Перемены, происходящие в современном обществе, требуют новых подходов в сфере образования. В “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” перед системой образования поставлены новые приоритеты. При этом ведущей является подготовка молодого поколения, готового жить и действовать в информационном обществе, способного адаптироваться в быстро меняющемся социуме, стремиться к творческой преобразующей деятельности и выходу за пределы стандартного опыта.
Готовность к творчески преобразующей деятельности предполагает, что выпускник в условиях меняющейся ситуации способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, построить новый проект своих действий. Все это означает способность человека к рефлексии.
Итак, обозначен ориентир, на который должно быть направлено образование. Становится ясно, что процесс образования должен не столько строиться по типу передачи предметного знания, предметных умений и навыков, сколько создавать условия для формирования и развития способностей ученика к деятельности, самоопределению, рефлексии, мышлению.
В соответствии с этим, политика образовательного учреждения должна быть направлена не столько на передачу учащимся конкретных знаний из различных областей, сколько на обеспечение условий для их самоопределения и самореализации, на гуманизацию, профилизацию и информатизацию образовательного процесса, на реализацию личностного подхода к обучению и воспитанию школьников.
Наше образовательное учреждение постоянно находится в режиме развития. Освоение новых педагогических технологий, информатизация учебного процесса, ранняя профилизация, психологическое сопровождение обучения и воспитания и другие инновации - постоянно в зоне внимания педагогического коллектива.
Принято говорить о достижениях и успехах лицея в том или ином направлении, однако сегодня мы считаем необходимым обозначить ряд проблем:
По направлению “Самоопределение” в лицее созданы определенные условия: существует система работы классных руководителей и педагогов-психологов по этому вопросу.
Однако, система эта касается большей частью профессионального самоопределения, но и при этом носит периодический характер, связанный с разовыми мероприятиями и не затрагивает вопросы творческого и личностного самоопределения.
По направлению “Самореализация” в лицее существует система дополнительного образования, включающая кружковую, секционную, предметную деятельность по нескольким направлениям. Однако, учитывая запросы учащихся, их родителей, требования современного общества необходимо введение таких кружков и секций, как хореографический, компьютерного дизайна, художественная фотостудия, клуб ораторского мастерства/
По направлению “Гуманизация” то есть переориентация на личностную направленность, как процесс и результат развития и самоутверждения личности и как средство ее социальной устойчивости в лицее создаются условия для воспитания гражданина, личностно-ориентированный подход провозглашен в обучении и воспитании. Однако на практике даже личностно-ориентированный подход реализуется ситуативно, а такие проблемы как приобщение к общественно-полезному труду, воспитанию ответственности остаются нерешенными.
По направлению “Профилизация” разработаны локальные акты по профильному обучению, разрабатываются учебные планы с учетом профильной направленности классов. Но нет возможности учесть и удовлетворить потребности всех и каждого, а значит, необходим переход на индивидуальные учебные планы.
По направлению “Информатизация” большое внимание уделяется укреплению материально-технической базы лицея, обучению кадров, информационно-коммуникативные технологии применяются и в обучении и в воспитании. Но с приобретением каждого нового компьютера растет вероятность замены живого общения на работу с машиной, а это ведет к проблемам со здоровьем и учащихся, и педагогов.
Направления политики образовательного учреждения по подготовке молодого поколения к жизни в современном обществе | Какие условия созданы | Недостатки, проблемы |
Самоопределение | Существует система самоопределения. | - только профессиональное
самоопределение; - носит периодический характер. |
Самореализация | Существует система кружковой работы,
спортивных секций:
|
Не все направления охвачены. Нет:
|
Гуманизация | - созданы условия для воспитания
гражданина; - в обучении и воспитании личностно-ориентированный подход провозглашен. |
- личностно-ориентированный подход
реализуется ситуативно; - слабо решаются проблемы приобщение к общественно-полезному труду, воспитанию ответственности. |
Профилизация | - разработаны локальные акты; - разрабатываются учебные планы с учетом профильной направленности классов. |
- не учитываются потребности всех и каждого. |
Информатизация | - высокий уровень
материально-технической базы; - использование в учебно-воспитательном процессе; - уделяется внимание подготовке кадров по ИКТ |
- слабый уровень владения
информационными технологиями; - рост вероятности “перегибов”: замены живого общения на работу с машиной (проблема здоровья). |
Миссия нашей школы - воспитание интеллектуально развитой, конкурентоспособной личности, подготовленной к продолжению образования и творчески преобразующей деятельности в социуме через интеграцию личностно ориентированного пространства.
Так каким же должен быть выпускник?
Поиск целевой установки образовательного учреждения связан сегодня не только с осмыслением его предназначения, но и с моделированием образа выпускника. Выпускник должен быть способен к самоопределению и самореализации. Человек, способный к самоопределению, ответственно относится к деятельности, не испытывает неопределенности и дискомфорта, умеет и уважительно относиться к иному, адекватен ситуации, осуществляет неслучайный выбор.
В 2006 году была разработана программа развития лицея, в которой значительное внимание уделено компонентам модели выпускника, сформулированным с учётом компетентностного подхода к воспитанию и обучению.
Для достижения соответствия программы развития, существующих моделей выпускника, реальным потребностям и запросам учащихся и их родителей с одной стороны и возможностям педагогов с другой стороны при подготовке к педсовету мы провели анкетирование среди учащихся и педагогов лицея. Цель анкетирования педагогов: вычленить проблемы, стоящие перед школой в организации процесса подготовки учащихся к творчески преобразующей деятельности в социуме ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
В анкетировании приняло участие 18 педагогов.
1. Педагоги лицея в работе с учащимися считаю важным влияние уровня образования, общей культуры, наличия неблагополучных и малообеспеченных семей, наличия семей, достаточно ответственно относящихся к родительским обязанностям, наличие семей, активно сотрудничающих с лицеем, и выделяют как проблему наличие семей, мало занимающихся вопросами воспитания ребенка.
2. Сегодня в ситуации привлечения родителей к деятельности лицея почти 90 % педагогов понимают важность изучения запросов потребителя.
3. При этом почти 83 % убеждены, что уже сейчас лицей обеспечивает образовательные потребности микросоциума.
4. 11 % из опрошенных педагогов считают, что лицей недостаточно конкурентоспособен и престижен в удовлетворении образовательных потребностей микросоциума.
5. 100 % опрошенных убеждены, что творческий поиск прогрессивных педагогических технологий способствует ли повышению конкурентоспособности лицея
6. Около 40 % опрошенных отмечают высокую степень важности наличия широкого спектра инновационных учебных программ в удовлетворении образовательных потребностей микросоциума.
7. Несмотря на существующие проблемы, 100 % педагогов оценили уровень гуманизации образовательного процесса как высокий и очень высокий.
8. Около 90 % педагогов считают наличие уровневой дифференциации в обучении средством достижения высокого уровня обученности и качества знаний учащихся.
Таким образом, результаты анкетирования демонстрируют недостаточное соотнесение реальных проблем образовательного учреждения с потребностями и возможностями микросоциума ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
По итогам анкетирования учащихся, в котором приняли участие 87 человек
(9-11 классов)
1. 66,6 % считают необходимым для реализации личных жизненных планов получение высшего образования.
2 человека не имеют представления о том, какое образование им необходимо.
2. Задачи, стоящие перед школой, учащиеся ранжировали следующим образом
Задача, которая не представляются детям актуальной:
- обеспечение пребывания в школе в течение полного дня.
Задачи важные для учащихся и нуждающиеся в решении:
- профилактика и предотвращение отклонений в
поведении учащихся: курение, хулиганство,
сквернословие, распитие спиртных напитков и др.;
- обеспечение, сохранение и поддержка здоровья;
- обеспечение физического развития;
- обеспечение условий для проявления и развития
склонностей, способностей;
- обеспечение условий для освоения знаний, умений
и навыков высоконравственного поведения;
- обеспечение условий для воспитания
самостоятельности и чувства ответственности;
- обеспечение условий для обучения законам и
правилам повседневного грамотного общения с
людьми;
- обеспечение знания культуры, истории, религии
разных народов мира;
- обеспечение знания национальной истории,
культуры, религии;
- формирование навыков самостоятельного
обучения;
- обеспечение освоения установленного
обязательного объема знаний по предметам, в
разных предметных сферах;
- предоставление возможности получить как можно
больше знаний и умений в разных сферах;
- обеспечение подготовки, достаточной для
получения образования более высокого уровня;
- обеспечение условия для освоения трудовых
навыков профессиональной деятельности.
Задачи, решение которых необходимо при наличии у школы возможностей:
- обеспечение условий для воспитания
законопослушного гражданина;
- обучение правилам и умениям пользования
различными бытовыми предметами, инструментами,
техникой;
- обеспечение знаний и навыков экологически
грамотного поведения.
Надеемся, что взгляд на задачи современного обучения и воспитания глазами детей заставит нас задуматься над способами и методами обучения и воспитания.
На педагогическом совете по теме: “Воспитательная система – как элемент педагогической стратегии лицея №1 им. Н. К. Крупской. Эффективность развития” мы подводили промежуточные итоги работы.
В решении этой проблемы мы находимся на третьем этапе формирования, отработки и совершенствования компонентов воспитательной системы лицея, реализации школьных целевых программ.
Воспитательная система школы представляет собой комплекс взаимосвязанных блоков – компонентов:
- цели;
- деятельность, обеспечивающая их реализацию;
- субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие;
- отношения, интегрирующие субъектов в некую общность;
- среда системы, освоенная субъектами;
- внутренние управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов системы в целостность.
С 2006 года школа работает над новой методической проблемой, на пути решения которой стоят задачи воспитательного характера:
- Создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей учащихся в самообразовании и получения дополнительного образования;
- Организация предпрофильной и профильной подготовки обучающихся;
- Сохранение и возрождение духовного потенциала страны, ориентированного на утверждение в повседневной жизни общечеловеческих ценностей бытия;
- Формирование общей культуры личности на основе обязательного минимума образовательных программ, адаптация обучающихся к жизни в обществе;
- Воспитание человека-гражданина, интегрированного в современном ему обществе и нацеленного на совершенствование этого общества, и любви к Родине.
- Сохранение и укрепление здоровья учащихся, воспитание в них стремления к здоровому образу жизни.