Общая идея урока: единство воспитания, обучения и развития.
Общая функция урока: целостное формирование личности на основе воспитывающего и развивающего обучения.
Цель урока: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи;
- формировать умения делать зарисовки элементарного узора по мотивам Гжельской росписи, в основе которого лежит гжельская роза и мазки разные по характеру;
- учить выполнять зарисовки кистью и гуашевыми красками, пользуясь техническими приемами выполнения мазка (всем ворсом кисти с постепенным поворотом и рисованием концом кисти);
- учить насыщать кисть краской, набирая её на одну сторону кисти; или используя прием набора двух красок ( с одной стороны белила, с другой – кобальт);
- развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель);
- воспитывать активность, усидчивость, аккуратность при работе с красками.
Тип урока: урок-восхождение
Особенность урока: использование ИКТ на уроке
ТСО: видеопроектор, компьютер, видеофильм из альманаха «Народные промыслы России» «Глиняное чудо» (5 мин.), презентация «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель», художественные материалы.
Зрительный ряд: Гжельская керамика и иллюстрации с ее изображением, схемы-таблицы с изображением Гжельских узоров.
План урока:
№ | Этапы уроков | Время | Ход урока | Планируемые действия учеников |
1 | Оргмомент | 0,5 | ||
2 | Установочная беседа по теме урока | Сегодня мы начинаем разговор о русских
промыслах. (Презентация)
О том, что создавали народные мастера, чьи
традиции мы бережно храним. Давным-давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из нее делай! И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло еще много времени, может быть, целые столетия, и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим. В нем варили еду, хранили воду и съестные припасы. Шли века. Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы… Маленькие, большие, подчас такие большие, что в них мог поместиться человек. Форма была то простая, то замысловатая. Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина. Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, – майолика. Фаянсовая посуда – из белой глины. А вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины. Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров. |
||
2 | Изучение нового материала: Знакомство с особенностью гжельской росписи. |
Гжель (Гжельская керамика), изделия
керамических промыслов Московской области,
центром которых была бывшая Гжельская волость. Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенных синей росписью. И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. За что гжель нравится всем? Чем она отличается? Да, прежде всего, своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись! Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей. Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Это квасники – декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокий, куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырех округлых ножках; кумганы – подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи («напейся-не-облейся»), блюда, тарелки и др. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – веселые, красивые. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею. |
||
3 | Просмотр видеофильма | 5 | Сейчас мы с вами посмотрим фильм «Глиняное чудо» о том, как сейчас продолжается дело гжельских мастеров. | |
4 | Актуализация знаний | На доске мелом или кистью на
тонированной бумаге показываю несколько
набросков посуды, готовые таблицы и приемы
комбинаторики из заготовок разных силуэтов.
Придумайте форму одного предмета. А теперь сами
придумайте сервиз из 2-3 предметов (сделайте
маленькие подмалевки белой краской). Посмотрите, как можно рисовать гжельскую розу. Необходимо положить на палитру синюю краску (ведь мастера гжели выполняют свои росписи кобальтовой краской); смочить кисть и поставить её ворсом на палитре так, чтобы она расплющилась. Затем плавно подвести кисть к комочку краски одной стороной и набрать на кисть синюю краску. Когда мы делаем мазок на бумаге (показываю), то видим мягкий переход от насыщенного глубокого синего цвета к более бледному. Такой же эффект можно получить, если на палитре рядом будут лежать синяя и белая краски, а кисточка возьмет на одну свою сторону белила, а на другую – синюю краску ( показываю переход оттенков при выполнении мазка). Приглядитесь, моя кисть сначала рисует всем ворсом, а затем, постепенно приподнимаясь над бумагой, – концом. |
||
5 | Практическая работа | На белом подмалевке сделайте украшение в стиле гжельской росписи изображение розы и мазков, следите за заполнением всей формы рисунком. Наносите рисунок мазками. | ||
6 | Физминутка | Выполните упражнения: Исходное положение – стоя, ноги вместе. Выполните полуприседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед. Упражнения повторите 8-10 раз. Исходное положение – стоя, ноги вместе. Наклоните корпус вперед и свободно раскачивайте прямыми руками вправо и влево. Потренируйте мышцы глаз. Выполните круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. Упражнение повторите 4-6 раз. |
||
7 | Работа по заданному алгоритму | Контроль правильности выполнения приемов работы; оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; контроль объема и качества выполненной работы. | ||
8 | Подведение итогов. Выставка работ учащихся. | Давайте найдем самые интересные по
форме предметы. – Что сумел найти автор необычного в форме этой посуды? Теперь рассмотрим украшение. – Какие работы вам больше понравились? Почему? – В какой из работ наиболее яркая гжельская роспись и роза? Какая? – Кому по душе нежный рисунок? Почему? |
||
9 | Домашнее задание | Рассмотреть посуду: какая у нее форма, роспись, материал. Подумать, как дома используется посуда (повседневная, праздничная, сувенирная). |