьми).
- В фильмах о войне часто звучат фразы “захватили языка”, “привили языка”. Какое здесь значение этого слова? (Пленный человек, от которого нужно получить информацию).
- Что можете сказать о слове? (Оно многозначное).
- Запишем слово и поработаем с ним.(1 ученик проговаривает, учитель пишет на доске, ребята в тетрадях: ударение, слоги, опасные места)
- Какое “опасное” место можно проверить? Как? (Парный согласный К - языки)
- Какое “опасное” место запомнить? Как? (Безударный гласный Я-здесь спряталось слово-Я).
- Какие пословицы, поговорки, фразеологизмы с данным словом вы знаете? (Ответы детей)

Корова языком слизала. (Запись на доске)
Держи язык за зубами.
Язык до Киева доведёт.

- Найти и зачитать предложение, в котором говорится, что нужно молчать.(2)
- Быстро и неожиданно исчез.(1)
- Умение говорить, выручит в любой ситуации.(3)
- Запишите то предложение, где все согласные парные и подчеркните их.
- Какое предложение записали?(3)
- Назови парные согласные.

6. Физкультминутка.

- Представь большой круг. Обведи его только глазами по часовой стрелке, потом против.
- Закройте глаза и посмотрите на кончик носа. Представьте, что он растёт, продолжайте следить за ним закрытыми глазами. А теперь он уменьшается.
- Быстрое моргание глазами.
- Встаньте, выйдете из-за парт. Положите руки на плечи друг другу и закройте глаза. Присесть, встать, наклон влево, вправо, постоять на правой ноге, на левой, подпрыгнуть.

7. Тренировочные упражнения.

А) Мазать, грибник, ледник, глазастый, дедушка, голубиный. (Запись на доске).

- Прочитайте, укажите корень в каждом слове (Ответы детей по цепочке)
- Послушайте, как звучит согласный на конце корня.
- Подберите однокоренные слова к каждому, на наше правило и запишите, подчёркивая букву на конце слов.
- Назовите слова. (Ответы детей по цепочке)
- Как назвать слова на доске по отношению к словам в тетради. (Проверочные)
- Почему парные согласные на конце слов нужно проверять?
- Как проверить?

Б) Север, жара, правда, тьма, польза. (Запись на доске)

- Прочитайте, что общего в словах? (Существительные, нарицательные, неодушевлённые, в ед. числе).
- Назовите “лишнее” слово. (Север-м. р., остальные-ж. р., тьма-1 слог, остальные-2, жара-ударение на 2 слог, в остальных-на 1).
- Подберите и запишите к каждому слову антоним, чтобы на конце была наша орфограмма. Подчеркните, выделите корень.(1 ученик пишет на доске: юг, холод, ложь, свет, вред. Остальные в тетрадях)

- Докажите написание букв.
- Как проверить парную согласную на конце слов?

В)

Вороний глаз;
Красный мак;
Вкусный пирог;
Тёплый шарф;
Больной зуб;
Уютный шалаш. (Запись на доске)

- Прочитайте внимательно словосочетания, постарайтесь запомнить.
- Ориентируясь на первые слова, запишите только вторые. (Вторые слова закрываются)
- Проверьте, выделите корень. Как звучит согласный на конце слов?
- Докажите написание.
- Разделите на группы. (На 2-по количеству слогов, на 3-по количеству букв, на 2-по последней букве, парный звонкий-глухой звук).
- Как проверить парную согласную на конце слов?

Г) (Каждому роздан лист с заданиями по уровню сложности).

1 уровень.

Напиши слова в единственном числе. Подчеркни буквы, обозначающие парные согласные звуки на конце слов.

Абрикосы, гаражи, малыши, грузы, рассказы, стрижи, холода, дожди, кости, кроты, рога.

2 уровень.

Напиши пропущенную букву, а рядом проверочное слово.

Сторо_, моро_, матро_, горо_, рыба_, шутни_, отря_, чертё_, подно_, каранда_, портре_.

3 уровень.

Запиши предложения, исправляя ошибки.

В зимний холат всякий молат. Береги ноз в сильный марос. По рике плывёт плод. На обет был гребной суб.

- Прочитайте все задания и выберите то, которое вам по силам.
- Когда выполните, переверните листок и проверьте свою работу. (На обратной стороне ответы)

8. Итог урока.

- Что выручало вас на уроке при выполнении заданий?
- Оцените свои знания, умения по теме.
- Что было интересным для вас на уроке?
- Что сложным?

9. Домашнее задание.

Составить задание для одноклассников по данной теме или с.138 №318 из учебника.