Цель урока: рассмотреть положение неметаллов в ПСХЭ и особенности их электронного строения. Повторить понятия ЭО и аллотропии. Рассмотреть состав воздуха.
Оборудование: Образцы неметаллов.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель сообщает классу результаты контрольной работы по теме “Металлы”. Кратко обсуждают типичные ошибки учащихся.
2. Изучение нового материала начинается со стадии вызова.
С целью актуализации знаний учитель зачитывает цитату из книги Ганты Тибор “Жизнь и ее происхождение”.
“Прежде чем приступить к разговору об интересной истории образования Земли, нам необходимо ознакомиться с элементарным составом вселенной. Если бы нам удалось каким – то образом получить усредненный образец материала, из которого построена вселенная, подсчитать и сгруппировать все отдельные атомы, мы с удивлением обнаружили бы, что атомы самого легкого элемента являются самыми распространенными, а также в первенстве ему не уступают еще три химических элемента, которые являются важнейшими компонентами живой материи…”
Учитель обращается к классу с предложением ответить на вопрос: Как вы, думаете, о каких химических элементах идет речь? И определите тему урока.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока – “Общая характеристика неметаллов. Кислород, озон, воздух”.
Какие ассоциации возникают у вас с понятием неметаллы? Какие характеристики вы назвали первыми? (Применяется прием “ Корзина идей, понятий, имен…”)
Учащиеся записывают характеристики на листочках и передают учителю.
Далее определяют положение неметаллов в ПС.
Учитель сообщает, что в ПС всего 22 элемента являются неметаллами, что для неметаллов более характерно различие в свойствах (физических, химических), чем их общность. Для того чтобы дать полную характеристику неметаллам, предлагается заполнить конструктивную таблицу. Параметры сравнения можно использовать из “ Корзины идей, понятий, имен …”, которую учащиеся сформировали в начале урока. Работая с данной таблицей, школьники могут дать полную характеристику неметаллам и параллельно сравнить их с металлами.
Конструктивная таблица.
Параметры сравнения | Металлы | Неметаллы |
1. Атомный радиус. |
|
|
2. Количесво е на ЭУ. | ||
3. Расположение в группах. |
|
|
4. По характеру движения электронов в атомах (s,p,d-элементы) |
|
|
5. ЭО |
|
|
6. Агрегатное состояние. |
|
|
7. Температура плавления. | ||
8. Кристаллическая решетка. | ||
9. Электропроводность | ||
10. Цветовая палитра |
Демонстрация неметаллов (сера, фосфор, графит, иод, активированный уголь, кристаллический кремний). В заключение этапа вызова рассматриваем понятие “аллотропия”. Учитель зачитывает строки из творческого задания “Детективное расследование”. Угадайте, о каком химическом элементе идет речь и что это за конспиративные клички?
“…Внимание! Внимание! Внимание!
Похищен один из самый распространенных химических элементов на Земле. Без него мрамор превратился в негашеную известь, а природный газ и нефть в водородное облако.
Его скрывают под именами – Карбин, Графит, Сажа, Алмаз, Фуллерен”.
Ребята отвечают на вопросы.
Приведите примеры аллотропии.
Что такое аллотропные модификации?
Чем отличаются модификации?
В ходе беседы акцентировать внимание учащихся на различие физических и химических свойств аллотропных модификаций.
3. Стадия осмысления.
На этом этапе школьники получают новую информацию, осмысливают ее, соотносят с уже имеющимися знаниями. На стадии осмысления используем прием “ Зигзаг”. Предлагаем учащимся разделиться на микрогруппы - пары и прочитать, указанные отрывки из текста 15 (учебник О.С.Габриеляна “ Химия -9”, М.; Дрофа 2005). При работе с текстом рекомендуем останавливаться после каждого абзаца и по очереди задавать друг другу вопросы по прочитанному материалу. Важно, чтобы эти вопросы были не поверхностными, а затрагивали суть новой информации.
4. Завершает урок стадия рефлексии.
Предлагаем учащимся, работая в группах, составить графический организатор – кластер по данной теме.
В заключение урока, учащиеся закрывают на минуту глаза, расслабляются, усаживаются поудобнее и обдумывают то, что они делали на уроке. Затем школьники выполняют рефлексивный тест. Листочки не подписываются, в случае согласия с утверждением ставят около него знак “+”.
Рефлексивный тест:
- Я узнал (а) много нового.
- Мне это пригодится в жизни.
- На уроке было над чем подумать.
- На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил (а) ответы.
- На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг (ла).
По окончании прошу поднять руки тех, кто поставил 5 “+”, затем тех, у кого 4 и 3 “+”. Это именно те оценки, которые они поставили мне за урок.
Подводим итоги урока, предлагаем домашнее задание.
Литература:
- Тибор Г. Жизнь и ее происхождение: М “ Просвещение”, 1984.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.Народное образование, 1998.
- Халперн Д. Психология критического мышления – СПб.: Питер, 2000.
- http:\\bs.yandex.ru\ resource\by.gif.