Цели:
- Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор к ним проверочных.
- Обеспечить развитие речь, познавательных процессов (внимание, мышление, память), мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), воли и положительных чувств.
- Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: карточки с разноуровневым заданием, карточки со словами для ключевого письма, схема правила.
Ход урока
1. Эмоциональный настрой.
- За партами повернитесь лицом друг другу. Один раскроет ладони, а другой-накроет их своими. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, почувствуйте тепло. Пожелайте своему товарищу что-нибудь доброе. Я надеюсь, что это тепло будет вас согревать и помогать вам.
2. Минутка чистописания.
Не доро_ подаро_ – дороже внимание. (Запись на доске)
- Прочитайте, что это? (Пословица)
- Как вы понимаете смысл её? (Не важно, сколько
стоит подарок, важно то, что о тебе помнят.)
- Вставьте пропущенные буквы и объясните их
написание. (Устно. Не дорог-буква Г, проверочное
слово-дорогой. Подарок-буква К, т. к. это суффикс
ОК.)
- Что можете сказать о буквах Г и К? (Они
обозначают парные согласные звуки.)
- На минутке чистописания прописывать будем ту
букву, которая обозначает парный звонкий звук, а
может обозначать парный глухой звук. Какая это
буква? (Г).
- Составьте свою цепочку из строчной, прописной
букв Г и букв, обозначающих гласный звук,
смягчающих впереди стоящие согласные.
- Какие буквы написали? (И, Я, Ю, Е, Ё).
- Какие ещё буквы обозначают парные согласные
звуки? (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш)
- Почему они считаются “опасными”? (На конце
слов пишутся не так, как слышатся.)
- Как проверить парные согласные на конце слов? (Дети
говорят правило с примерами).
3. Определение темы и задач урока.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (
Правописание слов с парными согласными на конце.)
- Чему будем учиться на уроке? (Писать правильно
слова на данное правило, подбирая проверочные.)
4. Ключевое письмо.
- Ястре_, ено_, хле_, малы_, тру_, утю_, бере_, поя_, отря_, глобу_. (Запись на листе с пропущенными буквами).
- Прочитайте, запишите только пропущенную
букву. (Лист переворачивается и там слова
со вставленными буквами: Б, Т, Б, Ш, С, Г, Г, С, Д, С.)
- Поменяйтесь тетрадями за партой, и проверьте
друг у друга. (Взаимопроверка).
- Поднимите руки, у кого всё правильно.
- Какое правило помогло написать правильно букву?
( Правописание слов с парными согласными на
конце.)
- В каком слове можно вставить другую букву
согласного парного звука? (Трус-труд,
берег-берет).
5. Словарно-орфографическая работа.
Л Х Я Р Щ М З Ц Н Ы Ч К Й (Запись на доске.)
- Вычеркни буквы, которые обозначают непарные
звонкие и глухие согласные. (Л, Р, М, Н, Й – н.зв.,Х,
Щ, Ц, Ч – н. глух.)
- Какое новое словарное слово? (Язык)
- Каково лексическое значение этого слова? (Язык-это
орган, который находится во рту у человека и
животных.)
- Какое значение имеет слово “язык” в
словосочетании “русский язык”, “английский
язык”? (Средство общения между людьми).
- В фильмах о войне часто звучат фразы “захватили
языка”, “привили языка”. Какое здесь значение
этого слова? (Пленный человек, от которого нужно
получить информацию).
- Что можете сказать о слове? (Оно многозначное).
- Запишем слово и поработаем с ним.(1 ученик
проговаривает, учитель пишет на доске, ребята в
тетрадях: ударение, слоги, опасные места)
- Какое “опасное” место можно проверить? Как? (Парный
согласный К - языки)
- Какое “опасное” место запомнить? Как? (Безударный
гласный Я-здесь спряталось слово-Я).
- Какие пословицы, поговорки, фразеологизмы с
данным словом вы знаете? (Ответы детей)
Корова языком слизала. (Запись на доске)
Держи язык за зубами.
Язык до Киева доведёт.
- Найти и зачитать предложение, в котором
говорится, что нужно молчать.(2)
- Быстро и неожиданно исчез.(1)
- Умение говорить, выручит в любой ситуации.(3)
- Запишите то предложение, где все согласные
парные и подчеркните их.
- Какое предложение записали?(3)
- Назови парные согласные.
6. Физкультминутка.
- Представь большой круг. Обведи его только
глазами по часовой стрелке, потом против.
- Закройте глаза и посмотрите на кончик носа.
Представьте, что он растёт, продолжайте следить
за ним закрытыми глазами. А теперь он
уменьшается.
- Быстрое моргание глазами.
- Встаньте, выйдете из-за парт. Положите руки на
плечи друг другу и закройте глаза. Присесть,
встать, наклон влево, вправо, постоять на правой
ноге, на левой, подпрыгнуть.
7. Тренировочные упражнения.
А) Мазать, грибник, ледник, глазастый, дедушка, голубиный. (Запись на доске).
- Прочитайте, укажите корень в каждом слове (Ответы
детей по цепочке)
- Послушайте, как звучит согласный на конце корня.
- Подберите однокоренные слова к каждому, на наше
правило и запишите, подчёркивая букву на конце
слов.
- Назовите слова. (Ответы детей по цепочке)
- Как назвать слова на доске по отношению к словам
в тетради. (Проверочные)
- Почему парные согласные на конце слов нужно
проверять?
- Как проверить?
Б) Север, жара, правда, тьма, польза. (Запись на доске)
- Прочитайте, что общего в словах? (Существительные,
нарицательные, неодушевлённые, в ед. числе).
- Назовите “лишнее” слово. (Север-м. р.,
остальные-ж. р., тьма-1 слог, остальные-2,
жара-ударение на 2 слог, в остальных-на 1).
- Подберите и запишите к каждому слову антоним,
чтобы на конце была наша орфограмма. Подчеркните,
выделите корень.(1 ученик пишет на доске: юг,
холод, ложь, свет, вред. Остальные в тетрадях)
- Докажите написание букв.
- Как проверить парную согласную на конце слов?
В)
Вороний глаз;
Красный мак;
Вкусный пирог;
Тёплый шарф;
Больной зуб;
Уютный шалаш. (Запись на доске)
- Прочитайте внимательно словосочетания,
постарайтесь запомнить.
- Ориентируясь на первые слова, запишите только
вторые. (Вторые слова закрываются)
- Проверьте, выделите корень. Как звучит
согласный на конце слов?
- Докажите написание.
- Разделите на группы. (На 2-по количеству слогов,
на 3-по количеству букв, на 2-по последней букве,
парный звонкий-глухой звук).
- Как проверить парную согласную на конце слов?
Г) (Каждому роздан лист с заданиями по уровню сложности).
1 уровень.
Напиши слова в единственном числе. Подчеркни буквы, обозначающие парные согласные звуки на конце слов.
Абрикосы, гаражи, малыши, грузы, рассказы, стрижи, холода, дожди, кости, кроты, рога.
2 уровень.
Напиши пропущенную букву, а рядом проверочное слово.
Сторо_, моро_, матро_, горо_, рыба_, шутни_, отря_, чертё_, подно_, каранда_, портре_.
3 уровень.
Запиши предложения, исправляя ошибки.
В зимний холат всякий молат. Береги ноз в сильный марос. По рике плывёт плод. На обет был гребной суб.
- Прочитайте все задания и выберите то, которое
вам по силам.
- Когда выполните, переверните листок и проверьте
свою работу. (На обратной стороне ответы)
8. Итог урока.
- Что выручало вас на уроке при выполнении
заданий?
- Оцените свои знания, умения по теме.
- Что было интересным для вас на уроке?
- Что сложным?
9. Домашнее задание.
Составить задание для одноклассников по данной теме или с.138 №318 из учебника.