Цели урока:
Познавательные:
- повторение и обобщение сведений о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;
- формирование навыков грамотного пунктуационного оформления указанных конструкций;
- формирование умения самостоятельно анализировать СПП с несколькими придаточными;
- составление схем СПП с последовательным, параллельным, однородным подчинением;
- составление СПП с разными придаточными;
Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение;
- поддерживать других и быть к ним благожелательными;
Развивающие:
- развивать критическое мышление через чтение информационного текста и практических заданий;
- развивать логическое мышление;
Приёмы: “кластеры”, ключевые термины, “поиск”.
Ход урока
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы “СПП с несколькими придаточными”.
К доске для разбора предложений идут двое учащихся, а с кластерами будут работать ещё двое учащихся. Ваша задача сделать синтаксический разбор предложений, расставить знаки препинания, а ваша показать порядок разбора предложений: простого и сложного.
Порядок разбора сложного предложения:
(По цели выск.- по интонации – по наличию грамм. основ(сложное) – по наличию союзов – ССП, СПП, БСП – состоит из ? простых)
Порядок разбора простого предложения:
(По цели выск. – по интонации – по наличию грамм. основ(простое), по наличию гл. чл. (двусост. или односост.), по наличию втор. чл., полное или неполное, чем осложнено).
Россия переживёт муки, унижения, разделения; и она, несомненно, выйдет из этих унижений. (А.Блок “Интеллигенция и революция”).
(Повеств., невоскл., сложное, союзное, ССП, сост.
из двух простых).
1-е : двусост, распр., полное,
осл.однород.дополнениями.
2-е : двусост, распр., полное, осл.вводным словом.
Передо мной Россия, которую Гоголь назвал несущейся тройкой. (А.Блок “Интеллигенция и революция”).
(Повеств., невоскл., сложное, союзное, СПП,
состоит из двух простых).
1) главное, двусост.,, распр., неполное, не
осложнено.
2) придаточное определительное, простое, двусост.,
распр., полное, не осложнено.
Стадия вызова.
I. На доске записаны “ключевые термины”. Опираясь на них, составьте правила о предложении: простом, ССП, СПП.
(ключевые слова: простое предложение, подчинительные союзы, сочинительные союзы, союзные слова, интонация, главное предложение, придаточное предложение).
Учащиеся составляют правила.
II. А теперь работаем в парах. Задайте по три вопроса (“толстых” и “тонких”) друг другу. Но помните правило о толерантности (ученик читает вслух), (работают в течении 2-3 мин.)
Время работы в парах прошло. Пожалуйста, задайте от каждой пары по 1 вопросу (не повторяться!).
“Толстые” и “тонкие” вопросы:
- на какой вопрос отвечают придаточные
определительные?
- когда в СПП между двумя простыми предложениями
не ставится запятая?
- как связаны простые предложения в составе
сложного?
- чем соединены простые предложения в составе
сложного?
- что такое СПП?
- чем отличается однородное подчинение от
параллельного?
- могут ли в одном сложном предложении
использоваться однородное и параллельное
подчинения?
- как отличить союз от союзного слова?
III. Слушаем отвечающих у доски.
1) работа с кластерами:
а) простое предложение;
б) сложное предложение;
2) работа со сложными предложениями:
а) ССП;
б) СПП.
IV. Разбор предложения всем классом.
Когда выехали со двора, он оглянулся назад и увидел, что Собакевич всё ещё стоял на крыльце и приглядывался, куда гость поедет. (Повеств., невоскл., сложное, союзное, СПП, состоит из 4-х простых, СПП с параллельным и последовательным подчинением).
Стадия осмысления.
V. А теперь, ребята, ещё раз обратите внимание, что кроме запятой в ССП ставится и точка с запятой (в 11 классе изучим постановку тире). Также и в СПП ставится точка с запятой между придаточными.
А сейчас работаем с предложениями, записанные под буквами АБВГД. (Дети читают предложения вслух).
Найдите среди них то, которое будет иметь придаточное, соединённое точкой с запятой (знаки препинания не расставлены). Помните, при каком условии ставится ; в ССП (повторить!). Разбирая каждое предложение, вы выделяете грамматическую основу, составляете схему, указываете вид придаточных и подчинения. (Кто справился, тот выходит к доске и выполняет задание)
Вам встретилось слово ПАРАДОКС. Знаете ли вы значение этого слова?
(Парадокс –
1. Странное, расходящееся с общепринятым мнением,
высказывание, а также мнение, противоречащее
(иногда только на первый взгляд) здравому смыслу.
2. Явление, кажущееся невероятным и неожиданным.)
А. Это риторическое оружие, научиться
владеть которым также сложно, как сложно
научиться владеть фехтовальщику шпагой.
Б. Но тот, кто его освоил, становится неуязвим,
потому что он может и нападать и защищаться.
В. Парадокс – великолепное риторическое
средство, которое придаёт речи блеск, вызывающий
у слушателя удовольствие, наслаждение; которое
привлечет сразу внимание людей и удержит их.
Г. Парадокс помогает разрушить догму,
высмеять устаревшее, надоевшее пошлое.
Д. И делать это он может так, что вызовет у
слушателей восхищение, даже если они его
противники.
(Догма – положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах).
ЗАДАНИЯ.
VI. Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст. (Ключ на доске).(ответ – ВГАБД)
Подведём итог.
Сегодня на уроке мы повторили:
- Порядок разбора простого предложения.
- Порядок разбора сложного предложения.
- Синтаксический разбор ССП.
- Синтаксический разбор СПП.
- Какие бывают виды придаточных в СПП.
- Какие виды связи в СПП.
На уроке мы столкнулись с постановкой ; в СПП, ещё раз повторим, когда ставится ; в СПП.
Если однородные придаточные распространены и внутри этих предложений есть уже запятые, то они могут отделяться друг от друга точкой с запятой.
Учащиеся находят и читают правило в учебнике.
Вывод: В СПП ; ставится при таких же условиях, как в ССП, т.е. если простые предложения в составе сложного распространены и внутри этих предложений есть уже запятые.
1. Какие средства связи использованы в предложениях?
- морфологические: парадокс – он (исп. лич. мест. вместо слов из предшествующих предложений, но; это (союзы, союз. сл. в начале предл.); оружие – его.
- синтаксические: использование семантической связи частей (может нападать и защищаться – делать это).
- лексические: оправданный лексический повтор (парадокс-парадокс), контекстуальный синоним (парадокс-это риторическое оружие).
2. Укажите значение слова ДОГМА (предложение Г)(ответ -2)
- Соглашение о взаимных обязательствах.
- Положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах.
- Мысль, приводимая в доказательство чего-нибудь.
- Уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь.
Рефлексия.
А теперь обратимся к домашнему заданию, которое является подготовкой к письменному экзамену. Вы разбирали текст N 52 из сборника текстов изложений. К этому уроку должны были подготовить элемент сочинения к тексту.
Сейчас перестройте простые предложения ваших сочинений на ССП и СПП, но так, чтобы в предложениях перед придаточными были не только запятые, но и точка с запятой. При работе используйте памятку по союзам и памятку по стилистике. (Дети читают памятку).
Ученики записывают перестроенные предложения в рабочий листок учащегося.
Домашнее задание: Найти и выписать из произведений художественной литературы сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
Список литературы:
- Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. – 28-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
- Русский язык: Сб. текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл. / Авт.- сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова. – М.: Дрофа, 2002.
- Русский язык: Учеб. – справ. пособие/ Е.А.Панова, А.А.Позднякова. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2004. 462с. – (Справочник школьника).
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. – М.:ВАКО, 2006. – 224с. – (В помощь школьному учителю).