Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся с особенностями населения материка;
- Познакомить учащихся с численностью населения материка;
- Размещением населения по континенту;
- Сформировать у школьников представление о национальном составе населения и межэтнических проблемах прошлого и настоящего;
- Продолжить развитие речи школьников используя умение работать с различными источниками географической информации.
Учебно-наглядный комплекс:
Карты – физическая, населения и народов, таблицы, книги, справочники.
Тип урока – изучение нового материала.
Содержание урока
Вводное слово учителя: Африка – колыбель человечества; регион с высокой численностью населения и низким уровнем жизни.
1. Вопрос урока: рассмотреть рост численности Африки по справочным данным
Африка млн. чел | 1900г. | 1950г. | 1980г. | 1990г. | 2003г. |
130 | 220 | 475 | 648 | 872 |
Учащиеся: анализируют данные и пробуют объяснить быстрый рост населения в последние годы, с чем это связано?
2. Вопрос урока: с помощью тематической карты – “население и народы” учащиеся определяют плотность населения и причины неравномерного распределения.
3. Вопрос урока: с помощью карты “Расы” – определить расовую принадлежность народов Африки и выявить коренное население и пришлое.
Из анализа карты учащиеся делают выводы, что на материке главная раса – негроидная, на севере материка – европеоидная, юг материка – европеоидная – пришлое население и о. Мадагаскар – смешанные группы рас.
Также учащиеся определяют причины расовых отличий, сопоставляют с особенностями климата.
4. Вопрос урока: какие народы населяют континент, их особенности этнографии.
Для ответа на этот вопрос учащиеся должны использовать навыки работы с причинно-следственными связями.
Учащимся предоставляется наглядный материал со справочными сведениями из журналов “Вокруг света”, “Путешественник”, энциклопедий.
Дать характеристику народам Африки и выявить причинно-следственные связи их различий по расовым данным, их образу жизни.
Северная Африка – Туареги:
- Жителями какой пустыни являются туареги – кочевники.
- К какой расе относятся?
- Занимаются разведением каких домашних животных?
- Почему верблюдов называют – “корабль пустыни”?
- Туарегов называют – “синими призраками” - как это связано с национальной одеждой – джеллаба.
- Почему и мужчины и женщины носят паранджу, с какими климатическими особенностями это связано?
Экваториальная Африка – Пигмеи:
- К какой расе принадлежат и их численность?
- Почему пигмеи являются “карликами Африки”.
- Охота – главное занятие народа. Какие особенности жизни пигмеев связаны с этим ритуалом?
- Как “лесные жители” исходя из образа жизни не нарушают экологического равновесия в природе?
Тропическая Африка – Нилоты (самые высокие люди планеты – средний рост 190 см.)
- Расовая принадлежность.
- Почему нилоты имеют более темный цвет кожи, чем пигмеи?
- Почему нилоты “самые высокие”, а пигмеи – “самые маленькие” люди?
- Какая существует связь между природной зоной саванн и ростом нилотов, а также их образом жизни (разведение скота, охота).
Общие вопросы сравнения народов:
- Какие жилища имеют данные народы и как это связано с образом жизни и климатическими условиями.
- Из чего состоит пищевой рацион исследуемых народов? Связано ли это с образом жизни.
- Обобщить полученные данные о расовых особенностях и их тесной связи с природными условиями.
5. Вопрос урока: Межэтнические проблемы прошлого и настоящего.
- Что означает термин- апартеид? Банту стан?
- Как колониальное прошлое отразилось на населении материка.
Подведение итогов:
В ходе практической работы с источниками информации учащиеся знакомятся с новым материалом и закрепляют умение работать с источниками информации и делают свои выводы развивая речь.
В ходе данного урока учитель занимает место связующего звена между учащимися , помогает делать правильные выводы.
Урок может проводиться в индивидуальной и групповой работе с учащимися.