Введение
Актуальность: Исходя из реалий сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний, для более полного раскрытия возможностей и способностей школьников учащимся предоставляется возможность заниматься проектной деятельностью, где они приобретают навыки и умения в научно-исследовательской деятельности под руководством педагогов и других специалистов. Приятно отметить, что с каждым годом число желающих ребят растёт, с удовольствием соглашаются и оказывают посильную помощь специалисты различных отраслей, таких как органы здравоохранения, внутренние органы милиции, учреждения культуры, специалисты администрации, промышленные организации.
Ребёнок появился на свет, открыл глазки, потянул что-нибудь в рот, делает первые шаги и уже шире кругозор, с самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, для него всё впервые. Это нам взрослым всё как нам кажется известно. Познавательная активность детей очень высокая особенно в младшем возрасте, каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Для полноценного существования в интенсивно меняющейся среде современному человеку всё чаще приходится проявлять исследовательское поведение.
"Парадоксом исследовательского обучения является то, что педагог, работающий в русле идей, может научить ребёнка даже тому, чего не умеет сам. Он должен, безусловно, быть творцом-исследователем всех знаний на свете. В условиях исследовательского обучения педагог не обязан всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, находить любые ответы и уметь научить этому детей".[1]
Я думаю, что не за горами обязательное исследовательское обучение. Широко в школах внедряется проектная деятельность. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт учащемуся возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации профессионального обучения.
[1] ж-л Директор школы №9/2008 г.
Проектная деятельность
"Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи". Песталоции
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и ученика, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Однако овладение проектной деятельностью нередко вызывает затруднения у учащихся. Необходимо определить проблемные зоны, выявить трудности, барьеры.
Обобщив опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие этапы:
Поиск проблемной области: обсуждение проекта - это совместная работа, обмен мнениями, согласование интересов. Педагог на этом этапе должен корректировать ход мыслей, выдвижение идей. Для бесконфликтного согласования интересов, учителю рекомендуется поставить чёткие цели и добиваться их принятия учащимися, помня, что детям нужны ориентиры. Им нужно знать, какова структура проблемы, какие потребуются сведения и как их можно добыть. Учителю предлагается помочь в следующем: имеющиеся знания о исследуемой проблемной области тезисно зафиксировать в тетради; выяснить, какая потребуется информация, как, когда и где можно её найти.
Стимулирование идей: вопросы, проблемы для учащихся, стимулирующие выдвижение наиболее интересных идей, но в тоже время реально осуществимых. Создать условия для доверительной атмосферы. Для оценивания предложений нужно вести деловой разговор и критику по существу.
Необходимо правильно подобрать, сформулировать тему проектной деятельности. Различают открытые и закрытые формулировки темы проекта. Открытая даёт большую степень свободы в способах решения проблемы, позволяет ученику больше экспериментировать. Закрытая формулировка темы предлагает чёткое конкретное обозначение того, что будет сделано.
- Целеполагание: педагог помогает учащемуся выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу.
- Разработка проекта: план деятельности по достижению цели.
- Выполнение проекта: практическая часть
- Заключительный этап: учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; подготовка и обобщение материала для презентации; определить удовлетворенность выполненной работой; выявить самооценку
- Защита проекта: способствовать обмену мнениями и дискуссиям, возникающим после проведённой презентации; выработать совместно с учащимися возможные перспективы продолжения работы над этим проектом, пути перехода к работе над следующим проектом и предварительные сроки.
Взаимодействие участников образовательного процесса в проектной деятельности:
- Ученик определяет цель деятельности - учитель помогает;
- Ученик открывает новые знания - учитель рекомендует источники знаний;
- Ученик экспериментирует - учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента;
- Ученик выбирает - учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
- Ученик активен - учитель создаёт условия для проявления активности;
- Ученик субъект обучения - учитель-партнёр;
- Ученик несёт ответственность за результаты своей деятельности - учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
Научное общество ССОШ
ПОЛОЖЕНИЕ о научном обществе учащихся и учителей ССОШ
Научное общество учащихся (далее Общество) - добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать знания в определённой области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и опытнической деятельности под руководством учёных, педагогов и других специалистов.
Цель: познание окружающего, видеть "удивительное в обыденном"
Задачи Общества:
- формирование единого научного сообщества со своими традициями;
- раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности;
- профессиональная ориентация учащихся;
- углубленная подготовка членов общества к самостоятельной исследовательской работе;
- создание условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов для их совместной работы с профессиональными исследователями;
- проведение исследований, имеющих практическое значение;
- разработка и реализация исследовательских проектов;
- пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства.
Содержание и формы работы:
- Организация и проведение исследовательских работ
- Разработка и реализация межшкольных научно-исследовательских проектов
- Организация лекториев по темам проектов
- Проведение заседаний и научных конференций
- Создание бригад для решения конкретных исследовательских задач
- Публикации статей и выпуск листовок
- Изготовление видео-пособий, учебных пособий
Членство в обществе
Участвовать в работе Общества могут ученики и учителя школы, сотрудники учреждений
Состав научного Общества ССОШ
- Председатель научного Общества - Дорогая Надежда Михайловна учитель географии и экологии высшей категории, руководитель общественной организации "Голубая планета", эксперт НПК "Шаг в будущее"
- Сопредседатель - Плахутина Татьяна ученица 9 класса, дипломант II степени улусной научно-практической конференции "Шаг в будущее" 2008 г.
- Коскина Светлана Григорьевна - заместитель директора по научно-исследовательской работе, учитель черчения, ИЗО, природоведения. Председатель КДН и ЗП п.Солнечный
- Тобонов Евгений Викторович - учитель ин.языка, молодой специалист. Участник региональных, республиканских и всероссийских научно-практических конференций "Шаг в будущее"
- Заланская Елена Юрьевна - учитель истории и обществоведения первой категории, общественный инспектор по правам ребёнка
- Шапочка Лариса Григорьевна - учитель технологии 1 категории, руководитель методического объединения
- Чемова Марина Аркадьевна - социальный педагог, библиотекарь
Заключение
Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это - метод педагогически организованного освоения учащимися новых знаний, это звено в системе воспитания. В цепи развивающей личности программы.
Учитывая возрастные особенности учащихся, не следует ставить перед ними слишком отдалённые задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Но индивидуальные кратковременные проекты могут быть объединены в определённую систему - сложные длительные проекты или программы. Спецификой проекта является его комплексный интегрированный характер.
Взаимодействие участников образовательного процесса в проектной деятельности вырабатывает у ребят чувство ответственности и самостоятельности. Педагог должен уметь исследовать разные проблемы, находить любые ответы и уметь научить этому детей.
Литература
- ж-л Директор школы №9 2008 г. /А.Савенков/
- Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников. - М.: Высшая школа, 2000.
- Нельке Матиас. Техника креативности. - М.: ОМЕГА-Л, 2006.
- Чечель Н.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: 1998 г.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. -М., 1999 г.